Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





lt;< | >>



 

19 ноября.

Урок географии в 10в классе

1. Прочитать, послушать лекцию

Формирование политической карты: ретроспектива.

Научное понимание понятия «политическая карта мира» выходит далеко за рамки типографского листа бумаги или школьного глобуса. Кроме изображения государств, их границ, административно-территориального деления, столиц и крупнейших городов, это и эволюция форм государственного устройства, и характер изменений на такой карте, и взаимоотношения между странами, и некоторые территориальные конфликты, и т. д.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, начиная от эпохи общественного разделения труда, появления частной собственности и разделения общества на социальные группы. В своем развитии политическая карта мира пережила немало исторических эпох, что позволяет говорить о существовании особых этапов в ее формировании. Последние тесно связаны с периодизацией всемирной истории, представляющей закономерный процесс эволюции общественного развития.

В формировании политической карты мира условно можно выделить 5 этапов: древний, средневековый, новый, новейший и современный. Такая хронологизация, естественно, не охватывает всего многообразия тенденций ее развития, однако для учебных целей она вполне приемлема.

Кратко охарактеризуем эти этапы.

Древний этап (до V в. н. э.) связывается с возникновением, расцветом и крушением первых государственных образований. Некоторые из них {Древний Египет, Карфаген, Древне Греция, Древний Рим и др.) внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они положили начало политико-территориальному разделу географического пространства, первым межгосударственным контактам, территориальным захватам. В политико-географическом отношении эти государства (за исключением городов-государств) были еще плохо сцементированы, не представляли единый «политикотерриториальный комплекс», понимаемый как государственно-территориальная общность, в границах которой складывается единая система связей-противоречий.

Государственные границы тогда тяготели, как правило, к слиянию с естественно-географическими рубежами.

Средневековый этап (примерно V—XVI вв.) чаще всего ассоциируется с феодальной эпохой. (С данной точкой зрения можно согласиться, но следует также помнить о том, что на обширных пространствах Африки, Азии и Латинской Америки классические феодальные отношения имели место даже в XX в.) В этот период политические функции государств оказались разнообразнее и сложнее, чем при рабовладении. Складывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность хозяйств и территорий, зарождались зачатки рыночной экономики. Более четко проявилось стремление государств к территориальным захватам. Крупные массивы суши были полностью поделены между различными государствами. Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское {Русское) государство, Португалия, Испания, Англия — вот далеко не полный перечень средневековых государств. При этом наибольшей политико-территориальной централизацией выделялись вышеупомянутые европейские государства. В целом по уровню государственно-территориального раздела континентального пространства к Европе приближалась лишь Азия. Остальные крупные регионы — Африка, Америка,

Австралия с Океанией — оставались далеко позади даже Азии.

Новый этап (с XVI в. до начала XX в.) начинается с эпохи Великих географических открытий, положившей начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир. Мощным импульсом для территориальных изменений на политической карте мира послужили зарождение, подъем и утверждение рыночных (капиталистических) отношений, когда получила развитие остро нуждающаяся в сырье крупная фабрично-заводская промышленность и появились новые средства транспорта.

Считается, что поворотным пунктом в формировании современных государств является Вестфальский мирный договор 1648 г., в котором были отражены результаты Тридцатилетней войны в Европе между Священной Римской империей и ее союзниками, с одной стороны, и Францией, Швецией и их союзниками — с другой.

Этот договор в значительной степени обусловил нынешний политико-географический каркас Европы.

Новейший этап идентифицируется с двумя мировыми войнами в XX в., а также революционными событиями в России в 1917 г. и формированием стран социалистического лагеря. К числу важнейших изменений также относится распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов и других метрополий, возникновение на их основе свыше 100 независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Наконец современный этап формирования политической карты мира «разворачивается» на наших глазах. По мнению некоторых специалистов, в ближайшие десятилетия число самостоятельных государств может возрасти с нынешних примерно 200 до 250 и более.

Однако есть основания полагать, что подобная тенденция для мирового сообщества чревата негативными последствиями. Дело в том, что внешняя политика государств обычно формируется на основе представлений о «национальном» интересе, под чем подразумевают не только защиту самостоятельности, независимости, его территориальной целостности, но и наращивание силы ради обеспечения своей безопасности, решения в свою пользу территориальных и иных споров, получения доступа к природным ресурсам за пределами национальных границ и т. п. Гипертрофированные представления о национальных интересах, во-первых, способствуют усилению конфликтности международных отношений, во-вторых, вступают во все большее противоречие с новыми глобальными реальностями. Четко проявившаяся в конце нынешнего тысячелетия тенденция к дроблению государственных образований (по этническому признаку) способна повергнуть всю международную систему в состояние хаоса.

