Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине « Психология»



Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине « Психология»

1. Предмет психологии. Различные представления о предмете психологии.

2. Этапы формирования психологии как науки.

3. Отрасли психологии.

4. Методы психологии.

5. Наблюдение как метод психологического исследования.

6. Эксперимент в психологии.

7. Тестирование как метод психологического исследования.

8. Качества внимания: переключения, концентрация, устойчивость.

9. Виды внимания.

10. Бессознательное в психике человека. Классы неосознаваемых процессов.

11. Сознание как высшая ступень развития психики.

12. Функции сознания.

13. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева. Основные виды деятельности.

14. Ощущения: основные функции. Взаимодействие ощущений.

15. Формы изменчивости ощущений, измерение ощущений.

16. Специфическая и неспецифическая чувствительность. Условия развития ощущений.

17. Восприятие и его виды. Зависимость восприятия от особенностей личности и характера деятельности.

18. Свойства восприятия. Способы развития восприятия.

19. Особенности предметного восприятия человека.

20. Особенности осязательного восприятия.

21. Слуховое восприятие: музыкальный и речевой слух. Роль моторного аппарата в развитии слухового восприятия.

22. Внимание: основные функции и виды.

23. Основные свойства внимания. Факторы, определяющие внимание.

24. Методы изучения внимания.

25. Виды и типы памяти. Экспериментальное изучение памяти.

26. Запоминание: виды, условия эффективного запоминания.

27. Сохранение: виды и условия эффективного сохранения.

28. Воспроизведение: виды и условия эффективного воспроизведения.

29. Забывание: виды и условия забывания.

30. Мышление как психический процесс: понятие, функции, виды.

31. Мышление как процесс решения задач. Проблемные ситуации и мышление.

32. Основные мыслительные операции и формы мышления.

33. Психологические теории мышления.

34. Творческое мышление и методы его диагностики.

35. Методы изучения мышления.

36. Природа и виды воображения. Воображение и творчество.

37. Приемы преобразования в процессах воображения. Диагностика воображения.

38. Понятие об интеллекте и его измерении.

39. Язык и речь. Виды речи. Соотношение мышления и речи.

40. Эмоции, их функции и классификации.

41. Чувства и личность. Виды чувств и их формирование.

42. Понятие о воле. Структура волевого действия.

43. Волевая регуляция деятельности и ее совершенствование.

44. Общее представление о личности. Понятия индивид, личность, индивидуальность.

45. Подходы к изучению личности в современной психологии.

46. Потребности. Виды потребностей и их развитие.

47. Мотивы, их функции и виды. Мотивация личности

48. Современные подходы к изучению темперамента.

49. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

50. Отличительные признаки темперамента. Темперамент и деятельность.

51. Характер: понятие, природа, структура и проявления.

52. Темперамент и характер, их соотношение.

53. Акцентуации характера. Основные положения типологии К. Леонгарда.

54. Понятие о социальном характере. Типологии социальных характеров.

55. Представление о «Я-концепции» в современной психологии.

56. Самооценка и уровень притязаний личности.

57. Природа способностей. Задатки и способности.

58. Структура и уровни развития способностей.

59. Изучение и развитие способностей.

60. Соотношение понятий «субъект», «личность», «индивидуальность».

61. Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», «биологический возраст».

62. Понятие «социализация». Этапы социализации.

63. Стадии психосоциального развития (Э. Эриксона).

64. Фрейдизм, психоанализ.

65. Бихевиоризм.

66. Гуманистические теории личности.

67. Теория личности Г. Тома.

68. Трансперсональная психология.

69. Структура личности (К. Платонова).

70. Типы темперамента и физиологические основы темперамента.

71. Конституционные и клинические типологии.

72. Характер, акцентуации характера и неврозы.

73. Профессиональные роли и стереотипы поведения. Профессиональная деформация характера.

74. Понятие "потребность", её основные характеристики: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание.

75. Виды потребностей: органические, материальные, социальные. Желание как осознанная потребность. Интерес как вид мотива, форма проявления познавательной потребности человека.

76. Понятие " мотив". Виды мотивов:

по степени осознанности:

а) неосознаваемые - влечения, гипнотические внушения, установки, фрустационные состояния;
б) осознанные мотивы - интересы, желания, убеждения;

по виду деятельности: игровые, учебные, трудовые;

по содержанию: материальные, духовные. Понятие "мотивация".

77. Мотивационные явления (мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, потребность в общении, мотив власти, альтруизм, агрессивность) как черты личности человека.

78. Психическое состояние и его структура. Полярность, изменчивость, относительная устойчивость, внешняя выраженность, индивидуальное своеобразие как основные свойства психических состояний.

79. Физиологические основы психических состояний. Состояние организма и сознания как составляющие психических состояний.

80. Типология психических состояний по преобладающему в данный момент психическому процессу (гностические, эмоциональные, волевые и т.п.).

81. Настроение, аффект, страсть, стресс как формы психических состояний.

Влияние психического состояния на успешность деятельности.

82. Оптимальные психические состояния, состояние профессиональной заинтересованности, творческого вдохновения и их значение для профессиональной деятельности.

83. Отрицательные психические состояния.

84. Состояние психической напряженности и теория стресса.

85. Виды стресса: физиологический, эмоциональный, информационный, факторы, симптомы и фазы стресса.

