Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 7 Радиодискурс



Лекция 7 Радиодискурс

Радиокоммуникация продолжает оставаться одним из каналов передачи информации наряду с Интернет и телевидением.  Актуальность исследования радиодискурса обусловлена не только свойствами радио как одного из основных каналов передачи информации, но и тем, что речевое воздействие этого типа дискурса, позволяет лучше понимать принципы и роль как медиадискурса, так и устного разговорного дискурса в целом.

Радиодискурс вбирает в себя характеристики современного медиадискурса, в числе которых динамичность языковой нормы, неподготовленность публичной речи, снижение нормы устной речи выступающих, активное включение в речь иноязычных вкраплений, использование неузуального (т.е. не устоявшегося в практике носителей языка) словообразования и сниженной лексики, активизация механизмов свободного построения дискурса, изменение синтаксического построения речи, популяризация интонаций неофициальности, интимности.

Радиокоммуникация протекает в специфических условиях: дистантность, опосредованность, отсутствие визуализации, массовость аудитории и ее всеохватность, скорость передачи информации, необратимость, одномоментность, линейность, непрерывность.

Радиокоммуникация осуществляется опосредованно и дистантно. В результате получается преимущественно монологический текст. В ситуации же устной интеракции участники коммуникации (со-ведущие, гость в студии, дозвонившийся на радио слушатель) находятся в непосредственном контакте с радиоведущим, в результате чего появляется диалогический текст.

Эти типы текстов создаются языковыми средствами, свойственными соответствующим типам речи.

Особенности радиодискурcа также обусловлены жанровыми и целевыми установками, тематикой программы и форматом радиостанции в целом. Так, информационные программы характеризуются установкой на объективную позицию ведущего, спокойной тональностью текстов, отсутствием ярких выразительных средств, сдержанностью и объективностью. На другом полюсе информационных передач находятся авторские информационно-аналитические программы с авторским прочтением текста официальной информации или с записью, сделанной при помощи скрытого микрофона.

Варианты речевого поведения участников инфор мационных и информационно-развлекательных программ резко противопоставлены. Второй тип характеризуется спонтанностью и, как следствие, высокой долей фатики (т.е. речевого взаимодействия, нацеленного лишь на то, чтобы установить и поддержать общение; в связи с этим оно характеризуется вторичностью информативности и смысловой наполненности), особенно

в диалогической теле- и радиоречи.

Распространение фатики в медиаречи связано прежде всего с чрезвычайным расширением роли инфотейнмента (сплава информирования и развлечения) в массмедиа. Широкая «развлекализация» медиадискурса выражается в его устремлённости увлекать, удивлять и смешить. Желание увлечь приводит к активизации игры как формы общения, установка удивлять — к эпатажности, а стремление насмешить — к распространению квазикомических форм (шутки, анекдоты, насмешки).

Между дикторским и спонтанным вариантом говорения в эфире существует промежуточный тип, представленный речью корреспондента или комментатора, которая опирается на письменный текст, как дикторская, но включает различные элементы, способствующие созданию её непринуждённости.

Объединяет разные типы коммуникации то, что, вне зависимости от отмеченных факторов, осуществляется общение, т.е. сообщение адресантом адресату некоего информативного и фактического содержания для воздействия на его интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Таким образом, неоднородность радиодискурса предопределяется разнородными условиями, в которых реализуется коммуникативный акт, и является результатом его жанрово-тематической разноплановости.

Структурной единицей, организующей радиодискурс, можно считать эфирный час. То, на какие структурные блоки (реклама, информационные блоки, прогноз погоды, «стол заказов», спонтанные однократные реплики ведущих, сообщения о точном времени) он подразделен и как эти блоки соотносятся между собой, также определяет специфику радиодискурса.

Несмотря на то что собственно речь в структуре эфирного часа на информационно-развлекательных каналах занимает более чем скромное положение, радиоведущему удаётся создавать иллюзию постоянного диалога со слушателями через короткие фразы, реплики или диалоги с соведущими, дозвонившимися радиослушателями, гостями в студии. Такая тактика организации радиодискурса способствует тому, что наполнение эфира воспринимается не как мозаика из сообщений с ориентацией на информирование аудитории, рекламных со-общений и музыкальных композиций, а как целостное коммуникативное единство, ориентированное на взаи-модействие, — коммуникативное пространство радио-эфира.

