Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пензенский государственный университет»

Многопрофильный колледж

Реферат по дисциплине «Основы психологии и конфликтологии»

на тему: «Пенитенциарная психология»

Выполнил: студент

группы 20КС1

Мамин Игорь

Руководитель: Зенина Вера Петровна

 

Пенза 2020

Введение

Современный специалист пенитенциарной системы, а также практический психолог, работающий в этой сфере, для успешной профессиональной деятельности в условиях исправительных учреждений должны иметь необходимую психологическую подготовку.

Важность психологической подготовки будущих специалистов обусловлена требованиями совершенствования деятельности исправительных учреждений, в основе которых лежат гуманизация и интенсификация процесса исправления осужденных.

Решению этих проблем в полной мере способствует знание основ пенитенциарной психологии. Данная дисциплина, наряду с другими проблемами, изучает психологические аспекты ресоциализации - восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология разрабатывает практические рекомендации по ресоциализации осужденных, по применению средств и методов психологической коррекции личности правонарушителя.

Помимо этих проблем, в учебном пособии рассматривается злободневная для исправительных учреждений проблема - профессиональная деформация их сотрудников, от решения которой во многом зависит эффективность деятельности пенитенциарной системы в целом.

При построении курса было учтено, что студенты уже имеют определенную базу психологических знаний и разбираются в специфике психологических явлений.

Учитывая это обстоятельство при формировании учебного пособия, авторы стремились построить его содержание и структуру таким образом, чтобы у студентов развивалось психологически направленное восприятие деятельности исправительных учреждений, а также умение оценивать каждое явление в них с позиций психологии. Подобный подход потребовал приближения изучаемых вопросов к существующей практике исправления осужденных и деятельности пенитенциарных учреждений на современном этапе.

Предмет и задачи пенитенциарной психологии

Будучи отраслью юридической психологии, пенитенциарная психология имеет свой достаточно выраженный предмет изучения.

Предметом пенитенциарной психологии является изучение закономерностей функционирования психики как человека, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного наказания, а также психологии лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания.

Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воздействия на сознание осужденных с целью их исправления.

Осужденные - люди, отличающиеся сложными индивидуальными психическими состояниями, нравственно-психологическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности - первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления.

Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи:

- исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.);

- исследование с психологических позиции самого процесса исправления, психологический анализ происходящих в сознании осужденного изменений под влиянием воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования;

- изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления;

- разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность применения тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях;

- изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом (например, особенности психологии женщины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.);

- исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ). К их числу относятся такие проблемы, как социально-психологическая адаптация, подготовка осужденных к жизни в новых условиях, явка осужденных с повинной, изучение традиций, настроений, конфликтов, различных психических процессов в коллективе осужденных. К социально-психологическим проблемам относится психология личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. Работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к работе с осужденными. В первую очередь от работников ИУ требуется особая моральная закалка, твердость и сила характера, невосприимчивость к разлагающему влиянию осужденных, психологическая устойчивость. Здоровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремленности - главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения. Требуют тщательного психологического анализа и постоянного внимания взаимоотношения между воспитателями и осужденными;

- научный анализ и критическое использование передовых взглядов дореволюционной и современной зарубежной пенитенциарной психологии. Исходя только из одного перечня задач, стоящих перед пенитенциарной психологией, можно сделать вывод об актуальности и огромном практическом значении вопросов, на которые она призвана дать ответы. А количество вопросов все возрастает. Их ставит перед пенитенциарной наукой, в том числе и перед пенитенциарной психологией, сама жизнь.

При изучении разнообразных психологических явлений, фактов важно учитывать как общие, так и специфические методологические принципы.

Пенитенциарная психология может успешно решать свои задачи при условии строгого следования методологическим принципам. Под методологией любой науки, как известно, понимается внутренняя логика развития, принципы, которых наука должна придерживаться. Исторический и диалектический материализм, их ведущие принципы являются методологической основой пенитенциарной психологии.

Методологические принципы пенитенциарной психологии подразделяются на общие и специфические. Кобщим принципам относятся:

- принцип детерминизма (причинной обусловленности психических явлений, образований);

- принцип психического отражения (рефлекторность психической деятельности, ее активность);

- принцип историзма и социальной обусловленности психики человека - раскрывает социальные истоки формирования личности, требует при анализе преступного поведения осужденного в прошлом учитывать, на каком этапе развития личности оно сформировалось, основные факторы, этому способствовавшие;

- принцип развития - говорит о том, что нет ничего вечного, неизменного, застывшего, все находится в движении, следовательно, подлежит изменению и сознание осужденного, а вот в каком направлении - это во многом зависит от воспитателя осужденных, условий отбывания наказания;

- принцип личностного подхода - подразумевает не только неповторимость каждой личности, но и необходимость применения индивидуального подхода, целостного восприятия личности;


- принцип единства деятельности, сознания и личности - говорит о том, что сознание человека, определяя деятельность, само развивается в деятельности, преображается в ней, определяя новое качество личности.

 


Специфические принципы тесно связаны с общими, вытекают из них. К ним относятся:

- принцип исправимости (теоретически нет неисправимых осужденных, поскольку все они обладают сознанием);

- принцип соответствия целей исправления потребностям общества и личности осужденного;

- принцип социализации и гуманизации;

- принцип целостности процесса исправления личности осужденного (одновременно искореняются негативные и формируются положительные качества личности);

- принцип индивидуального подхода (учет возрастных, половых и иных индивидуальных особенностей осужденных).

 

 

Значение пенитенциарной психологии

Пенитенциарная психология как наука призвана изучить объективные закономерности проявления личностных и групповых психологических процессов и явлений, а также планомерно внедрять научные знания в практику исправительных учреждений.

В последнее время активно разрабатываются прикладные отрасли пенитенциарной психологии, наглядно показывающие развитие ее новых направлений

Адаптивное поведение (социализированность) - осознание и принятие культурных и материальных ценностей, развития чувства долга, устойчивый контроль над поведением, адекватность поведения реальным условиям.

Неадаптивное поведение (асоциальность) - пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля, антисоциальность (преступное поведение).

Большое значение психологические знания имеют для различных категорий сотрудников пенитенциарных учреждений, которым в своей деятельности приходится оценивать действия и поступки осужденных.

Психологические знания позволяют персоналу, с одной стороны, лучше понимать осужденных и воздействовать на них, а с другой - разобраться в себе и умело управлять собственным поведением.

Психологические знания делают эффективной деятельностью всех категорий сотрудников пенитенциарных учреждений, поскольку помогают:

а) правильно оценивать индивидуально-психологические особенности осужденных;

б) своевременно обнаруживать возникновение новых качеств, способствовать развитию положительных и тормозить формирование отрицательных;

в) выявлять процессы, которые имеют место в среде осужденных (групповые мнения и настроения, традиции и обычаи, ситему межличностного общения, особенности образования малых групп, лидерство в них, конфликты, групповые эксцессы);

г) находить психологические обоснованные пути и способы позитивного воздействия режима содержания, труда, общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, воспитательной работы, психологически правильно применять индивидуальные и групповые средства воспитательного воздействия;

д) психологически грамотно управлять процессом адаптации осужденных при отбывании уголовного наказания в связи с их перемещениями и подготовкой к выходу на свободу;

е) формировать самодеятельные организации осужденных, способствовать становлению групп осужденных положительной направленности и здоровой среды осужденных;

ж) объективно оценивать результаты изменения осужденных, разрабатывать совместно с общественными организациями необходимые рекомендации и использовать их в практической работе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.