Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА:. Лингвистические задачи и вопросы. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ



 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА:

Лингвистические задачи и вопросы

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

БЛОК 1

 

1) Дайте этимоним к слову: тугой.

2) Объясните происхождение выделенных звуков (букв): круЖОк.

3) Объясните происхождение слова: КОЖА.

4) Объясните разницу в звуковом (буквенном) составе двух глагольных форм:

«вёз» - «везла».

5) ОГРАЖДЕНИЕ: важнейшие историко-фонетические позиции в этом слове. Не менее двух

6) «ВозьМу» - объясните, откуда М? Фонетический и морфемный комментарий.

7) Дайте этимоним к слову: ГРЯЗЬ.

8) Определите происхождение гласного в корне слова: ЗВУК.

9) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): виЖу.

10) Объясните происхождение слова: площадь.

11) Разделите на морфемы слово ЗДЕСЬ. Напишите его по-древнерусски и по-старославянски.

12) ОТВОРИТЬ – ЗАТВОРИТЬ: морфемный комментарий антонимической пары.

13) ЧУДНЫЙ и ЧУДЕСНЫЙ – исторический комментарий словообр. вариантности.

14) ДИТЯ – ДЕТИ: комплексный лингвистический (!) анализ.

15) Найти основу слова НАПРЯЖЕНИЕ, охарактеризуйте ее.

16) Произвести словообразовательный анализ слова НЕИЗБЕЖНОСТЬ. Дайте исходное слово, словообразовательную цепочку.

17) Произведите словообразовательный анализ слова ПОТУСТОРОННИЙ, аргументируйте.

18) Морфемный анализ слова ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

19) ВОСКРЕСЕНЬЕ (ВОСКРЕСЕНИЕ): лингв. комментарий.

20) Словообразовательный анализ слова РАЗАХАТЬСЯ. Аргументируйте. Дайте исходное слово, постройте словообразовательную цепочку.

 

БЛОК 2

 

21) Определите основу слова ШЕСТВИЕ, охарактеризуйте её.

22) Морфемный анализ слова ПОДВИЗАТЬСЯ.

23) Произведите этимологический анализ слова СУМЕРЕЧНЫЙ.

24) Произведите этимологический анализ слова ВЕЛЬМОЖА.

25) КТО – ЧТО: комплексный морфемно-словообр. анализ слов.

26) Произведите этимологический анализ слова ПРЕДПРИЯТИЕ, аргументируйте.

27) Соотнесите с лексико-грамматическими разрядами существительное МАСЛО. Дайте этимологию.

28) ПАЛЬТО, МАНТО: словообразовательная характеристика.

29) Определите принадлежность к части речи выделенного в предложении слова: Это - ИЗБИТАЯ истина. Дайте общий лингвистический комментарий.

30) МЕДВЕЖИЙ – сколько морфем в этом слове?

31) Этимологический анализ слова ВНЕДРИТЬ.

32) Определите принадлежность к части речи выделенного в предложении слова: ОДИН знакомый недавно рассказывал о любопытном происшествии.

33) Определите основу слова РАЗУВАТЬСЯ, охарактеризуй её.

34) Произведите морфемный анализ слова УНИЧТОЖИТЬ, аргументируйте.

35) ВРЕМЯ – ВРЕМЯНКА – ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ – ВРЕМЕННЫЙ: сравнительная морфемика ряда. 

36) В чем особенности морфемного членения слов ПИЛЬЩИК и КОПИРОВАЛЬЩИК?

37) Произведите этимологический анализ слова СПРЯЖЕНИЕ.

38) Определите принадлежность к части речи выделенного в предложении слова: Стихи для вас ОДНА забава (А.С. Пушкин).

39) НЕЛЬЗЯ: словообразование и этимология.

40) Произведите этимологический анализ слова ВОПРЕКИ, аргументируйте.

 

БЛОК 3

 

41) Морфемный и словообр. анализ: ВРАССЫПНУЮ.

42) Дайте исходное слово, словообразовательную цепочку: ПОЛЗКОМ. Дайте комментарий.

43) Этимологический анализ: ВОСХИЩЕНИЕ.

44) ЛУЧШЕ: характеристика основы.

45) ВЕЖЛИВЫЙ – морфемика, словообразование, этимология, этимоны.

