Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перечень вопросов и заданий для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта



 

Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол №___ «___»__________2020г. __________ С.В. Истомина Утверждаю Зав. отделением УГС __________ Г.Г. Карлыханова  

Перечень вопросов и заданий для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта

по дисциплинеОУД.13 Биология
для специальностей 26.02.03. Судовождение (углубленная подготовка),
26.02.03. Судовождение (базовая подготовка)

для группСДу-1-20м, СД-1-20мд

Перечень вопросов:

1. Дайте определение понятию «живой организм». Назовите основные признаки живых организмов. Укажите царства живых организмов, приведите примеры.

2. Объясните, почему клетку называют основной структурно-функциональной единицей всех живых организмов. Дайте характеристику современной клеточной теории строения организмов.

3. Назовите неорганические вещества, входящие в состав клетки. Объясните их роль в жизнедеятельности клетки. Укажите, как защитить себя от недостатка или переизбытка тех или иных веществ, как оно проявляется в организме.

4. Перечислите органические вещества, входящие в состав клетки. Объясните их роль в жизнедеятельности клетки. Поясните, как защитить себя от недостатка или переизбытка тех или иных веществ, как оно проявляется в организме.

5. Объясните особенности сходства и различия в строении двух типов клеток: прокариотической и эукариотической. Укажите, по каким признакам можно определить тип клетки. Расскажите, вирусы как неклеточные формы жизни. Поясните меры профилактики бактериальных заболеваний.

6. Выделите сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Укажите отличительные признаки каждого вида клеток. Приведите примеры.

7. Укажите, какую роль играют АТФ и другие органические соединения в клетки. Поясните, как по общему анализу крови определить уровень состояния здоровья и особенности профессиональной пригодности.

8. Дайте определение понятиям «размножение», «бесполое размножение». Выделите виды бесполого размножения и приведите примеры. Объясните значение бесполого размножения.

9. Дайте определение понятиям «размножение», «половое размножение». Расскажите о формах полового размножения и приведите примеры. Укажите значение полового размножения.

10. Укажите, особенности строения половых клеток: мужских и женских. Охарактеризуйте фазы развития половых клеток. Поясните правила личной гигиены и меры профилактики вирусных и венерических заболеваний.

11. Дайте определение понятию «оплодотворение». Охарактеризуйте два способа оплодотворения живых организмов: внешнее и внутреннее, и приведите примеры. Укажите значение оплодотворения.

12. Расскажите эмбриональный этап онтогенеза. Выделите основные стадии эмбрионального развития и дайте им краткую характеристику. Поясните этапы постэмбрионального развития.

13. Укажите основные законы генетики, установленные Г. Менделем. Выделите особенности каждого закона и приведите примеры из жизни.

14. Сформулируйте хромосомную теорию наследственности Т. Моргана. Поясните особенности кроссинговера и процесс установления и определения генетических карт хромосом. Приведите примеры из жизни.

15. Сформулируйте теорию наследования пола. Поясните, как осуществляется генетическое определение пола. Объясните особенности сцепленного наследования признаков. Модификационная изменчивость. Приведите примеры из жизни.

16. Дайте определение понятиям «наследственность» и «изменчивость». Охарактеризуйте модификационную изменчивость, выделите особенности и приведите примеры.

17. Дайте определение понятиям «наследственность» и «изменчивость». Охарактеризуйте комбинативную изменчивость, выделите особенности и приведите примеры.

18. Дайте определение понятиям «наследственность» и «изменчивость». Охарактеризуйте мутационную изменчивость, выделите особенности и приведите примеры.

19. Охарактеризуйте основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Укажите роль селекции и биотехнологии в современном мире.

20. Дайте определению понятию одной из движущих сил эволюции «борьба за существование». Опишите ее формы и приведите примеры исходя из своих наблюдений, происходящих в природе. Поясните явление процесса приспособления.

21. Дайте определению понятию одной из движущих сил эволюции «естественный отбор». Опишите ее формы и приведите примеры исходя из своих наблюдений, происходящих в природе. Поясните явление процесса адаптации.

22. Дайте определению понятию одной из движущих сил эволюции «изолирующие механизмы». Опишите ее формы и приведите примеры исходя из своих наблюдений, происходящих в природе. Поясните эволюцию живых организмов.

23. Сформулируйте понятия «микроэволюции» и «макроэволюция» живых организмов. Поясните стадии видообразования: симпатрическое и аллопатричкское. Объясните палеонтологическое и эмбриологическое доказательства. Приведите примеры.

24. Выделите типы эволюционных направлений и поясните их доказательства. Охарактеризуйте главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Приведите примеры и укажите, какие из направлений эволюции вы наблюдаете.

25. Поясните положение человека в системе животного мира. Охарактеризуйте систематическое положение современного человека. Приведите доказательства происхождения человека от животных. Выделите отличия человека от животных.

26. Выделите основные стадии антропогенеза. Расскажите о движущей силе антропогенеза. Охарактеризуйте расы и их происхождение.

27. Перечислите и охарактеризуйте экологические факторы. Поясните их значение в жизни организмов. Выделите видовую и пространственную структуры экосистем.