86. Положительное отрицательное влияние стресса. Уровень стрессоустойчивости личности.

87. Состояние тревожности. Шкала личностной тревожности. Депрессия и ее симптоматика. Фрустрация как форма стресса. Типичные реакции на фрустрирующую ситуацию.

88. Виды психологической защиты: вытеснение, рационализация, проекция, идентификация, регрессия, сублимация.

89. Измененные состояния сознания.

Сон, его значения и фазы. Медитация, гипноз как внушенные состояния.

Влияние психотропных веществ на состояние сознания.

90. Волевые качества: целеустремлённость, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество; степени слабоволия. Условия жизни и воспитания для формирования и развития воли и волевых качеств. Волевая регуляция поведения.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература:

1. Нуркова В.В., Березонская Н.Б. Психология. Учебник для бакалавров. Изд-во: «Юрайт», М., 2012.

2. Фокин В.А., Буаякас Т.М., Родина О.Н. Психология. Введение в психологию. учеб пособ. для бакалавров изд-во: «Высшее проф. Образование - Психология», М., 2012.

3. Троицкая И.В., Годменик О.Б. Психология для направления «Экономика». Учебник для ВУЗов «бакалавриат», «ИЦ Академия», М., 2011.

4. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. Учебник для бакалавров, М., 2011.

5. Андриенко Е.В., Сластенина В.Н. Социальная психология. Учебное пособие «бакалавриат», М. 2011.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 2012.
7. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 2011.
9.Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 2013.
10. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 2012.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2012.
12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2012.
13. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2013.
14. Немов Р.С. Психология. М., – Т.1. 2011.
15. Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2008.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 2011.
17. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2013.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 2011.
19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 2011.
20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 2011.

Дополнительная литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.2. М., 1992.
4. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. – М.: Просвещение, 1994.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные пси-хологические труды. – Москва-Воронеж, 1996.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.-Воронеж, 1996. С. 434-521.
8. Бакланова Н.К. Бакланов К.В. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. – М.: ИПО Профиздат, 2000, 144с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди... – М., 1990.
10. Берн Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: СПб: Талисман, 1994.
11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.
12. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.
13. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. М., 1995. С.162-192.
14. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.
15. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М., 1994.
16. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.-В., 1996.
17. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
18. Вейнингер О. Пол и характер. Ростов на Дону: "Феникс", 1998.
19. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1990.
20. Виткин Дж. Женщина и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
21. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Пер. с нем. – Л., 1991.
22. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – М.: Академия, 2002, 318с.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
24. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
25. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.
26. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1994.
27. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 208с.
28. Горякина В.А. Психология общения. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 416с.
29. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
30. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 1994.
31. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1996.
32. Джемс У. Психология. – М., 1991.
33. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: МГУ, 1995.
34. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
35. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
36. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003, 624с.
37. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1999.
38. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001, 208с.
39. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.
40. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
41. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЭРСЭ, 2002, 480с.
42. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 1997.
43. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.
44. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
45. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000, 320с.
46. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические произведения: В 2т. – М., 1983. – Т.2.
48. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993.
49. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 192с.
50. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1990.
51. Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1996.
52. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.
53. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1995.
54. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999.
55. Межличностное общение / Сост. Н.В.Казариновой, В.М. Потольши. – СПб.: Питер, 2001., 512с.
56. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996.
57. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учеб. пособ. к спецкурсу. – Пермь, 1990.
58. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологичесое содержание, диагностика, коррекция – М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т Флинта, 2001, 192с.
59. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.-Воронеж, 1995.
60. Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. – М., 1990.
61. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – М., 1996.
62. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов на Дону: "Феникс", 1996.
63. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов /А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др. – М.: Просвещение, 1990.
64. Психодиагностика. Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003.
65. Психология индивидуальных различий (тексты) – М., 2000.
66. Психология ощущений и восприятия (тексты) – М., 1999.
67. Психология памяти (тексты) – М., 1998.
68. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
70. Рыдакова И.И. Основы педагогического общения. – М.: Белароз, 1998, 319с.
71. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
72. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу "Психология человека": Учеб. пособие для студентов педвузов. – М., 1998.
73. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2т. – М., 1985.
74. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М., 1992.
75. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
76. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1991.
77. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
78. Фромм Эрих. Искусство любви. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1991.
79. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн., 1998.
80. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Издат. группа "Прогресс" – "Универс", 1993.
81. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.
83. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – М., 1998.
84. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2001.
85. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.
86. Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1996.
87. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

 


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы для освоения дисциплины, интернет-рессурсы

 

1. ИНИОН – http://www.inion.ru

2. Прибрам Карл. Мозг как голограмма.

3. http://www.isra-trainings.com/articles/holo/holo brain.html.

4. РАСОhttp://www.raso.ru/

5. Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru

6. Библиотека М. Мошкова – http://www.lib.ru

7. Московский научный общественный фонд – http://www.mpst.org

8. Национальная электронная билиотека - http://nel.nns.ru

9. Библиографическая поисковая система «Букинист» - http://bukinist.agava.ru

10. Электронная библиотека сети «Право» - http://www.russianslaw.net/law/netlav/Resurs.htm

11. Предметно-ориентированная логическая библиотечная сеть – http://www.libweb.ru

12. Научная электронная библиотека- www.elibrary.ru

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.