<< | >>

Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте.

Ежегодно в политико-географическом устройстве мира происходят серьезные изменения. Лишь в первой половине 1990-х гг. появилось два десятка государств на бывшей территории СССР и Югославии, провозглашен суверенитет Чехии и Словакии, возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Бельгия поменяла форму государственного устройства — перешла от унитарной формы правления к федеративной, Камбоджа превратилась из республики в конституционную монархию и т. д.

Следует четко различать качественные и количественные сдвиги. Первые ассоциируются с завоеванием самостоятельности развивающимися странами, введением нового государственного устройства и т. д. Наглядными примерами подобных изменений являются: приобретение суверенитета десятками бывших колониальных стран (без изменения границ) в Африке, Азии и Латинской Америке; переход от унитарного к федеративному государственному устройству и наоборот и т. п.

Суть вторых (количественных или линейных) изменений состоит в территориальных приобретениях или потерях вследствие военных захватов, цессий (передачи всех суверенных прав над определенной территорией одним государством другому по соглашению), аккреции (приращении территории, например, путем намыва), адъюдикации (присуждения территории по решению арбитража Международного суда) и т. д. Естественно, что сегодня роль различных количественных сдвигов неодинакова. Так, приобретение ничейной земли как способ территориальных изменений фактически уже не используется по причине ее отсутствия (хотя в результате соответствующих геологических или физико-географических процессов она может и появиться).

Совершенно очевидно, что количественные сдвиги на карте мира — это удел преимущественно прошлых эпох, когда войны были обычным средством решения межгосударственных споров, когда открывались и осваивались новые земли, формировались колониальные империи.

Территория и формы организации государства.

Государственная территория — часть поверхности Земли, включая внутренние акватории и так называемые территориальные воды, недра под ними и аэроторию над ним, на которую распространяется власть данного государства. Юридически к ней приравниваются: принадлежащие этой стране и официально находящиеся вне ее пределов суда, самолеты, а также морские корабли и другие средства транспорта и связи, территории дипломатических представительств данного государства за рубежом. Территория государства — важнейшая материальная основа государственного (национального) суверенитета.

Кроме понятия «территориальные воды», означающего акватории Мирового океана, омывающие территорию страны в пределах 12 морских миль, существует также понятие «200-мильной экономической зоны». В отличие от 12-мильных территориальных вод экономическая зона не находится под суверенитетом прибрежного государства. Оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Все современные государства имеют территории (точнее, геотории, объединяющие понятия «территория», «акватория» и «аэротория»), ограниченные сухопутными, водными и воздушными границами. Эти границы сложились исторически в результате событий прошлых эпох, хотя некоторые из них устанавливаются и в наши дни. Процедура установления границ обычно претерпевает две стадии: делимитации (договорного определения их направления и положения) и демаркации (установления границ на месте). Государственные границы, обозначенные на месте пограничными знаками и признанные мировым сообществом, неприкосновенны.

Все политико-географические единицы, составляющие политическую карту мира, можно разделить на две неравноценные группы: государства, имеющие статус самоуправления, т. е. независимые (их абсолютное большинство); и несамоуправляющиеся территории, находящиеся в зависимости от других государств.

Суверенные страны имеют различные формы организации государства. Важнейшей из них является государственный строй. Он может быть, как вы знаете, монархическим и республиканским.

При характеристике любой страны большое значение приобретает также вопрос о ее государственном устройстве. В этом отношении все государства подразделяются на унитарные и (или) федеративные.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой территория страны не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся административные единицы обладают только исполнительной, но не законодательной властью. Унитарными являются большинство стран современного мира (Япония, Венгрия, Финляндия и др.).

Федеративное государство — форма государственного устройства, при которой территория страны имеет в своем составе самоуправляющиеся образования. Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Такие федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции, вилайи и т. п.), как правило, имеют собственную конституцию, органы власти. К федеративным государствам относятся Россия, США, Индия, Бразилия, Нигерия и многие другие.

Наиболее редкая форма государственного устройства — конфедерация. Это союз (обычно весьма «зыбкий») государств, сохраняющих независимое положение и объединяющихся с целью координации своей деятельности по различным вопросам, чаще всего внешнеполитическим и военным. По конституции только Швейцария имеет статус конфедерации, хотя фактически форма ее государственного устройства гораздо ближе к федеративной. Отсутствие «типичных» конфедераций в современном мире вовсе не означает, что их не было прежде и что они не могут образоваться вновь.

