|
|||
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине « Психология»Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине « Психология» 1. Предмет психологии. Различные представления о предмете психологии. 2. Этапы формирования психологии как науки. 3. Отрасли психологии. 4. Методы психологии. 5. Наблюдение как метод психологического исследования. 6. Эксперимент в психологии. 7. Тестирование как метод психологического исследования. 8. Качества внимания: переключения, концентрация, устойчивость. 9. Виды внимания. 10. Бессознательное в психике человека. Классы неосознаваемых процессов. 11. Сознание как высшая ступень развития психики. 12. Функции сознания. 13. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева. Основные виды деятельности. 14. Ощущения: основные функции. Взаимодействие ощущений. 15. Формы изменчивости ощущений, измерение ощущений. 16. Специфическая и неспецифическая чувствительность. Условия развития ощущений. 17. Восприятие и его виды. Зависимость восприятия от особенностей личности и характера деятельности. 18. Свойства восприятия. Способы развития восприятия. 19. Особенности предметного восприятия человека. 20. Особенности осязательного восприятия. 21. Слуховое восприятие: музыкальный и речевой слух. Роль моторного аппарата в развитии слухового восприятия. 22. Внимание: основные функции и виды. 23. Основные свойства внимания. Факторы, определяющие внимание. 24. Методы изучения внимания. 25. Виды и типы памяти. Экспериментальное изучение памяти. 26. Запоминание: виды, условия эффективного запоминания. 27. Сохранение: виды и условия эффективного сохранения. 28. Воспроизведение: виды и условия эффективного воспроизведения. 29. Забывание: виды и условия забывания. 30. Мышление как психический процесс: понятие, функции, виды. 31. Мышление как процесс решения задач. Проблемные ситуации и мышление. 32. Основные мыслительные операции и формы мышления. 33. Психологические теории мышления. 34. Творческое мышление и методы его диагностики. 35. Методы изучения мышления. 36. Природа и виды воображения. Воображение и творчество. 37. Приемы преобразования в процессах воображения. Диагностика воображения. 38. Понятие об интеллекте и его измерении. 39. Язык и речь. Виды речи. Соотношение мышления и речи. 40. Эмоции, их функции и классификации. 41. Чувства и личность. Виды чувств и их формирование. 42. Понятие о воле. Структура волевого действия. 43. Волевая регуляция деятельности и ее совершенствование. 44. Общее представление о личности. Понятия индивид, личность, индивидуальность. 45. Подходы к изучению личности в современной психологии. 46. Потребности. Виды потребностей и их развитие. 47. Мотивы, их функции и виды. Мотивация личности 48. Современные подходы к изучению темперамента. 49. Психологическая характеристика основных типов темперамента. 50. Отличительные признаки темперамента. Темперамент и деятельность. 51. Характер: понятие, природа, структура и проявления. 52. Темперамент и характер, их соотношение. 53. Акцентуации характера. Основные положения типологии К. Леонгарда. 54. Понятие о социальном характере. Типологии социальных характеров. 55. Представление о «Я-концепции» в современной психологии. 56. Самооценка и уровень притязаний личности. 57. Природа способностей. Задатки и способности. 58. Структура и уровни развития способностей. 59. Изучение и развитие способностей. 60. Соотношение понятий «субъект», «личность», «индивидуальность». 61. Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», «биологический возраст». 62. Понятие «социализация». Этапы социализации. 63. Стадии психосоциального развития (Э. Эриксона). 64. Фрейдизм, психоанализ. 65. Бихевиоризм. 66. Гуманистические теории личности. 67. Теория личности Г. Тома. 68. Трансперсональная психология. 69. Структура личности (К. Платонова). 70. Типы темперамента и физиологические основы темперамента. 71. Конституционные и клинические типологии. 72. Характер, акцентуации характера и неврозы. 73. Профессиональные роли и стереотипы поведения. Профессиональная деформация характера. 74. Понятие "потребность", её основные характеристики: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание. 75. Виды потребностей: органические, материальные, социальные. Желание как осознанная потребность. Интерес как вид мотива, форма проявления познавательной потребности человека. 76. Понятие " мотив". Виды мотивов: по степени осознанности: а) неосознаваемые - влечения, гипнотические внушения, установки, фрустационные состояния; по виду деятельности: игровые, учебные, трудовые; по содержанию: материальные, духовные. Понятие "мотивация". 77. Мотивационные явления (мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, потребность в общении, мотив власти, альтруизм, агрессивность) как черты личности человека. 78. Психическое состояние и его структура. Полярность, изменчивость, относительная устойчивость, внешняя выраженность, индивидуальное своеобразие как основные свойства психических состояний. 79. Физиологические основы психических состояний. Состояние организма и сознания как составляющие психических состояний. 80. Типология психических состояний по преобладающему в данный момент психическому процессу (гностические, эмоциональные, волевые и т.п.). 81. Настроение, аффект, страсть, стресс как формы психических состояний. Влияние психического состояния на успешность деятельности. 82. Оптимальные психические состояния, состояние профессиональной заинтересованности, творческого вдохновения и их значение для профессиональной деятельности. 83. Отрицательные психические состояния. 84. Состояние психической напряженности и теория стресса. 85. Виды стресса: физиологический, эмоциональный, информационный, факторы, симптомы и фазы стресса. 86. Положительное отрицательное влияние стресса. Уровень стрессоустойчивости личности. 87. Состояние тревожности. Шкала личностной тревожности. Депрессия и ее симптоматика. Фрустрация как форма стресса. Типичные реакции на фрустрирующую ситуацию. 88. Виды психологической защиты: вытеснение, рационализация, проекция, идентификация, регрессия, сублимация. 89. Измененные состояния сознания. Сон, его значения и фазы. Медитация, гипноз как внушенные состояния. Влияние психотропных веществ на состояние сознания. 90. Волевые качества: целеустремлённость, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество; степени слабоволия. Условия жизни и воспитания для формирования и развития воли и волевых качеств. Волевая регуляция поведения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература: 1. Нуркова В.В., Березонская Н.Б. Психология. Учебник для бакалавров. Изд-во: «Юрайт», М., 2012. 2. Фокин В.А., Буаякас Т.М., Родина О.Н. Психология. Введение в психологию. учеб пособ. для бакалавров изд-во: «Высшее проф. Образование - Психология», М., 2012. 3. Троицкая И.В., Годменик О.Б. Психология для направления «Экономика». Учебник для ВУЗов «бакалавриат», «ИЦ Академия», М., 2011. 4. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. Учебник для бакалавров, М., 2011. 5. Андриенко Е.В., Сластенина В.Н. Социальная психология. Учебное пособие «бакалавриат», М. 2011. 6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 2012. Дополнительная литература
1. ИНИОН – http://www.inion.ru 2. Прибрам Карл. Мозг как голограмма. 3. http://www.isra-trainings.com/articles/holo/holo brain.html. 4. РАСОhttp://www.raso.ru/ 5. Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru 6. Библиотека М. Мошкова – http://www.lib.ru 7. Московский научный общественный фонд – http://www.mpst.org 8. Национальная электронная билиотека - http://nel.nns.ru 9. Библиографическая поисковая система «Букинист» - http://bukinist.agava.ru 10. Электронная библиотека сети «Право» - http://www.russianslaw.net/law/netlav/Resurs.htm 11. Предметно-ориентированная логическая библиотечная сеть – http://www.libweb.ru 12. Научная электронная библиотека- www.elibrary.ru
|
|||
|