28. Перечислите и охарактеризуйте гипотезы о происхождении жизни. Укажите, какая гипотеза вам наиболее близка и поясните почему.

29. Сформулируйте принципы и приведите примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Перечень заданий:

1. Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?

2. При скрещивании серой и черной мышей получено 30 потомков, из них 14 были черными. Известно, что серая окраска доминирует над черной. Каков генотип мышей родительского поколения?

3. Ген черной окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей крупного рогатого скота? Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров?

4. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец у которой имел карие глаза, а мать – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы всех упомянутых лиц.

5. Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

6. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей? От брака глухонемой женщины со здоровым мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

7. У песцов голубая окраска меха признак доминантный, белая окраска – рецессивный. Какое расщепление по фенотипу и генотипу можно ожидать у гибридов F2?

8. У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Женщина с нормальным зрением, в браке мужчиной, но дальтоником, имеет сына дальтоника. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалии?

9. Гипертрихоз (оволосение края ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец обладает гипертрихозом?

10. В лаборатории скрещивали красноглазых самцов и самок дрозофилы, в потомстве оказалось 69 красноглазых и белоглазых самцов и 71 красноглазая самка. Напишите генотипы родителей и потомства, если известно, что красный цвет глаз доминирует над белым и гены глаз находятся в Х-хромосоме.

11. Скрещивались рябая курица с гладким петухом. Ген рябой окраски (В) доминантен по отношению к гладкой окраске (в) и сцеплен с Х-хромосомой. Какое потомство можно ожидать в F1 и F2 от этого скрещивания и реципрокного гладкой курицы с рябым петухом?

12. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, здоровых по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность, что у второго сына проявятся также обе аномалии одновременно?

13. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухонемотой, женился на женщине, здоровой по зрению и хорошо слышавшей. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь дальтоник, но с хорошим слухом. Определите генотипы родителей, если известно, что дальтонизм и глухота предаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой, а глухота – аутосомный признак.

14. Петух гетерозиготен по сцепленной с полом рецессивной летали. Каково соотношение полов в потомстве от скрещивания такого петуха со здоровой курицей.

15. Дан участок ДНК – ГТТЦТAAAAГГГЦЦЦ... Какова структура закодированного гена? Какова структура белка, если под воздействием химических мутагенов восьмой нуклеотид будет заменен цитозином? К каким биологическим последствиям это может привести? Перейдет ли такое изменение ДНК к потомству?

16. Какие изменения произойдут в строении белка, если на участке гена ТААТЦАААГААЦАААА между 10 и 11 нуклеотидами включается цитозин, между 13 и 14 тимин, и в конце добавляется аденин?

17. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ААААЦЦААААТАЦТТГТАЦГА. Во время репликации четвертый слева аденин выпал. Определите структуру полипептидной цепи в норме и после выпадения аденина.

18. Какие изменения произойдут в строении белка, если на участке гена ЦААЦГAЦЦAТТТАЦЦЦАА ТЦАЦТТ произойдет выпадение третьего триплета? А если произойдет выпадение первого нуклеотида в третьем триплете этого участка ДНК?

19. Как изменится структура полипептида, если на участке гена ГТГЦГЦГТАААТГЦТААА из второго триплета выпадет первый нуклеотид? А если из этого же триплета выпадет третий нуклеотид, что опаснее?

20. Как изменится структура белка, если из кодирующего его участка ДНК – ААТАЦАТТТАААГТЦ удалить 5-й и 13-й слева нуклеотиды?

21. Какие изменения произойдут в строении белка, если в кодирующем его участке молекулы ДНК – ТААЦАААГААЦАААА между 10-м и 11-м нуклеотидами включить цитозин, между 13-м и 14-м – тимин, а на конце прибавить еще один аденин?

22. 1 га лиственного леса за сутки продуцирует 2 кг фитонцидов, а хвойного в 2,5 раза больше. Сколько гектаров сосен надо посадить, чтобы получить 1 тонну фитонцидов?

23. В сутки человек потребляет 0,8 кг кислорода, при физической нагрузке до 1,3 кг. Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 кг кислорода. Сколько деревьев надо на одного человека, чтобы нам легко дышалось?

24. Один вяз за сезон улавливает из воздуха 120 г сернистого газа. Вяз живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожит вяз за свою жизнь?

25. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

26. 1га деревьев и кустарников в течение 1 ч поглощают столько углекислого газа, сколько его выдыхают за это время 200 человек. Сколько гектаров зелёных насаждений должно быть в городе с населением 50000 человек?

27. Заполните цифровыми значениями блоки пирамиды биомассы в цепи питания «трава – полёвки – лиса», если известно, что для питания одной лисы весом 8 кг в течение 1 года требуется 5475 полёвок, а каждая полёвка съедает за год 23 кг травы и весит 30 г

28. Вычислите, сколько дождевых червей (количество и общая масса) живёт на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 м2 составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0, 5 г?

29. Какова биомасса дождевых червей, которую можно получить за 1 год при условии, если в компост будет пересажено 150 червей. А их количество в течение года увеличивается в 1000 раз. Вес одного червя в среднем 0, 5 г.

 

Преподаватель                 /Г.Н. Галкина/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.