Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполнил. Список литературы



 

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

Департамент политики и управления

Образовательная программа «Политология»

РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему:

«Социологический анализ романа «Покорность» Мишеля Уэльбека»

Выполнил

Студент группы №БПТ191
Агалян Альберт Артурович

Москва,
2019

 

 

В данном эссе будет проведен социологический разбор романа «Покорность» французского писателя-постмодерниста Мишеля Уэльбека. Роман, который  еще до продаж объявили исламофобским, вышел в свет в тот же день, когда редакция Charlie Hebdo, была атакована исламскими экстремистами, что не могло не привлечь внимание к нему, к тому же, в номере Charlie Hebdo, вышедшем в тот же день, была опубликована хвалебная рецензия на «Покорность».

Действие книги разворачивается во Франции, в 2022 году, на фоне общей аномии французского общества, критикуемого Уэльбеком за его буржуазность. Здесь можно проследить некоторое сходство с идеями Эмиля Дюркгейма, который считал, что наиболее острый характер аномия приобретает в развитых и богатых обществах[1]. На очередных президентских выборах Мохаммед бен Аббас, кандидат от «Мусульманского братства», поддержанный левыми партиями, во втором туре одерживает победу над Марин Ле Пен, несмотря на то, что в первом туре исламисты набирают около 20%. Тут можно увидеть дисфункцию института демократии, когда во втором туре большинству избирателей приходится выбирать из двух зол меньшее. Главный герой книги – Франсуа, филолог, преподаватель в Сорбонне, специализирующийся на французском символизме. Абсолютный абсентеист, он ненавидит леволиберальную модель французского общества, однако не готов открыто выступать против неё, так как является государственным служащим. Когда победа «Мусульманского братства» становится очевидной, он лишается работы в Университете и девушки-еврейки, которая эмигрирует в Израиль, опасаясь всплеска антисемитизма. Оставшись один, Франсуа выходит на контакт с маргинальными идентаристскими политическими движениями, но отказывается вступать в вооруженную борьбу. В конце концов, герой обращается в ислам и возвращается на работу.

Анализируя сюжетную линию главного героя можно наблюдать первый социально-ролевой конфликт – Франсуа-гражданина и Франсуа-госслужащего. С одной стороны, ему как гражданину противны левые, с другой, работа в вузе, среди интеллектуалов левого толка, склоняет его к более либеральному мировоззрению. Еще один внутриличностный конфликт Франсуа - его неприятие ислама и последующий переход в него. Дело в том, что после победы правительство сразу же приступает к масштабным реформам всех социальных институтов, опираясь на принципы дистрибутизма, в том числе и субсидиарность и коммунитаризм. Бесплатное светское образование ограничивается несколькими классами начальной школы, а Сорбонна, где преподавал главный герой книги, превращается в мусульманский университет, в котором имеют право учиться и преподавать только мусульмане. Таким образом, институт высшего образования приобретает новую функцию – прозелетическую, так как во Франции высшее образование – один из лучших социальных лифтов, и многие родители, желая обеспечить возможности для обучения своих детей, принимают ислам сами и обращают в него детей. Таким образом, такие родители склоняются к конформности, то есть «изменению в поведении или мнении под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей»[2]. Изменение религиозной принадлежности под воздействием миссионерской деятельности представляет собой ценностно-рациональное действие,  в этом случае его нужно относить к целерациональному. В случае же Франсуа, речь идет об аффективном действии: не мыслящий своей жизни без науки и преподавания герой, даже несмотря на назначенную ему огромную пенсию, пребывает в фрустрации, так как не может удовлетворить свои гносеологические потребности.

