|
|||
Дисциплина: УП.01.03 «Учебная практика по изучению горных выработок и
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» Дисциплина: УП.01.03 «Учебная практика по изучению горных выработок и основных технологических процессов» Группа: ТЭЭО-19 Дата: 03 декабря 2020 года Преподаватель: Ларионов О.Ф. Задание:Фото выполненной работы прислать по адресу электронной почты kitdistergo@mail.ua. или ВКонтакте: группа ТЭЭО-20-1/11 https://vk.com/club186165963 ( Название файла с ответами: номер занятия, УП 01.03, гр. ТЭЭО-19, Фамилия, имя студента) Срок выполнения:до 04 декабря 2020 года. Занятие № 4 Тема: Буро-взрывные работы.
Цель занятия: Методическая: Формирование знаний студентов по изучаемому материалу Дидактическая: Ознакомление с технологией и механизацией буро-взрывных работ на карьерах месторождения. Развивающая: Развить логическое мышление, наблюдательность, умение правильно обобщать данные и делать выводы. Воспитательная: Привить профессиональные качества: внимание, ответственность, интерес к будущей профессии. План занятия: 1. Управление комплексом буровзрывных работ на карьере. 2. Подготовка скважин к заряжанию ВВ. 3. Подготовка и проведение взрывных работ на карьере.
Содержание занятия 1. Управление комплексом буровзрывных работ на карьере.
В соответствии с содержанием решаемых задач управление буровзрывными работами на карьерах можно разделить на два вида: а) технологическое управление, т. е. оптимизация параметров буровзрывных работ, их регулирование в зависимости от конкретных горнотехнических условии производства; б) организационное управление, заключающееся в оптимизации последовательности ведения работ, распределении оборудования и т. д. На многих карьерах основным документом управления буровзрывными работами является типовой проект на производство буровзрывных работ в карьере, который составляют обычно раз в год. Общими исходными документами служат Единые правила безопасности при взрывных работах, а также соответствующие разделы технического проекта карьера. На основании этих документов, а также имеющихся местных инструкций по ведению взрывных работ на каждый массовый взрыв в карьере составляют специальный проект взрыва или по крайней мере выполняют технический расчет. Проект массового взрыва содержит следующие документы: - утвержденный начальником карьера приказ на производство массового взрыва с указанием всех его особенностей, места его выполнения, размеров, требований техники безопасности и т. д.; - план блока (в масштабе 1 : 500) с нанесением всех скважин, верхней и нижней бровок уступа, основных высотных отметок; - несколько характерных профилей блока с указанием размеров скважин, их расположения, линии наименьшего сопротивления, отметок рабочей площадки и подошвы уступа, геологических особенностей блока; - ведомость расчета зарядов по каждой скважине, отражающая все основные параметры скважин, конструкции зарядов и т. д.; - схема инициирования скважинных зарядов с указанием способа взрывания, интервалов замедлений и других данных; - план опасной зоны взрыва с указанием мест расположения оборудования, постов оцепления и т. д. Следует иметь в виду, что разработка проекта массового взрыва -процесс достаточно длительный, осуществляемый итеративно в несколько стадий. Фактически составляют два проекта: на обуривание блока, и затем по уточненным данным после обуривания (реальное расположение скважин и их параметры) - на взрывание. Съемка фактических параметров расположения одной скважины занимает 1,5-2 мин, следовательно, на съемку 100 скважин требуется около 3 ч чистого времени. Обычно маркшейдерский отдел на съемку блока и обработку (нанесение скважин на план) затрачивает две-три смены. После этого требуется одна-две смены на расчет основных проектируемых параметров взрыва, глубины и сетки расположения скважин, расстояния между ними, линии наименьшего сопротивления, величины зарядов и их конструкции и т. д., а также не менее смены на окончательное оформление документации. Таким образом, подготовка проекта массового взрыва представляет собой достаточно трудоемкую расчетную и графическую работу. На многих карьерах эту работу выполняет специальная группа проектировщиков, которые кроме этого осуществляют контроль за соблюдением проектных параметров бурения и зарядки скважин. Руководит этой работой начальник буровзрывных работ или непосредственно главный инженер. После осуществления массового взрыва проводят анализ его качества: степень дробления горной массы и выхода негабарита, характер и форма развала и разброса горной массы, качество «отработки» подошвы уступа и его откоса (наличие заколов и т. д.), а также наличие, характер и возможные причины отказов при взрывании скважинных зарядов. На многих карьерах ведется учет всех этих данных, позволяющий от взрыва к взрыву совершенствовать качество буровзрывных работ, анализировать накопленный статистический материал. Наиболее часто