46) ЛИСТОПАД – СУМАСШЕДШИЙ: сравн. морфемика и словообразование.

47) Этимологический анализ слова НЕВНЯТНЫЙ.

48) Произведите этимологический анализ слова КОЛЬЦО.

49) Этимологический анализ слова ИЗЯЩЕСТВО.

50) ЧЕЛОВЕК: тип основы.

51) СорокАлетний – сорокОножка: почему соед. гласные разные?

52) ГРАБИТЬ – СУГРОБ – ГРЕСТИ. Морфонология корневой морфемы.

53) Определите основу слова ПЛОСКОГОРЬЕ, охарактеризуйте её.

54) СЕМИЧАСОВОЙ – морфемика.

55) ДВАЖДЫ, ТРИЖДЫ – разберите слова по составу.

56) СЫНОВНИЙ – ДОЧЕРНИЙ: сравнит. морфемно-словообр. анализ.

57) Морфемно-словообразовательный анализ слова ДОКРАСНА.

58) Сравн. морфемика: лесовоз, дважды, чудеса, певец, шоссейный.

59) ТЕЛЕСНЫЙ ЦВЕТ – НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ: комментарий.

60) ПОБЕРЕЖЬЕ: морфемно-словообр. анализ.

 

 

БЛОК 4

 

61) ОБУВЬ: морфемный комментарий.

62) Произведите морфемный анализ слова ИЗДАЛИ.

63) АПЕЛЬСИН – КРЕСТЬЯНИН – СЕЛЯНИН: сравните морфемику этих слов.

64) Чем КОВЕР-САМОЛЕТ отличается от ДИВАН-КРОВАТИ?

65) ПОЛУКРУГ, ПОЛУГОДИЕ, ПОЛ-ЯБЛОКА, ПОЛ-ЛИТРА, ПОЛЛИТРОВКА. Сравнительная морфемика этого ряда слов. 

66) БЕСХОЗНЫЙ – БЕЗБИЛЕТНЫЙ: морфемика и словообразование.

67) СНЕГ – СНЕГА (мн. число): сравните грамматику.

68) НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА – комментарий с позиций истории русского языка.

69) Дайте этимоним к слову: праздник.

70) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): суШить.

71) ЗАЯЧИЙ – сколько морфем в этом слове?

72) Что в морфонологическом отношении объединяет слова слова ДУША и СУША? (Не менее 2-х позиций)

73) Напишите по-древнерусски: КОНЕЦ. Какова главная морфемная особенность этого слова? Как морфемно КОНЕЦ связан с НАЧАЛОМ?

74) БРАТЬЯ – ВОРОНЬЁ – ХУЛИГАНЬЁ: что морфемно объединяет и что отличает эти слова?

75) Кто такой ТРУС?

76) СтариК - чего тебе надобно, старЧе - стареЦ. Как соотносятся выделенные звуки (буквы).

77) ГРЯЗЬ – ГРУЗИТЬ. Сранительный историко-морфемный анализ.

78) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): пиШу. Дайте параллели и граммат. комментарий.

79) Почему мы говорим «Единица», а не «*Одиница».

80) ДруГ – друЖить – друЗья - други: 1- объясните происхождение слова «друг».

 

БЛОК 5

 

 

81) КИВИ и МАНГО: сравнительная грамматика. Не менее 2-х позиций.

82) ПОЗВОНИТЬ (по телефону) – ПОБРЕНЧАТЬ (на пианино): сравните морфемику и словообразование.

83) Разделите (графически) по составу слов НЕБЕСНЫЙ. Определите тип каждой из выделенных частей слова (внимание: вспомните типологию морфем).

84) ДЗЮДО, КАРАТЕ, САМБО: сравн. грамматика.

85) Напишите по-древнерусски: ВОЖДЬ. Морфонологическая характеристика непроизводной основы.

86) ОБЯЗАТЕЛЬСТВО – ОБЛАКО: что общего у этих слов с с точки зрения морфонологии?

87) Дайте этимоним к слову: начало.

88) Дайте этимологию слова «свидетель».

89) ОСТОЛОП: Этимол., морфемный и словообр. анализ.

90) ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ и НАБЛЮДАТЕЛЬ: морфемика и словообр. Сравните.

91) МЫСЛИТЬ – МЫШЛЕНИЕ, ДЫШАТЬ – ДЫХАНИЕ? Системно-словообразовательная характеристика.

