Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
ГБПОУ «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Учебная дисциплина (МДК)
Безопасность жизнедеятельности (ОП.6)
Дата: 18 ноября 2020 Группа МС-31
Учебное занятие № 12
Тема:1.1.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Учебные вопросы:Психологические аспекты безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Тип урока: Лекция
Организационная форма: Групповое
Цели занятия:
Образовательная: познакомить учащихся с психологическими аспектами безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Развивающая: способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, внимания.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету
Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература
Учебно-методическая литература:
1. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Библиотечка «Военные знания» Москва 2002
2. Организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС на 1996/97 г. Изд. МЧС РФ, М., 1995.
3. Гражданская оборона. Учебное пособие. Изд. ВШ, М., 1994.
4. Шубин «Гражданская оборона». Изд. Просвещение. М., 1991.
5. Марченко А.В. «Безопасность жизнедеятельности» Учебное пособие 2 изд. Издательско-торговая площадка корпорации «Дашков и К» 2007 г.
Оборудование, наглядные пособия:
Этапы урока (время)
| Содержание этапа
| Методы и приемы
| Организационная
часть (5 мин.)
| 1. Приветствие группы.
2. Проверка готовности.
3. Заполнение журнала
| Словесный, беседа
| Основная часть
(75 мин)
| Психологические аспекты безопасности при чрезвычайных ситуациях.
| Рассказ
| Контрольная часть (5 мин.)
| 1. Постановка контрольных вопросов
2. Заслушивание ответов
| Словесный, беседа
| Заключительная часть (5 мин.)
| 1. Напоминание темы занятия
2. Подведение итогов
3. Оценка достижения цели занятия
4. Задание на самоподготовку
| Словесный
|
Человек, попавший в ЧС, редко выходит из нее целым и невредимым.
Одни теряют здоровье, получив тяжелые травмы и увечья, другие вообще лишаются жизни. Оставшиеся жить на этом свете и сохранившие в целости свою плоть, все равно получают такие раны, которые, как правило, на первый взгляд не заметны, но чрезвычайно болезненны и с трудом поддаются исцелению. Это—раны души, человеческой психики и сознания. И они тем больше, чем страшнее и ярче картины пережитого.
Но, естественно, не все люди, попавшие в ЧС, получают сильный удар по психике, разные люди реагируют на нее по-разному. У одних происходит мобилизация внутренних жизненных ресурсов, у других — снижение или даже срыв работоспособности, ухудшение здоровья, физиологические и психологические стрессовые явления. Зависит это от множества факторов: индивидуальных особенностей организма, наследственности, воспитания, условий жизни и труда, темперамента, эмоционального состояния.
Одни люди нередко оказываются в различных экстремальных ситуациях, другие ведут спокойный образ жизни, без преодоления каких-либо трудностей и невзгод. У первых безусловные рефлексы (инстинкты) разбужены, действуют; у вторых они находятся в дремотном состоянии, не имея повода проявиться.
Вот, в частности, как ведут себя в ЧС люди различных темпераментов:
Сангвиник— в опасных условиях мгновенно мобилизуется, действует решительно, хотя из-за избытка энергии может выбрать неправильный способ действий.
Флегматик—тоже мобилизуется, но действует более обдуманно и для принятия решения ему требуется определенное время.
Холерик—совершенно непредсказуем. Он может стать как лидером, организующим массы, так и источником паники, в зависимости от конкретной ситуации.
Меланхоликв этих ситуациях — самая опасная личность, т.к. он, как правило, нередко является источником паники.
Различие в реакции на опасность зависит и от эмоционального склада каждого конкретного человека.
Крайними проявлениями эмоционального состояния человека являются аффект—пере возбуждение вышедшего из-под контроля сознания и ступор — неподконтрольное сознанию оцепенение, полное бездействие.
И то и другое очень опасно, т.к. ведет либо к непродуманным, неадекватным действиям, либо к полному бездействию.
Состояния аффекта или ступора чаще всего бывают от неожиданности, внезапности случившегося, а также от неподготовленности к встрече с ними.
В первую очередь для устранения этих причин необходимы прочные знания и умения.