Что же касается несамоуправляющихся территорий, то это земли, не обладающие суверенным статусом или с ограниченными правами местного самоуправления. В нашей литературе подобные территории именуются колониями, т. е. странами, находящимися под властью иностранного государства и лишенными политической и экономической самостоятельности. В западной литературе этот термин практически не используется. Еще не стерты с политической карты мира протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору).

В отличие от последних мандатные (или подмандатные) территории (так назывались бывшие колонии Германии, перешедшие после Первой мировой войны по мандату Лиги Наций под управление стран-победителей) больше не существуют. Исчез из лексикона также термин «доминион» — так назывались в 1867—1947 гг. самоуправляющиеся части Британской империи, входившие в Британское содружество наций, которые признавали главой государства английского монарха (Канада, Австралийский Союз и др.).

Региональная дифференциация мира.

В недалеком прошлом мир подразделяли на Старый Свет и Новый Свет. Под первым подразумевались три известные издревле части света — Европа, Азия и Африка, под вторым — неизвестная вплоть до XVI в. Америка. Такой же элементарной дифференциацией мира является его деление на континенты. Гораздо более серьезными являются подходы, основанные на исторических, цивилизационных, социальных, экономических, культурных, этнических, конфессиональных, лингвистических и других критериях, проливающих свет на названия таких регионов, как, например, Туркестан, Скандинавия и т. п.

Канул в прошлое еще недавно преобладавший в нашей науке метод раздельного изучения социалистиче

ских и капиталистических государств сквозь классовую призму, в результате чего, например, Вьетнам и Лаос совершенно искусственно оказывались в одном территориальном блоке с мало на них похожей Кубой. Нелепость такого подхода сегодня более чем очевидна: первые две страны являются неотъемлемой частью культурно-исторического цивилизационного региона Индокитай, а Куба — органической частью Вест-Индии.

Отсюда напрашивается естественный вывод: в качестве исходной единицы региональной дифференциации мира логичнее рассматривать культурно-исторический регион (или область), т. е. территорию, более или менее целостную в историческом, географическом, политическом, культурном и хозяйственном отношениях. Естественно, подобные регионы отличаются различной степенью внутреннего единства, а зачастую искусственно разобщены: все зависит от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления хозяйственных связей, развития транспортных путей и т. д.

Так, Западная Европа («колыбель промышленной революции», «научная лаборатория», «родина капитализма» и т. п.) представляет собой давно сложившийся культурно-исторический регион. Начиная с эпохи Возрождения, со времени великих географических открытий Западная Европа выступала как самый динамичный регион мира.

А вот, например, Африка из-за огромных различий культурного и социально-экономического развития между странами целостным культурно-историческим регионом явно не является. Поэтому естественной основой для ее географического изучения могут служить культурно-исторические регионы меньшего ранга: Западная Африка, Восточная Африка, Центральная Африка и т. д. Что же касается Северной Африки, то в западной учебной литературе (в отличие от российской) она традиционно изучается в рамках ближневосточного (арабского) культурно-исторического региона.

Аналогично этому в Америке выделяют англоязычную Америку (США и Канаду), Вест-Индию, Андские страны и т. д.; в зарубежной Азии — Южную Азию, Юго-Восточную Азию, Юго-Западную Азию

и т. д. Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум регионам и более, что отражает особенности исторического развития территории. Так, широко известный культурно-исторический регион Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном составляет более широкое понятие «Средний Восток». Отсюда можно сделать вывод, что Египет — одновременно североафриканская, ближневосточная и средневосточная страна.

В качестве огромного самостоятельного культурноисторического региона в недалеком прошлом рассматривался и бывший СССР, состоявший, в свою очередь, из нескольких культурно-исторических регионов меньшего ранга (Закавказье, Средняя Азия, Казахстан и др.), в пределах которых без труда можно выделить культурно-исторические регионы еще меньшего ранга.

Не вполне ясны контуры Восточной Европы. В это понятие в различных контекстах и в разных языках вкладывается совершенно различный смысл. Так, на Западе для одних Польша — типично восточноевропейская страна, а Северный Буг — восточная граница Европы. Другим же Польша представляется среднеевропейской страной, а Восточная Европа начинается по другую сторону Буга. Третьим Восточная Европа до недавнего времени представлялась от Эльбы до Урала (но без Греции). Эта точка зрения покоилась на классовом размежевании Европы.