92) Дайте этимонимы к слову: ГОРЕТЬ.

93) Происхождение выделенной буквы (звука): саЖа.

94) Объясните наличие выделенного звука (буквы): к Нему, около Него.

95) ЧАДИТЬ и КАДИТЬ? Докажите, что это слова однокоренные?

96)           

97) ДЕТИ – тип основы. Этимонимы.                                                                      

98) Дайте этимоним к слову: печаль.

99) ТАКСИСТ – ХОККЕИСТ: сравнительный морфемно-словообр. комментарий.

100) Как соотносятся в истории русского языка выделенные буквы (звуки): просвеЩение – свеЧение.

 

БЛОК 6

 

101) Совпадает ли словообразовательная структура слов ПЫЛИНКА, ПУШИНКА, ТРОПИНКА, КРУПИНКА, РОДИНКА?

102) Напишите по-древнерусски: волк, волки, волчий.

103) Почему мы пишем: СДАТЬ (глагол), но ЗДАНИЕ (дом)?

104) Я СИДЕЛ – Я СЕЛ. Морфемный комментарий.

105) Определите происхождение гласного в корне слова: жать.

106) Как соотносятся выделенные буквы (звуки) в словах «восклиКнуть» - «восклиЦать» - «клиЧ».

107) ТОМСКИЙ (от Томск): морфемика и словообразование.

108) НЕБО: где и почему в этом слове нарушен один из важнейших историко- фонетических законов русского языка?

109) КОЛПАК – ПРОСТАК: сравнительная морфемика.

110) РЕБЁНОК - *РЕБЯТЕНОК, *РЕБЁНКИ (простор.) – объясните словообр. вариантность.

111) ГОРОШИНКА – СЛАБИНКА – БЕЗУМИНКА – морфемика и словообразование.

112) ГИТАРИСТ, ПИАНИСТ, САДИСТ, АРТИЛЛЕРИСТ, ШАХМАТИСТ, ШАШИСТ: сравнительный словообразовательный анализ (главное!).

113) ЧУЛОК и НОСОК – морфемика, словообр., морфология..

114) ПОБЕДА – морфемный и словообразовательный анализ.

115) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): лоЖь.

116) ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ (на корабле, вахтенный матрос) – способ словообразования Не менее двух позиций.

117) СОТРУДНИК и РАБОТНИК: как образованы эти слова?

118) ПОЛТОРА и ОБЛАКО: что сближает эти слова?

119) ПЕВЕЦ: важнейшие историко-фонетические позиции в этом слове. Не менее двух.

120) ПАЛЬЧИК и КОНЧИК, БЕСПАЛЫЙ и БЕСКОНЕЧНЫЙ. Морфемика и словообразование этих слов.

 

 

БЛОК 7

 

121) Происхождение гласного в корне слова: ПАМЯТНИК. Этимонимы.

122) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): Где.

123) «СмеХ» - «смеШной»: какое историко-фонетическое явление здесь выделяется?

124) МЛЕКОПИТАЮЩИЕ: лингвистический комментарий.

125) БЕСТОЛОЧЬ, СВОЛОЧЬ, ШВАЛЬ: лингв. комментарий.

126) ПЫЛИНКА – СМЕШИНКА – ЧУДЕСИНКА – словообразовательный комментарий. Ср.также: МОХНАТИНКИ (у шиповника, Е. Евтушенко).

127) ИЗЮМИНКА – КАРТОФЕЛИНКА – ДУБИНКА - словообразовательный комментарий.

128) ЦИТИРОВАТЬ и ЖОНГЛИРОВАТЬ – сравнит. словообр. анализ.

129)

130) ВЫНУТЬ – где корень?

131) Этимоним к слову: область.

132) РАСТВОРИТЬ, ПРИТВОРИТЬ – в чем морфемный «парадокс» этих слов?

133) Ярослав и Ярославль – сравн. морфемика и словообразование.

134) ПОДСУДИМЫЙ и ПОДСУДНЫЙ: морфемно-словообр. анализ. Выделите дериваторы.

135) ПЕТЕРБУРЖЕЦ – КУРЯНИН – БЕЛГОРОДЕЦ – ОРЛОВЕЦ - ПАРИЖАНИН – сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.

136) ВТРИДОРОГА – способ словообразования, дериваторы.