Жизнь создает в основном такие повторяющиеся ситуации, которые возможно подробно разобрать, проанализировать и найти наиболее верное решение. А, изучив уже устоявшиеся правила, человек может выйти из ЧС с минимальными потерями. Изучением этих правил и профилактикой ЧС занимаются многие организации и службы.
Следует отметить, что в любых условиях 12-25% людей не покидает самообладание, они способны правильно оценить обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. Люди такого типа понимают в первую очередь не о себе, а о том, как помочь окружающим исправить случившееся.
К сожалению, чаще встречаются примеры противоположного плана.
Страх перед неизвестностью отнимает мужество и разум, а вместе с ими и способность сопротивляться.
Реакции страха можно условно разделить на контролируемые и бесконтрольные.
Если ты контролируешь свой страх, значит осознаешь опасности, которые могут встретиться, и пытаешься избежать их. В этом случае всегда найдешь выход.
Бесконтрольный страх, отмечают специалисты, — это просто паника. Обычно проявлению паники способствует отсутствие своевременной достоверной информации.
Когда в панику впадает сразу несколько пострадавших, их влияние руг на друга приводит к массовым эмоциональным (а иногда и психическим) расстройствам.
Если паникер становится лидером толпы, он может спровоцировать общий беспорядок, который парализует работу коллектива, лишит его возможности оказывать само- и взаимопомощь.
Такие отрицательные "лидеры" — это, как правило, люди быстровнушаемые, истеричные, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием. Такому человеку даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной. Реальность пополняется плодами воображения. Поэтому не случайно часто говорят: «У страха глаза велики».
Исследователи проблемы психологической безопасности в ЧС выделяют 3 периода, в которых особенно уязвима психика человека:
Первый— непосредственно в момент катастрофы. У человека обостряются все инстинкты, вплоть до животных, чаще всего привалирует чувство самосохранения. Реакции человека становятся не типичными для него в обычной жизни. В основе этих реакций лежит ;'животный" страх.
Второй — при развертывании спасательных работ. Человек начинает осознавать ситуацию (потеря крова, имущества, близких людей). Стресс продолжается под воздействием осознанного, плюс боязнь повторения случившегося, неоправданные надежды на помощь.
Третий — после устранения непосредственной угрозы жизни происходит переоценка ценностей, необходимость приспособиться к новым условиям жизни. При наличии серьезных потерь в этот период могут сформироваться довольно стойкие психогенные расстройства.
Специалисты разделяют санитарные потери в очагах массового поражения по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.
Практически все пострадавшие, независимо от тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи. Первая врачебная помощь необходима 65% пострадавшим с легкими и до 100% с тяжелыми психогениями.
Из опыта известно, что наибольшие затруднения возникают именно при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим, то есть выявление пострадавших с острым психическим возбуждением, обеспечение их безопасности и безопасности к окружающих, исключение возможности возникновения массовых панических реакций.
В экстремальных ситуациях часто деятельность целых коллективов, на которые возлагаются те или иные обязанности по их предотвращению или ликвидации, зависит от поступков конкретного человека.
Малейшая растерянность и проявление страха в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь, это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности окружающих парализует волю.
Необходимо знать, что в этих условиях от морально-психологической устойчивости, выдержки и решительности руководителя в немалой степени будет зависеть, как будут проведены и выполнены спасательные работы.
Преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое необходимо сделать. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ — все это поднимает человека в собственных глазах и во мнении общества в целом. Для этого, в первую очередь, необходима психическая закалка человека, которая препятствует развитию паники, позволяет мгновенно собраться, сконцентрировать свою волю и найти единственно правильный выход из трудной ситуации.
Все эти качества, как правило, формируются в ходе психологической подготовки, которая подразумевает постоянную готовность к деятельности в экстремальной ситуации и включает следующие моменты:
1. Способность психологически противостоять действию мощных стрессогенных факторов.
2. Способность осуществлять привычную целесообразную деятельность в этих условиях.
3. Способность выбирать оптимальную стратегию поведения, способность к инициативе и к творческому подходу.
4. Способность оказывать успокаивающее или мобилизующее |влияние на окружающих, обладать навыками регуляции собственного поведения и психического состояния.
5. Наличие сбалансированной установки на то, что наступление чрезвычайных обстоятельств возможно, но не фатально.