Наконец, четвертым Восточная Европа кажется лишь славянской в отличие от романо-германской Западной Европы. Заметим, что подобный подход основывается на этническом принципе.

Все это свидетельствует о том, что восточноевропейский регион как универсальный («социалистическая идентичность») имел несколько конъюнктурные границы. Нынешняя основа этого культурно-исторического региона — славянские народы от Польши до Македонии.

Итак, дифференциация мира на историко-культурные регионы представляется наиболее естественной. Она дает возможность для универсального их изучения с учетом природной, исторической, культурной и иной специфики, что, в свою очередь, имеет не только познавательный, но и прикладной интерес.

Типология государств. Кроме вышерассмотренной региональной дифференциации стран современного мира с выделением локализованных культурно-исторических регионов, заслуживает внимания типологическая дифференциация современных государств, т. е. выделение специальных типов стран, иногда весьма отдаленных друг от друга. Подобная типология, кроме большой познавательной ценности, имеет и определенное практическое значение, например в том случае, когда ООН и другие международные организации вырабатывают рекомендации по проблемам развития отдельных стран, по оказанию им помощи и т. п.

Ясно, что типов стран может быть великое множество, поскольку критерий, лежащий в основе любой типологии, носит субъективный характер. Им может быть географическое положение государств, время их возникновения, этнический или религиозный состав, показатели численности населения, урбанизации, богатства или бедности природно-ресурсного потенциала и т. п. С методологической точки зрения важнейшим критерием при типологии стран является сходство социально-экономических показателей.

Использовавшееся до последнего времени в ООН деление стран мира на развитые, развивающиеся и страны с центрально-планируемой экономикой сегодня обнаруживает свою убывающую полезность в связи с наметившейся самоликвидацией последней группы. Поэтому наиболее упрощенной типологией стран может являться их деление на развитые и развивающиеся. Однако было бы ошибкой проводить между ними четкую границу. Наиболее богатые страны, образующие «каркас» мирового хозяйства (США, Япония, страны Западной Европы, Канада и др.), и наиболее бедные страны (Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Бурунди и др.) — это всего лишь своеобразные социально-экономические «ядра» или «полюса», окруженные десятком других стран.

В соответствии с методологией, принятой в ООН, в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны является произведенный ею валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП, уровень образования населения, про-

должительность его жизни (рис. 8, 9, 10). С учетом этих показателей государства подразделяют на развитые и развивающиеся. Исходя из этих же показателей, а также роли стран в функциональном механизме мировой политики и экономики предлагается следующая элементарная типология государств современного мира.

1. «Большая семерка» — семь ведущих стран мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада) с развитой рыночной экономикой, с чрезвычайно диверсифицированной (т. е. разветвленной) промышленной структурой, с высокой долей ВВП на душу населения (30—40 тыс. долл.). Их лидерство определяется не величиной территории и численностью населения, а ролью в мировой экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Большинство из них в недалеком прошлом владело крупными колониальными территориями, извлекая оттуда немалые прибыли. На долю стран «большой семерки» приходится около половины

мирового ВВП. Эти страны отличаются высоким уровнем социально-экономической интеграции.

Высокоразвитые небольшие страны Западной Европы (довольно удачно названные в свое время В. Лениным «привилегированными малыми нациями»), а также Израиль, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия с традиционной рыночной экономикой. (Иногда принадлежность к выделенному типу последних четырех государств — стран «переселенческого капитализма», или

«импортного капитализма», — в литературе оспаривается. Но не следует забывать, что генетический критерий лежит в иной систематико-логической плоскости.) Отличительная черта подавляющего большинства этих стран —- высокий уровень участия в мировой торговле. Почти половину своей продукции некоторые страны направляют на внешние рынки (по этому показателю они превосходят даже страны «большой семерки»). Экономика данной группы государств сильно зависит от непроизводственной сферы (международного банковского дела, посреднической торговли, бизнеса, связанного с туризмом, и т. д.). Некоторые государства, в первую очередь Скандинавские, исповедуют индустриальную концепцию «нишевых средств производства», основной принцип которой — концентрация производства на выпуске высококачественной продукции для ограниченных мировых рынков с помощью небольших узкоспециализированных компаний.

