|
|||
Контроль – изнаночная сторона тревоги.
В нашей жизни все очень нестабильно, мир нестабилен, экономика нестабильна. Что нас ждет впереди – неведомо. Люди старшего поколения, наши мамы и бабушки, часто говорят: «Готовься к худшему-лучшее переживешь». И отчасти правы, хотя тратить нервы авансом очень не хочется, прогнозируя негатив. Все стараются верить в хорошее, в светлое будущее Чего хочется всем – это чтобы дети наши до светлого будущего дожили, ну или хотя бы внесли вклад в его построение. А для этого что? Надо ХОРОШО УЧИТЬСЯ. И тут важно провести очень четкую границу. Что значит «хорошо учиться?» - в идеале, усваивать программу без репетиторов, ремня и недосыпов на оценки «4» и «5» в основном, «3» - между делом и «2» - эпизодически, с правом на амнистию и чтобы не сказывалось на итоговых результатах. Как мы этих результатов добиваемся? Основное, к сожалению – мотивация страхом, «получишь двойку – домой не приходи!», «не исправишь до выходных – готовься к худшему!». Реже родители делают задания за детей, чаще ругаются с преподавателями, обижаясь на них за отсутствие индивидуального подхода. Все это в большей или меньшей степени создаёт иллюзию контроля и влияния на успеваемость ребенка, на самом же деле представляют собой самоубеждение в том, что все под контролем. Мама рулит. Ребенок, в свою очередь все меньше усилий прикладывая к учебе, и все с большим нежеланием «приобретает» знания. Чем больше условий и чем больше давление – тем меньше результат. Контролируя – мать снимает с ребенка ответственность за его успеваемость. В школе особенно хорошо видно, что отличники и хорошисты – это те дети, родители которых меньше всего их терроризируют вопросами учебы. Это не значит, что они пускают все на самотек, но они умеют мудро и ненавязчиво организовать процесс. Эти родители ходят на все собрания, всегда доступны и открыты к контакту с преподавателями, всегда вовремя проверяют дневники своих детей. Все делают своевременно и спокойно, в системе взаимодействия семьи и школы. Проверять и контролировать – это не одно и то же, важно понимать. Проверка – это дисциплинирование и демонстрация ребенку того, что «ты мне дорог, мне важны твои успехи», а контроль – это прямо противоположная нелогичная череда слов и действий: «мне это не нужно – это тебе надо!». Заполненные мамами дневники (мама забыла – дневник пустой), подписанные мамами тетрадки. Это когда мама пытается учиться вместо ребенка. Почему бы не доверить это самому ребенку? Пусть сам ищет материал например для реферата, конспектирует параграф по истории. Пусть потом мама поможет оформить, но самое главное принцип: «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ». Хотя, безусловно, такой подход требует больше времени. Наказания за плохие отметки, травмирующие для ребенка лишения по типу: «Не поедешь на выходные к бабушке», «не пойдешь гулять».Могут способствовать детской ненависти к урокам и школе, прогулам и протестам против подобной «мотивации» к учебе). И самое парадоксальное – при всем вышесказанном – отсутствие подписи в дневнике после проверки классным руководителем. Плохая успеваемость -это ОТСУТСТВИЕ последовательности, неразумный контроль и невротический ажиотаж вокруг «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился» Контроль – изнаночная сторона тревоги. Первое и самое важное после запроса «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился» - это вопрос ЗАЧЕМ? · Для того, чтобы реализовать мои собственные амбиции, потому что мой ребенок – это часть меня и хорошая успеваемость моего ребенка равноценно тому, что я успешно состоялась как мать? · Потому что когда он хорошо учиться, я меньше тревожусь за будущее и думаю, что он сможет реализоваться по жизни? · Потому что я сама не знаю, какой мой ребенок и чего он достоин, а оценка учителя помогает мне определить успешность положения ребенка? Если Вы испытываете сложности и не можете разграничить себя и ребенка, его нужды и свои желания, то самое время разобраться в себе. Многие родители обращаются за помощью к психологу. Как показывает практика-доверие к психологу у родителей так себе, потому что ожидания не соответствуют реальности, ведь психолог-то работает, а ребенок-то как не учился хорошо, так и не учиться? Самое важное – это доверие. Если психологу Вы не доверяете, то и работа с ним будет вопросом на тему: «Как же Вы не понимаете?». В любом случае, определив для себя ответ на каждый из трех вопросов выше. Вам станет проще понять самих себя, а значит точнее выразить – чего же Вы на самом деле хотите. Это вовсе не оценки.
|
|||
|