Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Старовавилонский период (XIX-XVII вв. до н. э.). Держава Хаммурапи



Старовавилонский период (XIX-XVII вв. до н. э.). Держава Хаммурапи

 

В течение XX в. до н. э. аморейские вожди один за другим вы­краивают для себя в Месопотамии царства, уже и формально не­зависимые от Иссина. В 1895 г. до н. э. такое царство с центром в незначительном городке Вабили («Врата Бога», Вавилон)основал вождь Сумуабум. Время правления его династии в Вавилоне вы­деляется как Старовавилонский период истории Месопотамии. В это время завершается этническая трансформация в Нижней Месопотамии: аккадцы полностью ассимилируют шумеров, но шумерский, даже став мертвым языком, остался неизменным языком учености, месопотамской «латынью».

Аморейско-аккадские государства ожесточенно воевали друг с другом, и к 1800 г. до н. э. Месопотамия приобрела следующий вид: юг страны контролировало царство Лapca, центр — Вавилон и Эшнунна, Верхнюю Месопотамию, включая бывшее царство Мари и староассирийское государство, занимала огромная дер­жава аморейского вождя Шамши-Адада (ок. 1824-1777 гг. до н. э.), захватившего в конце XIX в. до н. э. Мари и Ашшур и по­садившего править ими своих сыновей. Сам он управлял из Шубат-Эллиля в Верхней Месопотамии. Держава Шамши-Адада была разбита на военные округа, наместники которых присма­тривали за множеством мелких традиционных правителей, чьи территории входили в соответствующий округ. Сирийское госу­дарство Ямхад (враждебное Шамши-Ададу) и Элам активно взаи­модействовали с месопотамскими царствами. Множество мелких политических образований находилось в зависимости от всех пе­речисленных государств. «Никто не силен сам по себе, — говорит один из царей этого времени, — за каждым сильным государем идет 10-15 зависимых».

В обществах Месопотамии этого времени выделяются три со­словия: свободные общинники авилумы (досл. «люди»), «царские люди» мушкенумы (досл, «склоняющиеся под чье-то покрови­тельство») и рабы по сословию вардумы. Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины и не имели само­управления. Они отдавали себя под покровительство царя, чтобы получить от него земельный надел, и сидели отдельными мелки­ми хозяйствами на царской земле (на них и лежало основное бре­мя податей; кроме того, особые группы мушкенумов несли воин­скую повинность как военные колонисты или находились на иной царской службе). Их жизнь регламентировалась государством. Мушкенумы, в отличие от авилумов, не могли уйти с выданной им земли без разрешения государства. Вардумы были частными рабами, их покупали и продавали. Естественно, общинник-авилум, принимающий надел от царя, авилумом быть не переставал (если не выходил специально из общины), а мушкенум, которому удавалось стать членом общины, становился авилумом, но это не освобождало его от прежних обязательств по царской земле.

Людей разных сословий закон ценил по-разному. За убийство авилума карали смертью, виновному в убийстве раба достаточно было возместить хозяину ущерб и т.д. Однако жестких границ, в том числе психологических, между сословиями не было. Раб мог иметь собственное имущество и семью. Он считался человеком, а не вещью, господин распоряжался лишь его временем и трудом. Многие свободные сочувствовали рабам и помогали им бежать от хозяев, так что в Законы Хаммурапи пришлось включать специ­альную статью, угрожающую суровыми наказаниями за помощь беглому рабу.

В старовавилонском обществе существовали два основных класса: господствующий (почти исключительно люди, состоящие на государственной службе) и обложенные государственной экс­плуатацией мелкие производители, ведущие свое хозяйство. Среди последних общинники эксплуатировались меньше, сидя­щие на земле под условием выплаты части урожая мушкенумы (источники знают их под именем «наши бильтим», т.е. «платель­щики дохода») — интенсивнее; в отличие от лиц, принимавших от царя более квалифицированную службу, «плательщики», как и военные колонисты, были прикреплены к своей службе и земле. Частная эксплуатация в городских общинах была развита, но к формированию классов не приводила.

Элита и большой административный аппарат состояла и из авилумов, и из мушкенумов, возвысившихся на службе царя, и существовала на государственном обеспечении (главным образом в форме прямого жалования). От налогов она, естественно, осво­бождалась. Крупных частных владений не существовало. Цари не создавали крупной собственности пожалованиями, а община была весьма крепка, и внутри нее крупные частные эксплуатато­ры тоже возникать не могли. Крупных и независимых частных фондов движимости тоже почти не было: купцы были поверстаны в государственную службу и стали правительственными торговы­ми агентами тамкарами (через них государство вело внешнюю торговлю и устанавливало твердые цены на внутреннем рынке), а с ростовщиками цари старовавилонского периода боролись, раз в 10-15 лет аннулируя все долги. Разумеется, возможность реаль­но проводить такую политику в интересах государства была тем больше, чем сильнее было само государство; при царях, недоста­точно сильных или недостаточно ответственных, чтобы ее прово­дить, степень огосударствления общества резко падала.

Первая половина XVIII в. до н. э. неожиданно привела к инте­грации Месопотамии. Ок. 1780 г. до н. э. сильнейшим ее царем был, бесспорно, Шамши-Адад; зависимость от него признавали и Хаммурапи Вавилонский (1792-1750 г. до н. э.), и Катна в Южной Сирии, и горные области северо-западного Ирана. Однако с его смертью его держава (известная у соседей под названием ¦Субарту») почти мгновенно развалилась. В Мари, в частности, к власти пришел Зимрилим, из местной династии, изгнанной в свое время Шамши-Ададом.

