Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Научная концепция



Научная концепция

создания школьного музея МБОУ СОШ № 14 г. Кузнецка

им.354 стрелковой дивизии.

 

1. Актуальность создания проекта школьного музея:

Нашей школе в этом году исполняется 50 лет. Она растет, развивается, меняется. Когда-то школьный музей занимал отдельную комнату, где на стендах, витринах и стеллажах открывали историю ученики, проводились экскурсии, классные часы.

Учеников становилось больше, но здание школы, увы, не способно расти вместе с детьми. Музей стал учебным кабинетом, часть экспонатов была передана в музеи нашего города, часть сохранилась в музейном уголке школы и в классных уголках. Об истории школы ученики слышат на классных часах, родители - на первом собрании, новые учителя - возможно, никогда. Для многих школа ( а ведь это важная часть жизни, ее начало) так и останется стенами здания и уроками. Мы хотим изменить это. Школа - это и есть история, которую создавали ученики и учителя уже 50 лет, за которую ответственны те, кто в ней сейчас и которую мы сейчас создаем, чтобы передать дальше в будущее. Мы хотим создать новый формат приобщения к истории. Она станет живой и доступной, не закроется в кабинете, а будет ежедневно и с гордостью напоминать ученикам и родителям, частью какой важной и интересной истории они стали.

2. Цель школьного музея: создание универсального мультифункционального пространства, которое будет привлекать учеников к изучению истории школы, семьи, города, страны через активную, творческую деятельность и будет помогать воспитанию гармоничной личности - достойного гражданина нашей страны.

Задачи:

- развивать творческие способности учеников, их самостоятельность, инициативность, ответственность,

-  развивать традиционные и интерактивные и игровые формы изучения прошлого,

- развивать сотрудничество учеников, педагогов и родителей в создании школьного музея и его мероприятий,

- развивать семейное участие,

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за историю и людей, создававших ее,

- воспитывать чувства уважения к ценностям других поколений,

- воспитывать чувство любви и уважения к прошлому своей страны;

- обучать навыкам исследовательской и поисковой работы,

- обучать основам музейной деятельности,

- обучать навыкам работы с цифровыми технологиями,

- сохранить историческую память о подвигах и достижениях предков

- сохранить и поддерживать традиции школы.

 

 

- Историческая информационная справка:

О нашей школе:

● В 1948 году в здании по улице Ленина 192 (ныне педагогическое училище) решено открыть начальную школу №14. Отопление было печное. При школе был земельный участок в 0,2га. Из них 0,15га занимал фруктовый сад. С 1 сентября 1967 года школа №14 была преобразована в среднюю. В ней было 27 классов, в школе обучалось 985 человек. С октября 1970 года по август 1971 года велось строительство нового школьного здания, которое было построено за 10 месяцев. Новое здание школы №14 открыто 20 сентября 1971 года. Сегодня в нашей школе 32 хорошо оснащенных кабинета, 15 кабинетов оборудованы мультимедиа, 8 кабинетов – интерактивными досками. Имеются 2 компьютерных класса, локальная сеть и интернет во всех кабинетах.

● О нашем музее:

Музей нашей школы начал создаваться очень давно. Более 30 лет ученики собирали материалы об истории школы и города, о боевом пути 354 стрелковой дивизии, которая формировалась в нашем городе и чье имя носит школа, встречались с ветеранами, разыскивали фотографии, письма, предметы, связанные с историей дивизии. В отдельном помещении музея были оформлены стенды и витрины, здесь проводились экскурсии не только для учеников нашей школы, но и других школ. К юбилею Победы экспозиция нашего музея была передана в краеведческий музей как основа праздничной тематической экспозиции. По окончании выставки, экспонаты были временно помещены в запасник музея, где произошла авария и в кипятке погибли или были повреждены наши документы, фото и экспонаты. Это стало трагедией для нас, восстановление музея казалось невозможным. Помещение музея стало учебным классом, стенды и оставшиеся экспонаты размещены частично в библиотеке и в классах. Часть материалов хранится в архиве, они используются для проведения классных часов и тематических выставок.

 

3. Обзор релевантных и интересных для команды аналогов школьных музеев в России и за рубежом.

Современные музеи - это яркие и запоминающиеся пространства, необычные по тематике и дизайну, а виртуальные туры могут сделать путешествие по музеям бесконечным. Поэтому мы выбрали музеи, идеи которых нам было бы интересно использовать при создании нашего музея. Поисковые запросы на английском и немецком языках часто упоминают школу-музей в Дублине. http://www.raggedschoolmuseum.org.uk/classroom/

Здесь воссоздан класс 19 века, с грифельными досками, проводятся костюмированные уроки, где учитель и ученики воссоздают урок из прошлого. Похожая экспозиция есть и в России, в Ульяновске. Музей «Симбирская классическая гимназия»

Здесь проводятся разнообразные мероприятие и тематические выставки, одну из идей мы бы хотели использовать: “Бенефис одного экспоната”, ведь внимательное изучение одной вещи может открыть многое. Эта идея лежит в основе уникального музея в г.Пенза, где мы побывали: музей одной картины им. Г.В.Мясникова, http://penza.gallery/o-muzee/filialy/muzej-odnoj-kartiny.html

В истории одной картины открывается история художника, города, страны. Для нас эта идея важна, ведь у нас не так много экспонатов, но у каждого предмета и человека мы найдем свое место во взаимосвязи людей, мест и событий, и откроем свою историю в цепочке времени.