Существенные различия между некоторыми странами данной группы отчасти как бы «компенсируются» тем обстоятельством, что их жители давно исповедуют практически одни и те же западные ценности, выступают в качестве носителей западноевропейской культуры. К особому типу современных государств относятся так называемые «новые индустриальные страны»: Республика Корея, о. Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика и др. Почти все они в недалеком прошлом были слаборазвитыми государствами, а в их экономике преобладали сельское хозяйство и добывающая промышленность. Они имели мизерный доход на душу населения, неразвитый внутренний рынок, сталкивались с острыми валютно-финансовыми проблемами.

К концу 1980-х гг. картина стала резко меняться. По темпам среднегодового прироста ВВП новые индустриальные страны стали опережать страны «большой семерки». Быстрыми темпами начала развиваться внешняя торговля, обрабатывающая промышленность. Новые индустриальные страны «первого поколения» достигли внушительных показателей ВВП на душу населения (Сингапур около 25 тыс. долл., Республика Корея — около 15 тыс.). Впечатляют также сооруженные здесь новые научно-производственные комплексы, высокие затраты на НИОКР (около 2% ВВП) и т. д. Новые индустриальные страны «второго поколения» (Малайзия, Таиланд и др.) несколько отстают по ВВП на душу населения. Специализация производства на выпуске высококачественной продукции в «избранных» отраслях (в соответствии с концепцией «нишевых сфер производства») имеет место в Бразилии, Аргентине, Мексике и других новых индустриальных странах.

Стремительный взлет этих стран — результат выбора правильной долгосрочной экономической стратегии, способности впитывать научно-технические достижения и создавать собственные сферы превосходства на основных направлениях международного обмена. Такая стратегия базируется на западной модели открытой рыночной экономики, основанной на частной собственности с государственным регулированием.

Образно говоря, новые индустриальные страны — это «законнорожденные дети» индустриальных развитых государств, которые оказались «акселератами» по сравнению с другими развивающимися странами. За относительно короткий исторический срок они «повзрослели» и влились в семью промышленно развитых государств. Страны Восточной Европы (включая Латвию, Литву и Эстонию), по существу завершившие переход от планово-централизованной экономики к рыночной. Все сферы их политической, социальной и хозяйственной жизни охвачены глубокими преобразованиями, которые по своей радикальности сравнимы разве что со своим историческим антиподом — послевоенным периодом построения основ социализма. Как и в любой типологической группе, имеющиеся здесь контрасты между отдельными странами весьма заметны, но черты общности явно перевешивают. Россия и страны, входившие в бывший СССР (за исключением республик Прибалтики, традиционно плохо «вписывавшихся» в евразийское пространство), находящиеся в процессе перехода от планово-централизованной экономики к рыночной. Сегодня реальность этой типологической группы легко подвергнуть сомнению. Так, некоторые южные республики бывшего СССР

отвечают многим критериям развивающихся стран (это и слабо диверсифицированная экономика, и местами господство монокультуры, и многоукладность экономики, и аграрное перенаселение, и патриархальность быта, и самодовлеющее значение земляческих уз, и высокая рождаемость). Более того, некоторые из бывших республик официально приобрели статус развивающейся страны, что дает возможность получения некоторых экономических льгот. Однако не следует забывать, что считанные годы назад все эти страны представляли единую великую державу, раскинувшуюся на огромном евразийском пространстве с 300-миллионным населением, целостным хозяйственным комплексом.

И сегодня эти, казалось бы, различные миры и цивилизации еще тесно переплетены. Не разрушены до конца общие хозяйственное, транспортное, информационное и другие пространства.

6. Совершенно особое место среди стран современного мира занимает Китай — крупнейшее по численности населения государство, сочетающее элементы как планово-централизованной, так и рыночной экономики. Среди великих держав у Китая — самые высокие темпы роста экономики (рис. 11, 12), однако с учетом показателей на душу населения страна еще не достигла высокого уровня благосостояния. Проведение последовательной реалистической внутренней и внешней экономической политики выводит Китай на самые передовые

Рис. 11. Темпы роста экономик Индии и Китая 72

Рис. 12. Рост объема ВВП Китая'и Индии

рубежи по уровню социально-экономического развития (см. рис. 12). К следующей типологической группе с очень большой долей условности можно отнести три страны: Индию, Пакистан и Индонезию — государства с огромными территориями и населением (особенно Индия — более 1 млрд человек), природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. (Заметим, что Пакистан в недалеком прошлом составлял с Индией единое целое, что служит дополнительным аргументом в пользу корректности их отнесения к одной типологической группе.) Эти государства заняли видное место в системе международных экономических отношений, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения заметно тормозят их социально-экономический прогресс. Достаточно многочисленную группу образуют отдельные нефтеэкспортирующие страны {Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.), добившиеся исключительно высокого уровня ВВП на душу населения благодаря нефтедолларам, а также малые, мелкие и мельчайшие государства «концессионного развития» капитализма, «квартиросдатчики» (страны-отели), разбогатевшие вследствие развития туризма, транзита, плантационного хозяйства и т. д. {Барбадос, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Науру, Багамы и др.). Характерные особенности этих стран: крайний либера-

