Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 24



Лекция 24

Прием нескольких сортов груза. Очерёдность заполнения танков. Обеспечение сохранности груза во время перехода.

 

Загрузка танкера.

 

Это самая ответственная операция в эксплуатации танкера, т.к. именно в этот период делается наибольшее количество ошибок (переливы, смешение грузов и т.п.).

 

Рассмотрим прием груза в готовые танки, когда весь балласт слит или сдан на берег. Для танкеров, не имеющих чистых балластных танков, время слива или приема балласта составляет от 4 до 10 часов (на это время увеличивается простой танкера).

Поэтому в практике применяют совмещение слива балласта с наливом судна, если позволяют технические средства и опыт экипажа, так как такая операция намного сложнее из-за необходимости контроля напряжений в корпусе, уровней в грузовых и балластных танках, крена и дифферента и т.д.

 Перед самым началом грузовых операций грузовой помощник согласовывает с берегом необходимые команды и средства связи. Погрузку начинают с малых подач (300-400 т/ч) и проверяют надежность соединения шлангов и т.п. (при неисправностях погрузка останавливается).

При погрузке особое внимание уделяют моментам перехода с танка на танк, при которых грузовой помощник должен присутствовать лично. Последовательность операций перехода с танка на танк устанавливается опытом, составляется инструкция для вахтенных матросов, и контролируются знания.

При закрытии клинкетов на грузовом трубопроводе обязательно осуществляется контроль плотности закрытия (не заело ли?) по указателям на штоках, возможно вручную (или контрольными промерами уровня в течение погрузки).

Давление в грузовой магистрали не должно быть выше расчетного (0,8-1,0 МПа (Мегапаскаль)=7,9 атм), чтобы не появились неплотности фланцевых соединений трубопровода, клапанов и т.п. При резком повышении давления в магистрали погрузка останавливается до устранения причины этого повышения.

Это же относится и к течи шлангов. Скорость погрузки устанавливает капитан исходя из информации о состоянии грузовых средств, карго-плана и т.п. При больших скоростях налива выбирается вариант с минимальным количеством переходов с танка на танк (опыт грузового помощника). Выравнивание крена осуществляют вахтенные матросы по указанию грузового помощника (чаще всего для этого используют пару кормовых танков, куда груз из-за наличия дифферента поступает легче).

Окончание загрузки каждого танка планируется на разное время, чтобы не торопиться с переключениями при одновременном окончании.

Количество принятого груза грузовой помощник контролирует по пустотам и при необходимости доливает груз в танки, где пустоты больше допустимых.

Если при грузовых операциях пустоты в заполненных танках будут увеличиваться, то загрузка по распоряжению капитана приостанавливается до выяснения причин.

Грузовые операции приостанавливаются в следующих случаях:

1. - получение штормового предупреждения;

2. - появление неисправностей в основной системе связи между причалом и судном;

3.- на поверхности воды замечены следы нефти;

4.- обнаружен огонь или опасность его появления;

5.- слабая освещенность причала;

6.- обнаружены протечки нефти из шлангов, соединений и трубопроводов береговых сооружений или танкера;

 7.- обнаружена необъяснимая значительная разница в количестве отгруженной и принятой нефти;

8. - появилось необъяснимое падение давления в грузовой магистрали;

9.- появление нефти на палубе из-за переполнения танка;

 10.- обнаружены повреждения или авария, угрожающие утечкой нефти;

 11.- при грозовых разрядах;

 12.- при полном безветрии периодически прекращается погрузка нефтепродуктов I и II разрядов для "проветривания" грузовой палубы.

 

Заканчивается погрузка под непосредственным руководством грузового помощника, который за 30 мин до окончания обязан предупредить представителя нефтебазы.

После окончания погрузки шланги продувают в один из судовых танков либо самотеком, приотдав болты у береговой задвижки, либо при помощи насосов.

В процессе погрузки должны своевременно выбираться швартовые концы (под руководством старпома), чтобы при подвижках судна не произошло обрыва шлангов.

Капитан танкера, принимая груз, вносит в коносамент оговорку "качество и количество груза неизвестны".

Это, однако, не снимает полностью ответственность с судна. Поэтому, чтобы защитить свои права, капитан организует отбор проб груза в соответствии со стандартом, определяющим порядок и методы отбора проб.

 

Переход танкера в грузу.

 

После погрузки необходимо принять меры по обеспечению сохранности груза в море. После отсоединения гибких шлангов: на фланцы приемных труб ставят заглушки, зажимают пробки мерных труб, плотно обжимают барашки лазов, горловин и глазков, закрывают дыхательные клапаны газоотводных труб, убирают с палубы все посторонние предметы, закрывают заглушками якорные клюзы. Перед самым выходом проверяется надежность закрытия клинкетов, если необходимо, то пломбируются приводы. В море постоянно наблюдают за грузом и, если повышается давление в танках, то открытием дыхательного клапана его стравливают. В жаркие дни включают орошение палуб. При обнаружении изменений уровня не объясняемых изменениями температуры, грузовой помощник немедленно докладывает капитану и принимает меры к недопущению перелива.

Необходимость и целесообразность включения системы орошения поясняется примерами:

1. Температурные пределы взрывоопасности перевозимой нефти лежат в пределах 2÷26°С. Судно находится в зоне с температурами воздуха +33°С и забортной воды +29°С. Можно ли включать систему орошения? Ответ: Нельзя, т.к. пары в танках имеют концентрацию выше верхнего предела взрывоопасности, а при охлаждении палубы концентрация их станет взрывоопасной.

 

2. Температурные пределы взрывоопасности керосина тракторного +26÷+65°. Судно находится в том же районе. Можно ли включать систему орошения? Ответ: Необходимо, т.к. пары керосина в танке находятся в области взрывоопасности, а охлаждение палубы снизит их концентрацию ниже НВП.

 

При отпотевании (понижение температуры воздуха) крышки горловин открываются для просушки пустот, докладывают капитану, записывают в судовом журнале, и при приходе в порт составляют морской протест. Высоковязкие грузы должны быть подогреты, но при этом усиливают наблюдение, так как может быть выброс на палубу от расширения груза. Иногда приходится перепускать часть нагретого груза в более свободные танки. При интенсивном выделении паров во время грозы или от какого-либо источника зажигания возможно воспламенение факела на выходе из газоотводной трубы. В этом случае необходимо немедленно перекрыть ручным клапаном выход паров (и факел потухнет). Необходимо в течение всего рейса поддерживать в полной готовности противопожарные средства. В штормовую погоду принимают все меры по предотвращению обводнения грузов, а если все же возможно попадание воды в груз, то при приходе в порт необходимо составить морской протест. Перед прибытием в порт выгрузки производится подготовка и регулировка грузовых и зачистных насосов, проверяется готовность к подключению шлангов и наличие пломб, устраняются неисправности. В настоящее время на танкерах в качестве грузовых применяются в основном центробежные насосы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.