|
|||
Конспект урока текстуального изучения произведения на тему: «Вишнёвый сад» - пьеса о прошлом, настоящем и будущем России».Конспект урока текстуального изучения произведения на тему: «Вишнёвый сад» - пьеса о прошлом, настоящем и будущем России».
Всяк за себя и только за себя и всякое общение между людьми единственно для себя. Ф.М.Достоевский «Дневник писателя» март 1877г.
Цели: а) обучающие - развитие психологических качеств восприятия драматических произведений, внимания к художественному слову, подтексту, понимания образов-символов, умения анализировать, составлять опорный конспект. б) воспитательные – эстетическое воспитание, понимание философии истории, исторической памяти поколений,
Методы и приёмы: репродуктивно-творческий; выборочное выразительное чтение с анализом ключевых эпизодов. Наглядность:опорный конспект «Прошлое, настоящее и будущее России» Литература: Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: «Просвещение», 1990. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. – М.,1982. Бердников Г.П. А.П.Чехов: Идейные и творческие искания. – М.,1984. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова. – М.,1981. Юшманова Н.Е. А.П.Чехов: уроки нравственности.- М.,1982.
Ход урока
1. Организационный момент – 2-3 минуты. 2. Проверка домашнего задания (эвристическая беседа) – 25-30 минут. Вопросы: · Когда была написана пьеса «Вишнёвый сад» и в чём её отличие от ранее опубликованных произведений? · Как Чехов оформляет сценическое пространство пьесы? О чём говорит такое расположение декораций? · Перечислите и охарактеризуйте главных героев пьесы. · На какие группы их можно распределить? · Почему сам Чехов рекомендовал исполнять пьесу как комедию? 3. Изучение нового материала – 40 минут. Пьеса «Вишнёвый сад» представляет собой сложный конгломерат взаимоотношений разных поколений, судьбы которых сплелись воедино и представляют собой исторический отрезок жизни России начала 20 века. Этот временной отрезок можно назвать трагическим, так как уходит в прошлое мир дворянской усадьбы – мир Раневских и Гаевых. На смену им приходят предприниматели типа Лопахина, а за ними уже проглядывает лицо будущего, которое представляют Аня и Трофимов. Эта картина была бы вполне закономерной, если бы не отражала всеобщий кризис, охвативший Россию и коснувшийся, в первую очередь, единства нации. Поэтому центральной проблемой пьесы является проблема взаимопонимания в обществе. Если прошлое представляется Раневской, Гаеву, да и Лопахину идиллическим, так как оно овеяно атмосферой всеобщей любви, доброжелательности, милосердия, то в настоящем персонажи расходятся в разные стороны и уже становятся противниками. Неприспособленные к жизни Раневская и Гаев обречены на вымирание, их будущее неясно и трагично. Лопахин, покупающий имение вместе с вишнёвым садом, где ещё работал его дед, не испытывает чувства удовлетворения. В лицо ему смотрят его будущие противники – Трофимов и Аня, которые уходят в никуда, но полны оптимизма и надежды на то, что «Вся Россия – наш сад» и что им удастся посадить новый сад, лучше прежнего. Но, с точки зрения Чехова, и они не самое лучшее будущее для России. Основной конфликт пьесы можно представить в виде схемы. 1. Прошлое России – Раневская + Аня + Варя + Гаев + Трофимов + Лопахин. 2. Настоящее – герои не слышат друг друга. 3. Будущее – герои разойдутся по разные стороны баррикад ( Трофимовы будут убивать Раневских и Гаевых).
Центральным образом-символом в пьесе является вишнёвый сад. У этого образа есть два значения: конкретное и образное. Конкретное: - имение с участком земли; - прибыльное предприятие. Образное: - молодость, прошлое, Родина (Раневская); - благосостояние, всеобщее счастье ( Трофимов); - духовность, величие России (Лопахин).
|
|||
|