общее руководство буровзрывными работами на карьере осуществляет заместитель главного инженера по буровзрывным работам, которому непосредственно подчинены начальники буровых и взрывных участков. Этот персонал совместно с сотрудниками технического отдела и геолого-маркшейдерской службы под руководством главного инженера или начальника карьера решают задачи текущего (месячного, недельного) планирования работ, устанавливая порядок подготовки уступов и блоков к экскавации, расстановку буровых станков, последовательность и параметры взрывов и т. д. Локальные задачи по обеспечению работы оборудования, буровых и взрывных бригад, а также по выполнению вспомогательных работ решает участковый персонал (заместители начальников участков, участковые механики, горные мастера) при оперативном руководстве производственным процессом. В этой работе участвует также и диспетчерская служба карьеров. В связи с тем, что буровые работы осуществляются отдельными бригадами (экипажами) буровых станков с большой степенью независимости, в оперативном управлении этим процессом преобладают задачи технологического контроля. Организационное управление сводится главным образом к обеспечению своевременного выполнения вспомогательных я обслуживающих работ: профилактических ремонтов буровых станков, планировки площадок бульдозерами, доставки инструмента, воды, запасных частей, переключения электропитающих кабелей и т. д. В отличие от буровых работ взрывные работы, в частности подготовка и проведение массовых взрывов, являются комплексным процессом, осуществляемым большим числом разнородных исполнителей, и поэтому требуют организационного управления. Сущность его сводится к разработке и эффективной реализации оптимальных графиков выполнения комплекса взаимосвязанных работ, обеспечивающих проведение взрыва. Для эффективного и своевременного осуществления всех многочисленных работ, предшествующих взрыву, на ряде карьеров специальным приказом назначают ответственного руководителя массового взрыва, которому оперативно подчиняются начальники всех участков и служб, предназначенных для выполнения этих работ. Вторичные взрывные работы осуществляют обычно под руководством горного мастера буровзрывного участка. В отдельных случаях этой работой руководит бригадир взрывников в соответствии с заданием начальника участка, зафиксированным в наряд - путевке. Поскольку в последние годы на ряде предприятий были внедрены автоматизированные системы управления горным производством, ведется работа по формализации задач управления буровзрывными работами с целью перевода их на машинное решение. В частности, в настоящее время в основном формализованы и могут решаться на ЭВМ следующие задачи: распределение годовых объемов буровзрывных работ; формирование календарных планов проведения массовых взрывов, работы и перемещения бурового оборудования; проектирование массовых взрывов; задачи управления запасами горной массы. В основном эта группа задач является неразрывной частью общего планирования горных работ в карьере и управления их развитием. Эти задачи решают на разных стадиях планирования совместно с задачами оптимизации работы выемочного оборудования и планирования вспомогательных работ.
2. Подготовка скважин к заряжанию
Скважинный заряд (С.з.) - удлинённый заряд BB, помещённый в скважину. Используется при ведении взрывных работ на карьерах. Диаметр скважинного заряда выбирается c учётом физико-механических свойств горных пород, детонационных параметров применяемого BB, необходимого качества дробления пород и имеющегося на данном предприятии бурового оборудования. рассредоточенные. Заряжание скважины взрывчатым веществом производится механизированным способом с помощью специально оборудованных машин рис.2.
1нижний заряд BB; 2 боевик нижнегозаряда; 3 промежуток из забоечного материала между частями скважинного заряда; 4 - верхний заряд BB; 5 - боевик верхнего заряда; 6 - забойка; 7 - нити детонирующего шнура (ДШ) к боевикам скважинногозаряда; 8 магистральные нити ДШ; 9 - пиротехническое реле.
Забойка - процесс заполнения инертным материалом части зарядной полости. Под забойкой понимают также инертный материал,применяемый для изоляции заряда BB. Используется забойка для "запирания" продуктов детонации, повышения КПД взрыва, снижения радиуса разлёта осколков. Hаибольшее сопротивление выталкивающему действию продуктов детонации оказывают сыпучие материалы, обладающие достаточно высокой плотностью, сжимаемостью и высоким коэффициент внутреннего трения, a также пластичные, жидкие и быстротвердеющие вещества и смеси. Для уменьшения фильтрации продуктов детонации через забойку из крупнозернистого материала пустоты между его частицами заполняют водой или мелкозернистым песком. Забойку выполняют после размещения в зарядной полости или на поверхности разрушаемого объекта заряда BB и средств его взрывания. Mеханизация забойки скважин осуществляется забоечными машинами рис.2.