Ситуацией воспользовались эламиты, к 1770 г. до н. э. поста­вившие под свой контроль всю Месопотамию и даже делавшие вылазки в Сирию и Палестину. Господство их, однако, оказалось эфемерным: в 1764 г. до н. э. Хаммурапи в союзе с Зимрилимом сверг господство эламитов. Началось десятилетие войн, в ходе ко­торых Хаммурапи одолел и Элам, и прочие месопотамские цар­ства, включая JIapcy и осколок Субарту — царство сына Шамши- Адада Ишме-Дагана с центрами в Ашшуре и Шубат-Эллиле, и своего недавнего союзника Зимрилима. В 1763г. до н.э. пала Ларса, в 1759 г. — Мари, в 1757 г. —Ашшур, в 1756 — Эшнунна, ок. 1755 г. до н. э. Хаммурапи оккупировал Сузиану.

Образовалась единая общемесопотамская империя, причем строго централизованная. Сам Хаммурапи делил ее на две части: коренная территория (аккадоязычные номы, поклоняющиеся шумеро-аккадским богам в чистом виде) и чужеродная перифе­рия (эламитская Сузиана, хуррито-аморейские территории Верхней Месопотамии, входившие ранее во владения Мари и Субарту, а с падением последних доставшиеся Хаммурапи). Во вступлении к своим знаменитым Законам (ок.1755 г. до н.э.) Хаммурапи прокламирует себя лишь как благодетеля первой ча­сти державы, перечисляя все образующие эту часть номы, и вовсе не упоминает остальные свои владения. Объединение Месопотамии, которого добился Хаммурапи, оказалось прочным по общим последствиям — страна после этого уже никогда не рас­падалась на отдельные номовые государства.

Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как образцовые еще тысячу лет спустя. Однако связано это было не столько с новизной их содержания (законы такого же типа, направленные на ограничение частной эксплуатации, проводили и другие цари), сколько с тем, что Хаммурапи имел силу и волю провести их в жизнь, как никто другой, да еще по всей Месопотамии разом.

Законы, как Хаммурапи объявляет во введении, были введе­ны для того, «чтобы сильный не притеснял слабого» и для «убла­жения плоти людей». Доминантой их является ограничение и регламентация частной эксплуатации и частнособственнических отношений вообще, утверждение за государством контроля над всей хозяйственной жизнью. Законы регулируют цены и тарифы, в том числе условия найма и аренды, правила земле- и водополь­зования и возмещения долга. Законы воспрещали ростовщикам взимать слишком высокий процент, а предельным сроком долго­вого рабства называли 3 года (по истечении которых долговые рабы вновь становились свободными). Каждые десять-пятнадцать лет Хаммурапи и его преемники издавали так называемые «указы справедливости» (доел, «выравнивания»), по которым все долги, существовавшие на тот момент, аннулировались и люди, очутившиеся в долговой кабале, избавлялись от нее.

Держава Хаммурапи в полном объеме просуществовала не­долго: при его преемнике Самсуилуне (1749-1712 гг. до н. э.) ее постигла настоящая катастрофа. В1742 г. до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей ранее неиндоевропей­ские племена с этнонимом «касс» (аккадское кассу, в современ­ной науке касситы, самоназвание каспе — каспии?) под предво­дительством их вождя Гандаша. По-видимому, это были абориге­ны северо-центрального Ирана, сдвинутые с места ударившим по ним цепным переселением народов, как раз в то время проходив­шим на территории Ирана и вызванным миграцией сюда индоиранцев из-за Кавказа.

Касситы рассекли надвое державу Хаммурапи, прошли ее на­сквозь и обосновались на Среднем Евфрате, где создали кассито- аморейское государство Хана (другая часть касситов осела вос­точнее Диялы, при верховьях рек Керхе и Карун). Отрезанная этим движением от Вавилона Верхняя Месопотамия, включая Ашшур, вскоре отпала и вновь, как до Шамши-Адада, стала кон­гломератом мелких политических образований (чем вскоре вос­пользовались хурриты, жившие при Верхнем и Среднем Тигре и приведенные в движение на юго-запад отголосками того же транс­иранского переселения, что и касситы). В 1739 г. до н. э. против Вавилона восстал былой шумерский юг Нижней Месопотамии; Самсуилуна подверг его невероятному разгрому, но в 1722 г. до н. э. тот все же отпал от Вавилонии, образовав особое царство Приморья, цари которого принимали шумерские имена, хотя на живом шумерском не говорили уже ни они сами, ни их поддан­ные.

В конце XVIII — начале XVII в. до н. э. большая часть Верхней Месопотамии (до того преимущественно аморейской) оказалась занята двигающимися с ее северной и северо-восточной окраины хурритами, образовавшими здесь государство Ханигальбат. Ок. 1625 г. до н. э. Вавилония аннексировала Хану, но спустя 30 лет неожиданный набег хеттского царя Мурсили I из Анатолии, взяв­шего и разграбившего Вавилон, покончил с домом Хаммурапи. Хетты не пытались закрепиться в Месопотамии, а сразу поверну­ли назад, и за контроль над Вавилонией вступили в борьбу две силы: Гулькишар, царь Приморья, и поселившиеся к этому вре­мени в самой Вавилонии племенные группы касситов, выходцев из кассито-аморейской Ханы, под водительством потомка Гандаша. Гулькишар занял было Вавилон, но был вытеснен из него касситами. Начался т.н. средневавилонский период — вре­мя правления касситской династии в Вавилоне.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.