137) БЕРУШИ (средство от шума) – способ словообр., дериваторы, формант.

138) ОСКУДОДУШЕТЬ (В. Астафьев) – определить формант.

139) ВОЛЕИЗЪЯВЛЯТЬСЯ – определить формант.

140) РАЗБАЗАРИТЬ – словообр. комментарий.

 

БЛОК 8

 

141) КИС-КИС – способ словообразования.

142) ДИВАН-КРОВАТЬ – способ словообразования.

143) НИЗКОПРОБНЫЙ (вкус) – способ словообразования.

144) ЗАМНАЧАЛЬНИКА, ЗАВКАФЕДРОЙ, ЗАМДЕКАНА – в чем грамматический «парадокс» этих слов?

145) ЗАТВОР и ТВОРОГ – что морфемно объединяет эти слова?

146) ПОИЛЕЦ и КОРМИЛЕЦ – главная морфемная особенность слов.

147) В чем сходство и в чем различие слов: ФИЛЬМОТЕКА и ФОТОТЕКА?

148) Характеристика флексии у слова ПОЛЧАСА.

149) Определите формант у деривата НАВЕСЕЛЕ.

150) Определите особенности словообразовательной мотивации у слова ДОРОЖНЫЙ (знак) по М. Докулилу.

151) Тип корневой морфемы у слова ПРИБАВИТЬ.

152) Как деривационно соотносятся слова: СИНЕВАТЫЙ – КРАСНОВАТЫЙ. Не менее двух классификационных позиций.

153) Как образовано имя САША? (не менее двух позиций, можно больше).

154) ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ > ЧИТАЛКА. Способ словообразования (не менее двух позиций).

155) Морфемный и морфологический комментарий к слову ХОТЯ (не менее двух позиций).

156) Словообразовательное значение у слов БЕЛЕТЬ и ЧЕРНЕТЬ.

157) Как деривационно соотносятся две пары слов: ДОБРЫЙ – ДОБРОТА и ВЕСЕЛЫЙ – ВЕСЕЛИЕ? Не менее двух классификационных позиций.

158) ЛУЧШИЙ – грамматический комментарий.

159) Возможные пути грамматической (морфемика, словообразование, морфология) интерпретации слова ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ. Не менее двух позиций.

 

БЛОК 9

 

160) БОЛГАРИН – ТАТАРИН – БАРИН: сравните морфемику этих слов.

161) Морфонологический комментарий слова ТРЯПЬЁ.

162) Определите формант деривата ВЧИТАТЬСЯ.

163) Структурный тип и способ образования выражения: ДОМ-МУЗЕЙ.

164) Как в морфонологическом отношении соотносятся слова БЕГУН и ПОЛУЧАТЕЛЬ.

165) Определите морфемно-словообразовательные особенности (особенность) слов: ЧУДЕСА.

166) Каковы морфемные и морфологические особенности слова ВЕРНЕЕ?

167) Тип суффикса у слова УЧИЛСЯ.

168) Определите словообразовательные особенности слов: НАКРИЧАТЬСЯ.

169) Морфемно-словообразовательный комментарий выделенной буквы у слов: За БИ-Т-ОГО двух НЕБИ-Т-ЫХ дают.

170) К какому лексико-грамматическому разряду относится слово ГОРОШИНА? Внимание: Ответ постройте с учетом особенностей словообразовательного шага.                                               

171) ПОЛТОРА: грамматика слова.

172) ПУШИНКА – ПЕСЧИНКА – ВОЛОСИНКА – КАРТИНКА - ТРОПИНКА – сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.

173) ГОНЕЦ и СЛЕПЕЦ: ср. словообразование.

174) ВОЛОС – ВОЛОСЫ – ВОЛОСЬЯ , КОЛОС – КОЛОСЫ – КОЛОСЬЯ. Лингвистический комментарий.

175) СКРИПАЧ – словообразовательный анализ (главное!).

176) НИКУДЫШНИЙ – способ словообразования, дериваторы.

177) ЗЛОБОДНЕВНЫЙ – способ совобразования.

178) РОЗОВЫЙ, ЛИЛОВЫЙ, КРАСНЫЙ – сравн. морфемика, словообразование, морфология.

179) Что в морфемном и словообразовательном отношении сближает и различает слова КОФЕ, КАКАО, ПАЛЬТО?