лизм экономического законодательства («налоговый рай»), политическая стабильность и невмешательство в дела иностранного капитала, высокое развитие инфраструктуры (особенно международной связи, портов, аэропортов). Следующая типологическая группа наиболее многочисленна и объединяет «классические» развивающиеся страны с низким уровнем общеэкономического развития и размером ВВП на душу населения (около 1000 долл, в год). В сельском хозяйстве этих стран преобладают доиндустриальные формы труда, а предприятия обрабатывающей промышленности крайне немногочисленны и технически слабо оснащены. Для большинства государств Африки южнее Сахары все еще свойственны родоплеменные отношения, вождизм, территориальная дезинтеграция. К этой группе стран относится около 4/5 африканских государств, многие государства Азии и Латинской Америки. И наконец, к последней типологической группе относятся наименее развитые государства (по списку ООН): Афганистан, Бангладеш, Бенин, Буркина-Фасо, Нигер, Сомали, Чад, Центральноафриканская Республика и др. Некоторые из них не имеют выхода к морю и почти не связаны с внешним миром. В слаборазвитых странах мизерный доход на душу населения — около 1000 долл., повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, слабо развиты системы образования и здравоохранения. Страны, получившие статус «наименее развитых», пользуются особым вниманием мирового сообщества, имеют возможность получать кредиты, займы и гуманитарную помощь на льготных условиях.

Разумеется, страны каждого типа сильно различаются между собой историческими судьбами, национальными традициями, культурой, языком, моделями дальнейшего развития. Оттого приведенную типологию легко оспорить (как, впрочем, и ту, которую вы сможете предложить сами). Важно помнить следующее: любая попытка глубже учесть специфику стран современного мира неизбежно приведет к количественному росту выделяемых типологических групп.

Информация для размышления

Геополитика и география. Геополитика — теория и практика государственной внешней политики, основанной на максимальном учете географических факторов; дисциплина о географической обусловленности различных политических процессов и явлений. Она является составной частью политической географии — дисциплины, занимающейся изучением пространственной организации политической жизни общества (в том числе политико-административного устройства, выборов и т. д.). В западной литературе политическая география и геополитика иногда различаются так: политическая география рассматривает государство с точки зрения пространства, а геополитика — пространство с точки зрения государства.

История геополитики достаточно сложна й противоречива — в прошлом научный взгляд нередко подменялся идеологией. Впервые термин «геополитика» ввел шведский ученый Р. Челлен (1864—1922), а одним из «отцов» этой науки был немецкий географ Ф. Ратцелъ (1844—1904). Он считал, что государство, подобно живому организму, для своего развития нуждается в пространстве. Ратцель предлагал делить страны на континентальные и морские. Важным этапом развития геополитики было создание в начале XX в. британским ученым X. Маккиндером (1861—1949) теории хартленда (Сердцевинной земли) как основы глобальной стратегии. Она до сих пор имеет своих последователей и вызывает споры. Согласно модели хартленда мир в геополитическом отношении делится на два полушария — континентальное и океаническое. Они находятся в противодействии. Евразию вместе с Африкой Маккиндер назвал «мировым островом», который благодаря своему географическому положению в будущем непременно станет основным местом размещения человечества на планете. Самая недоступная часть этого «острова» и есть хартленд. Его границы определялись зоной, недоступной судам морских держав. В состав хартленда ученый включал в том числе и значительную часть России. Маккиндер считал, что тот, кто владеет хартлендом, — владеет мировым островом, кто владеет мировым островом — владеет миром. Концепции хартленда американский геополитик Н. Спайкмен (1893—1943) противопоставил теорию «римленда» (от англ, rim — ободок, край), согласно которой страны, обладающие обширными побережьями (прежде всего США), имеют преимущества перед континентальными государствами.

Можно долго спорить о том, является ли геополитика подлинной наукой, но огромная роль точной оценки факторов, влияющих на отношения между странами, неоспо

2. Подумайте, что интересного, нового вы узнали из этой лекции.

3.  Ответы присылать не надо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.