Будучи последовательным критиком ислама, Мишель Уэльбек предостерегает своих сторонников от неправильного восприятия ислама как идеологии, которая опирается только на жесткую силу. В своей книге, несмотря на многочисленные обвинения в исламофобии, Уэльбек, однако, не очерняет ислам, наоборот, каждым действием правительства и реакцией населения на него он подчеркивает, что ислам подвергается социальной стигматизации. Гофман определяет стигматизацию как наделение индивида или группы «качеством, выдающим какое-то постыдное свойство индивида, причем характер этого качества определяется не самим качество, а отношениями по поводу него»[3]. Без этой стигматизации ислам легко встроится в социальную реальность Европы, а затем способен эволюционировать в обыкновенную идеологию и менять эту социальную реальность.

Лучше всего это изменение видно на примере социальных институтов. Формировавшиеся сотни лет, они меняются в мгновение ока, под воздействием нового социального факта. В «Покорности» социальные институты не рассматриваются как самостоятельные структуры, оказывающие влияние и формирующие социальную среду. У Уэльбека именно социальная среда формирует институты, например слабеющий институт брака, после прихода к власти «Мусульманского братства» только укрепляется, причем в традиционном европейском виде, институт многоженства, характерный для мусульманских обществ появляется в новой Франции как неформальный институт. Вопреки стереотипным социальным ожиданиям противников нового режима, страну не захватывает волна мусульманского экстремизма, а на улицах не появляются шариатские патрули. Вместо этого новый режим используют мягкую силу, отказавшись от концепции социального государства, оно урезает налоги, что приводит к бурному росту мелких семейных бизнесов, и как следствие, укреплению института семьи, который возвращает давно потерянные позиции, происходит переход от нуклеарной семьи обратно к расширенной. Женский труд не запрещается, но такое поведение считается девиантным. Эти два факта вызывают общественное одобрение, так как семьям оказывается финансовая поддержка, а массовое освобождение женщинами своих рабочих мест приводит к исчезновению безработицы. Уже упомянутый институт образования практически полностью коммерциализируется, финансируясь за счет нефтяных монархий Ближнего востока. Мусульманское правительство умело адаптирует исламские социальные нормы, встраивая их в западноевропейский социокультурный контекст. Например, идея всемирного исламского халифата в реальности Европейского Союза идет рука об руку с панъевропеизмом, а Мохаммед бен Аббес видит себя новым Цезарем Августом. Умело смешивая социалистические идеи с консервативными, «Мусульманское братство» привлекает на свою сторону массы, а элита, перешедшая в ислам становится для масс референтной группой, таким образом происходит религиозная индоктринация общества. Устоявшаяся социальная и культурная структура западного общества не смогла распространиться на мусульман, а значит, те сохранили свои собственные цели «с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей»[4]. Эти способы Уэльбек оценивает как намного более эффективные, чем западные, а их победу символизирует финальное обращение Франсуа в ислам.

Таким образом, в романе «Покорность» можно проследить многочисленные социологические сюжеты. Применяя социологический анализ текста, можно обнаружить не только такие поверхностные сюжеты, как конфликты социальных ролей и взаимовлияние социальной реальности и социальных институтов, но и более глубинные, как например эффективность социальной и культурной структуры. В заключение, хотелось бы упомянуть и то, что в книге и индивид, и институты крайнее подвержены влиянию социальных фактов и среды, что наглядно подтверждается изложенными в эссе примерами.

                                                                                                  

Список литературы

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию – изд. 7. – М., 1998.

Мертон Р. К. Социальная структура и аномия – М.: Прогресс, 2006.

Уэльбек М. Покорность – М.: Corpus, 2015

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд – М.: Мысль, 1994

Gofman E. Stigma: Notes on the Management of the Spoiled Identity. – N.J., Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963

 

 

 

 


[1] Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд – М.: Мысль, 1994 – С. 187

[2] Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию – изд. 7. – М., 1998. – С. 517

[3] Gofman E. Stigma: Notes on the Management of the Spoiled Identity. – N.J., Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963 – P. 3

 

[4]  Мертон Р. К. Социальная структура и аномия — М.: Прогресс, 2006. — С.90



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.