180) Что с точки зрения словообразования сближает слова НАЗЕМНЫЙ и ПОДЗЕМНЫЙ?

 

БЛОК 10

 

 

181) КОЛОДЕЦ: дайте этимоним (этимонимы) к этому слову; выделите исторический корень; разделите слово на части; определите способ образования.

182) Какое слово является производным, а какое производящим: БЕЖАТЬ-БЕГ. Определите способ словообразования.

183) СМЕЯТЬСЯ: главная морфемно-словообразовательная особенность этого слова.

184) Дайте словообразовательную цепочку для слова ПОЛЗКОМ.

185) ЛИСТ – ЛИСТЬЯ – объясните формы мн. ч.

186) Пять килограммов / килограмм: причины вариантности.

187) Выйти ЗАМУЖ – надеяться на МУЖА: лингв. коммент.

188) НАБЕЛО, ЗАПРОСТО, ВЧЕРНЕ, ИЗРЕДКА, ЗАСВЕТЛО – объясните конечный гласный звук этих слов.

189) «СВЕРХУ что-то упало», «они ехали ВЕРХОМ», «НАВЕРХУ что-то стукнуло» - сравнительный грамматический комментарий выделенных слов.

190) Умнейший, крепчайший – вариантность суффикса.

191) Средь БЕЛА дня – грамм. комментарий каждого слова.

192) СТО и ТЫСЯЧА – сравнительный граммат. анализ.

193) ДвестИ, но тристА и четырестА. Объясните разницу флексий.

194) ВОСВОЯСИ – ист. комментарий морфемной структуры.

195) БЫ – происхождение частицы.

196) Приоткрыл БЫЛО, но… – объясните совр. форму.

197) БУДУЧИ – происхождение слова.

198) Делает всё ИГРАЮЧИ – истор. комментарий.

199) РУКАВА – происхождение формы.

200) БОК-БОКА, но: РУКИ В БОКИ. Прокомментируйте флексии.

 

БЛОК 11

 

201) ВПЕРЕДИ – объясните концовку основы слова.

202) Видел ВООЧИЮ, а слышал ….?

203) ОПЁНОК – ОПЯТА: объясните форму мн. числа.

204) ОПЯТА – МЫШАТА – ВОЛЧЕНЯТА – ВОЛЧАТА – ВОЛЧОНКИ- ДЕНЬЖАТА – ДЕНЬЖОНКИ – сравн. анализ форм.

205) Плести словеСа (извитие словеС)- откуда «с»?

206) ДЕСЯТЬПЯТЬДЕСЯТ: почему в первом слове «т» мягкое, а во втором твердое?

207) Соотнесите с лексико-грамматическими разрядами существительные БУ­КАШКА, ОТРЯД, ЛЕКАРСТВО, ВОДА.

208) В чем заключаются особенности грамматической характеристики имени прилагательного в предложении: Я СТАРШИЙ был пятью годами (Пушкин).

209) Дайте краткий грамматический комментарий слова БРАТЬЯ. Какие языко­вые процессы и явления можно здесь увидеть?

210) В чем заключается специфика словообразовательной мотивации у слов ИШАЧИТЬ, ОБЕЗЬЯННИЧАТЬ?

211) Как в русском языке соотносятся формы мн. числа от сущ. ЛИСТ – 1) ЛИСТЫ и 2) ЛИСТЬЯ?

212) Какую грамматическую особенность можно выделить у слов "берега", "города"?

213) На каких основаниях можно объединить слова: ЦАРАПИНА, ОТМЕТИНА, ЗАЗУБРИНА, ПРОБОИНА?

214) бъясните форму множественного числа слова ГОСПОДА (т.е. почему не *ГОСПОДИНЫ?).

215) Как грамматически соотносятся слова ДОМИНА и КОНИНА?

216) Грамматические особенности выделенного выражения: Хватит, надоели нам его СЛОВЕСА! Ср. ЧУДЕСА, НЕБЕСА, ТЕЛО-ТЕЛА-ТЕЛЕСА.

217) ЛЮДИ: комплексный грамматический комментарий.

218) Как проявляется категория одушевленности – неодушевленности у слова СМЕТАНА?

219) АВТОБАЗА – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ: что такое О?

220) Грамматический комментарий флексии у существительного: четыре столА.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.