Отличную идею использования школьных коридоров мы увидели на сайте английской школы Isleworth & Syon https://www.isleworthsyon.org/about/schoolhistory/

На стене коридора установлена визуальная временная шкала в рамках редизайна “приветственного коридора”. Это гарантирует, что все учащиеся, сотрудники, родители и посетители постоянно будут помнить об увлекательной истории школы.

Идею использования рекреаций воплотили в музее лицея № 3 имени К.А. Москаленко г. Липецка. Отсутствие отдельного помещения может быть и преимуществом. Музейное пространство в рекреации стало очень просторным: МБОУ "ЛИЦЕЙ №3 ИМЕНИ К.А. МОСКАЛЕНКО"

В современном мире виртуальная форма музея должна быть обязательно. Очень ярко и подробно представлена история школы на отдельном сайте: https://museum.arhschool5.ru/Здесь собрана вся информация по истории не только школы, но и родного края. В создании музейного сайта продолжают принимать участие ученики и выпускники.

Отличную идею совмещения музея и учебного процесса мы увидели в музее белорусской гимназии ГУО "Гимназия г. Щучина"

 http://museumgymn.blogspot.com/Обзорная экскурсия «Образовательные традиции Щучинщины» проводится учениками гимназии на 5 языках!

 

4. Характеристика источников для создания экспозиции:

● коллекция, посвященная Великой Отечественной войне и 354 стрелковой дивизии (копия знамени дивизии, подлинная большая карта военных действий (2х1м), коллекция военных медалей и значков, земля с мест боев под Москвой и Сталинградом, памятные знаки и фото военных лет, солдатская каска, котелок, офицерский планшет, пулеметная лента, 2 ППШ)

● коллекция исторического кино и фотооборудования, предметов быта и декоративно-прикладного искусства 70х годов,

●  фотографии и архивные документы по истории школы;

● планируем привлечение материала из краеведческого музея и музея боевой славы, и материалов из семейных архивов для временных тематических экспозиций.

5.    Основные принципы и методы построения экспозиции

 Экспозиция музея будет строится в основном по следующим принципам:

● историко-хронологический принцип;

● иллюстративный (иллюстративно-тематический);

 

6. Тематическая структура проекта новой экспозиции школьного музея В нашем музее будет два больших тематических раздела, расположенные на разных этажах, которые будут включать несколько подразделов. В разных разделах будут использоваться разные принципы построения экспозиции, такие как научность, предметность, наглядность, доступность, информативность, доходчивость, универсальность. Объединяющей идеей исторической экспозиции могла бы стать коллекция фото и видеотехники. Ведь фото и кинокамеры - это способ фиксации истории, когда-то это был очень сложный процесс, когда выбиралось самое лучшее и ценное событие, и до сегодняшнего дня, когда остановить мгновение может любой. Фото военных лет - это одновременно и рассказ о подвигах фотокорреспондентов, старинные школьные и семейные фото - увлекательное описание сложного процесса фотографирования. Все экспонаты коллекции - действующие, их можно трогать и рассматривать, использовать для интерактивных мероприятий и инсталляций. Например, рядом со старым фото будет техника, которая его делала, или старая кинохроника будет демонстрироваться на экране и рядом ручная кинокамера и рассказ, как это снималось.

7. Тематические разделы:

1. “ДОРОГАМИ ПАМЯТИ” включает разделы “Боевой путь 354 стрелковой дивизии”, “Наши земляки - герои”, “Книга памяти нашей школы”. Ведущие принципы здесь: информативность, научность и наглядность. Основная информация будет размещена на стендах, экспонаты и реликвии будут размещаться в витринах. Здесь же будет размещена информация о работе поискового отряда.

2. “НАША ИСТОРИЯ” включает информационно-тематические экспозиции: «Летопись школьной истории», «Директор – не должность, а состояние души», «История школы в истории семьи» «Вчера – ученик, сегодня – учитель». Сейчас ведётся работа по сбору информации обо всех учителях, работающих и работавших когда-то в школе, и являющихся её выпускниками.

Вспомогательная литература:

1.  Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. М., 2005.

2. Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов / ГМСИР. М., 2010.

3. Проектирование деятельности музея: методические материалы по разработке концепций и программ / Автор-сост. Е. И. Карташёва. Казань, 2005.

4. https://vk.com/ideasformuseums

5. https://www.facebook.com/groups/museumprojecting

6. www.pinterest.com

7. Галкина Т.В. Музееведение. Основы создания экспозиции. Томск. 2004.

8. Тельчаров А.Д. Музееведение. М.: Научный мир, 2011.

9. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.