Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполнил. Список литературы



 

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

Департамент политики и управления

Образовательная программа «Политология»

РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему:

«Социологический анализ произведения»

на основе эпизода “Пике” из сериала “Черное зеркало” (3 сезон, 1 серия).

Выполнил

Студент группы №191
Бакшук Матвей Вячеславович

Москва, 2019

Для социологического анализа мною был выбран эпизод “Пике” из сериала “Чёрное зеркало”. Действия данной серией происходят в обществе, где юридически закреплена система социального рейтинга. Люди ставят друг другу оценки от 1 до 5, из которых и формируется их рейтинг. В зависимости от оценки человека, меняется его положение в социальной иерархии, уровень доверия к нему со стороны окружающих. Данная серия затрагивает несколько тем, одними из которых становится проблема социального неравенства, расслоения общества и цены высокого места в социальной иерархии.

Итак, мы с первых минут серии можем проследить идею наличия социальной стратификации. Стратификацией, как писал П. Сорокин, является [1, с. 301] “дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге” [1, с. 301]. Немецкий социолог М. Вебер выделял разные критерии стратификации, деля их на [2, с. 171] “решающие” (статус индивида на рынке) и “вторичные” (престиж, уважение, почести, которые получает индивид) [2, с. 171]. В рассматриваемом обществе “решающим” критерием является сам числовой показатель рейтинга человека, который видят все. Чем больше это число, тем выше человек находится в социальной иерархии. На основе этого критерия формируются “вторичные”, как это обычно и происходит (они зависимы от “решающих” и едва ли когда-нибудь вступают с ними в конфликт). Тем не менее, существует возможность перехода из одной страты в другую. В социологии это называется [1, с. 296] социальной мобильностью [1, с. 296]. Данный термин ввёл также П. Сорокин. Социолог разделял социальную мобильность на вертикальную и горизонтальную, но в рамках данной работы нас больше интересует первый вид. Вертикальная социальная мобильность означает перемещение индивида из одной страты в другую, включающее изменение его социального статуса. В рассматриваемом нами обществе “социальное восхождение” возможно, но только при условии соответствия индивида определённым ожиданиям со стороны других. Перемещение вверх по социальной лестнице зависит именно от этого. Также, существует “граница”, не позволяющая индивиду в короткие сроки повысить свой социальный рейтинг больше определённого уровня, если люди с рейтингом выше не оценят его действия и посты в единой социальной сети положительно. Можно вспомнить работу Зорбо, описывающую [3, с. 50] "высшее общество” золотого берега и идею появления нового социального типа – “карьериста” [3, с. 50]. Целью таких людей является попадание в “высшее общество”, используемые ими методы отличаются, но желаемый результат не меняется. В рассматриваемом обществе карьеристкой является главная героиня. Она трепетно относится к своему рейтингу и всяческими средствами старается поднять его значение. В данном случае её социальные действия сложно отнести к одному из идеальных типов по классификации М. Вебера, но больше всего они близки к [4, с. 463] ценностно-рациональным [4, с. 463]. У героини появляется цель: жизнь в элитных апартаментах, вот только её средств не хватает. Риэлтер говорит о возможности предоставления скидки, но она даётся только клиентам с рейтингом 4.5 и выше (у героини на момент диалога рейтинг 4.2). Так, девушка начинает искать варианты для быстрого повышения своего рейтинга, потому что предыдущее место жизни приходится освобождать. Консультируясь со специалистом, героиня понимает, что ей необходим “скачок”, достижение которого возможно исключительно посредством получения высоких оценок от людей с рейтингом от 4,6 до 5. Такое описание напоминает о понятии социального лифта, которым в данном случае являются высокопоставленные знакомые, своеобразная элита. С этого момента действия героини становятся больше похожи на [4, с. 463] целерациональные [4, с. 463]. К счастью для неё, школьная знакомая с высоким рейтингом приглашает её на свою свадьбу в качестве подруги невесты. Понимая, что на этом мероприятии соберётся множество влиятельных людей, героиня, не раздумывая, соглашается, и начинает готовиться к поездке. Однако с самого начала пути всё идёт не по плану. Если говорить об этом, не вдаваясь в подробности, героиня теряет значительную часть своего рейтинга, тем самым испытывая на себе [1, с. 292] нисходящую социальную мобильность [1, с. 292]. На определённом этапе своего пути девушка пытается поймать попутный автомобиль, но никто из водителей не останавливается. Этот эпизод отсылает нас к понятию социальной стигматизации. Социолог И. Гофман определял стигму как [5, с. 3] “качество, выдающее какое-то постыдное свойство индивида, причём характер этого качества определяется не самим качеством, а отношением к нему” [5, с. 3]. Говоря проще, процесс социальной стигматизации означает навешивание ярлыков на людей из-за каких-либо качеств, которыми они обладают. В рассматриваемом случае общество (в лице водителей, проезжающих мимо) видит в героине индивида с социального дна, что вызвано низким значением её рейтинга, и, как следствие, не доверяют ей, проезжая мимо. Забавен другой факт, описанный далее. Единственным человеком, предложившим героине свою помощь, является женщина, значения рейтинга которой ещё ниже, чем у самой героини. Сначала, девушка не хочет доверять ей, что также является следствием социальной стигматизации по тому же критерию, но уже со стороны героини. Однако из-за безвыходности ситуации, она принимает это предложение и садится в грузовик путницы. Впоследствии, между ними происходит интересный диалог, из которого становится понятно, что путница в какой-то момент пересмотрела свои взгляды на жизнь и утратила веру в привычные ценности. Если бы такое случилось со всем обществом, английский социолог Э. Дюркгейм несомненно бы классифицировал это как аномию. В своём труде “Самоубийство”, он рассуждал о аномии как о [6, с. 127] “состоянии дезорганизации, при котором действительность не может удовлетворить предъявляемые людьми требования” [6, с. 127]. Также произошло и с этой женщиной, после того как её муж заболел раком, на что действующая система никак не смогла повлиять. Таким образом, она перестала заботиться о своём рейтинге, начала говорить людям всё, что о них думает, не боясь негативной оценки с их стороны. Это, в свою очередь, сделало её девиантом и нонконформистом, не принятым обществом. Американский социолог Р. Мертон классифицировал бы способ адаптации этой женщины условиям общества как [7, c. 94] ретретизм [7, c. 94]. Главная героиня проникается этими идеями, ощутив несправедливость окружающего мира на себе. В конце эпизода её рейтинг опускается до нуля, но она наконец ощущает свободу своих эмоций и внутреннюю гармонию.

Итак, данная серия является интересной для социологического анализа, ввиду множества затрагиваемых тем, которые могут быть классифицированы с позиции различных социологических подходов. Сам эпизод, даже если рассматривать его в отрыве от социологического контекста, заставляет задуматься над тем, насколько истинны ценности человека и насколько важны методы их достижения, однако это тема уже совсем другой работы.

 

 

Список литературы

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во политической литературы, 1992

2. Weber M. On charisma and institutional building. Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1968

3. ZORBAUGH H.W. The Gold Coast and the slum: A sociological study of Chicago’s Near North Side. — Chicago: University of Chicago Press, 1929 — P. 50

4. Вебер М. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ// Западноевропейская социология ХIX - начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 463.

5. Гофман И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью// E. Goffman. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. N.Y.: Prentice-Hall, 1963. Chapters 1 and 2 (3-6).

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд// Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.

7. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Social Structure and Anomie// American Sociological Review. 3. October, 1938. P. 672—682.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.