Рис.2 Механизация заряжания взрывчатыми веществами скважин.
3. Подготовка и проведение взрывных работ на карьере.
Перед началом взрывных работ устанавливают границы взрывоопасной зоны, которые отмечают условными знаками на местности. Перед началом заряжания на границах опасной зоны выставляют посты, обеспечивающие ее охрану, а людей, не занятых заряжанием, выводят в безопасные места лицом технического надзора или по его поручению взрывником. В опасную зону разрешен проход лиц технического надзора предприятия и работников контролирующих органов при наличии связи с руководителем взрывных работ и только через пост, к которому выходит сопровождающий взрывник. Вывод людей за пределы опасной зоны при производстве массовых взрывов осуществляют: - при электрическом способе инициирования зарядов – перед началом укладки в заряды боевиков с электродетонаторами; - при взрывании с применением ДШ – до начала установки в сеть пиротехнических реле; - при использовании неэлектрических систем инициирования с использованием низкоэнергетических волноводов – с момента присоединения взрывной сети участков к магистральной. По окончании монтажа взрывной сети ответственный руководитель массового взрыва проверяет соответствие монтажа проектным схемам коммутации, надежность узлов и соединений, правильность установки замедлителей, устраняет обнаруженные дефекты. Ответственный руководитель массового взрыва, получив письменные донесения лиц, ответственных за подготовку и заряжание к взрыву блоков, за охрану и выставление постов, а также за вывоз людей с территории опасной зоны, ознакомившись с заполненной таблицей параметров взрывных работ и убедившись в выполнении мероприятий, перечисленных в распорядке проведения массового взрыва, дает указание о подаче боевого сигнала. Не ранее чем через 15 мин. после взрыва ответственный руководитель организует осмотр взорванных блоков с принятием мер, предотвращающих отравление газами проверяемого персонала. При отсутствии отказов он дает указание о подаче сигнала «отбой». По этому сигналу снимают посты охраны взрывоопасной зоны. При производстве взрывных работ обязательна подача звуковых сигналов. Первый сигнал - предупредительный (один продолжительный). Подается при вводе опасной зоны - подается после удаления людей из забоя, выставления постов и знаков охраны. По этому сигналу приступают к заряжанию шпуров. Второй сигнал - боевой (два продолжительных). По этому сигналу проводится взрыв. - После заряжания, удаляются люди, которые участвовали в заряжании. Мастер - взрывник проверяет правильность заряжания и монтажа взрывной сети, удаляется в место своего укрытия, из которого подает сигнал и производит взрыв. Третий сигнал - отбой (три коротких). Допуск людей в карьер и к месту взрыва проводят согласно порядку, принятому на предприятии и утвержденному техническим руководством.
Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте средства механизации, используемые при буро-взрывных работах. 2. Какие документы необходимы для проведения буро-взрывных работ на карьере? 3. Какие сигналы используют при проведении взрывных работ? Литература: 1. Хохряков В.С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых”. Москва, “Недра”. 1991г. Домашнее задание: 1. Изучить материал лекции и материал в литературе [1], видеоматериал. 2. Ответить на контрольные вопросы и оформить отчет по практике по изученному материалу. Критерии оценивания выполненного домашнего задания: Выполненная домашняя работа оценивается по пятибалльной системе: 5 «отлично» - на все контрольные вопросы в отчете письменно даны исчерпывающие ответы, материал изложен логично и правильно, без ошибок, что подтверждает полноту изучения и глубокое понимание студентом материала, отчет оформлен согласно требований ГОСТ; 4 «хорошо» - на все контрольные вопросы в отчете письменно даны исчерпывающие ответы, но допущены неточности в формулировках и форме построения ответа, а объем и содержание ответов студента указывают на достаточный объём изучения студентом материала, отчет оформлен согласно требований ГОСТ; 3 «удовлетворительно» - на все контрольные вопросы в отчете письменно даны ответы в недостаточном объёме, допущены неточности и ошибки в формулировках, а объем и содержание ответов указывают на знание основных, существенных положений учебного материала, допускаются отклонения от требований ГОСТ при оформлении; 2 «неудовлетворительно» - нет ответа на один из вопросов, а на остальные вопросы даны неполные ответы, содержащие недостаточный объём информации для полноты выполнения своих профессиональных навыков, указывающие на не знание основных положений учебного материала.
|
|||
|