Реализуются данные принципы путем практической отработки обучаемыми различных по содержанию учебных задач, моделирующих те или иные стороны жизнедеятельности в трудных ситуациях.
Наиболее эффективными методами подготовки является тренинг в реальных ситуациях (люди выполняют тот вид деятельности, к которому их готовят, причем, в условиях, воспринимаемых ими как реальные).
Это могут быть действительно реальные ситуации ликвидации стихийных бедствий и производственных аварий, а также специально моделируемые ситуации, воспринимаемые обучаемыми как реальные. Исходя из статистики аварий, катастроф и стихийных бедствий, можно сделать вывод о том, что часть из тех людей, что в них погибли, могли бы жить, действуй они более хладнокровно и расчетливо. Для этого необходима заблаговременная психологическая подготовка населения.
Защита населения при угрозе и возникновении землетрясения
Землетрясение — это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
Землетрясение — одно из самых разрушительных видов стихийных бедствий. Оно занимает первое место по экономическому ущербу, а также по числу погибших и травмированных людей.
Ежегодно на земном шаре происходит до 100 тысяч землетрясений, но большинство из них слабые, они фиксируются с помощью высокоточных приборов — сейсмографов.
В г.Алматы и Алматинской области сейсмографы ежегодно фиксируют до 400 толчков земной поверхности.
Землетрясения возникают в земной коре или верхней части мантии.
Существуют четыре типа землетрясений:
Тектонические землетрясения - вызываются движениями земных пластов, литосферных плит.
Вулканические землетрясения- вызываются движениями магмы по каналу вулканов, происходят вблизи вулканов, во время оживления их деятельности.
Обвальные (карстовые) землетрясения - вызываются обвалами, провалами земли.
Техногенные землетрясения- вызываются деятельностью человека - строительство водохранилищ, откачка нефти, газа и подземных вод, сильные взрывы.
Основные характеристики землетрясения:
Гипоцентр — место в глубине земли, где началось (возникло) землетрясение.
Эпицентр — проекция гипоцентра на поверхности Земли.
Глубина очага — расстояние от поверхности Земли до гипоцентра. При неглубоких землетрясениях глубина очага составляет 5-40 км, при глубоких до 500 км.
Площадь (длина) в споровшейся части разлома — может быть от нескольких метров при неощутимых землетрясениях и до нескольких сотен километров при крупнейших землетрясениях. Вспарывающаяся трещина может остановиться в глубине, а может достичь поверхности Земли.
Длительность сильных толчков — при средних землетрясениях от 2 до 5 секунд, при сильных 20-90 секунд.
Радиус района землетрясения — при средних землетрясениях 5-15 км, при сильных 50-160 км.
Скорость сейсмических волн—существуют два типа объемных волн — это волны Р (от латинского primae - первые) и S (secondae - вторые)
Волны Р распространяются со скоростью 3-8 км/сек., волны S - 2-5 км/сек. Существуют и поверхностные волны, распространяющиеся вдоль земной поверхности, захватывая лишь неглубокую зону под ней.
Интенсивность землетрясения—степень ущерба от землетрясения в в определенном месте. Определяется в баллах с помощью специальных шкал:
- 12-балльная шкала ММ (разработана в 1902 году итальянским вулканологом Меркалли, модифицированная и принятая в США).
- 12-балльная шкала MSK- 64 (разработана в 1964 году сейсмологами С.В. Медведевым (СССР), В. Шпонхойером (ФРГ) и В. Карником (ЧССР), принятая в СНГ и некоторых странах Европы).
Интенсивность землетрясения является величиной относительной и зависит:
- от эпицентрального расстояния — чем ближе к эпицентру, тем выше интенсивность;
- от глубины очага землетрясения — чем меньше глубина, тем больше интенсивность;
- от грунтовых условий — рыхлые породы и высокое залегание грунтовых вод способствуют увеличению интенсивности землетрясения примерно на один балл.
Магнитуда — величина, характеризующая сейсмическую энергию толчков землетрясения (определяется как логарифм выраженной микронах максимальной амплитуды записи толчка, сделанной сейсмографом на расстоянии 100 км от эпицентра).
В разработке идеи магнитуды приняли участие многие ученые, но непосредственно ее воплотил в жизнь Чарлз Ф. Рихтер (1935 год) профессор Калифорнийского технологического института.
|
|