Так как пространство, в котором осуществляется радиокоммуникация, не имеет реальных физических характеристик, оно «рисуется» в радиоэфире при помощи шумов, музыки и слов. Вневизуальность радио определяет преимущества и недостатки этого средства массовой коммуникации и объясняет наличие в лексике радиоведущих многих радиостанций окказиональных единиц, цель которых — «материализация» виртуального пространства эфира и подчеркивание его «особости»

У нас есть пять минут, чтобы совершить радиопутешествие в самые кзотические уголки планеты.

У окказиональных прилагательных, как правило, широкая валентность (к примеру, русскорадийный стол, русскорадийные часы-ходики, русскорадийная футболка), что способствует реализации одной из важнейших стратегических целей радиостанции – выделиться из ряда подобных, подчеркнуть своеобразие данного канала («Русское радио»).

Созданию материализованного радиопространства нередко служит метафора:

Приём пробок у населения (программа на «Авторадио», в которой принимаются звонки с сообщениями о пробках на дорогах).

Если вы к нам только заглянули, попытаюсь объяснить, чем можно объяснить такое скопление хитов.

В приведённых примерах очевидна установка на креативность, которая в спонтанном радиодискурсе является одной из коммуникативных тактик установления и поддержания контакта со слушательской аудиторией.

Однако основу речевого поведения в ситуации спонтанной радиоречи составляет стремление радиоведущих к диалогичности и интимизации общения, которое в условиях взаимодействия с массовым слушателем также служит причиной неоднородности радиодискурса.

Тактика диалогичности общения, будучи отличительной чертой современной устной публичной коммуникации, является одной из важнейших тактик взаимодействия с адресатом и привлечения внимания к радиостанции. Диалогичность общения как форма, направленная на кооперацию, достигается, в частности, благодаря специальным вербальным средствам, выступающим в качестве специальных маркеров выражения направленности текста на адресата. Центральное положение среди них занимают специфические, спонтанно создающиеся обращения; этикетные речевые формулы, адресованные радиослушателя; конструкции, апеллирующие к ментальному опыту адресата.

Современная ситуация устного публичного общения, к которому относится и радиокоммуникация, отмечается смещением акцента с называния лица на привлечение внимания. Это проявляется в способах адресации, когда автор прибегает не только к традиционным, классическим обращениям, но и создаёт свои, авторские.

Особое место занимают обращения, употребление которых возможно только в радиодискурсе: господа радиослушатели, уважаемые радиослушатели; все, кто настроился на радио; все, кто нас слушает и т.д.

Формат радиостанции, т.е. совокупность определенных факторов, влияющих на стиль канала (тематика программ, стилистика вещания, выбор музыкальных исполнителей и др.), определяет выбор обращений, связанных с ситуацией общения и с конкретной категорией слушателей. Сравните:

Доброе утро, дорогие бойцы! (начало программы для военнослужащих «Армейский магазин» на «Русском радио»)

Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Доброе утро, дамы и господа!

Приветствуем домохозяек и тех, кто на работе!

Следование языковой моде находит, например, выражение во включении иноязычных обращений:

Ну что, buenos dias, senorеs!

Ну, вот и все, дорогие amigos, вы дождались. Зовут меня мастер Гонсалес! —

и в использовании приёмов языковой игры:

Еще раз доброе утро, дорогие друзья, дамы и дамовладельцы!

Интимизация и непринуждённость общения достигается совмещением в формах, выражающих адресованность звучащего текста, направленность на всех радиослушателей и в то же время на каждого конкретного слушателя:

Тему легких ночей и легких пробуждений оставляю с вами. Всем пока-пока. Всех вас без исключения мы рады были слышать…

 

Итак, радиодискурс представляет собой сложное, неоднородное образование, являющееся результатом взаимодействия речевых структур разных жанров со свойственной им социальной обусловленностью, стратегической целью радиостанции, индивидуальными предпочтениями ведущих радиоэфира.

Несмотря на отсутствие у радиодискурса четкой однородной структуры, можно говорить как об определенной целостности эфирного часа, так и о дискурсном единстве конкретного радиоканала, учитывая, что он выделяется из ряда других своей ориентированностью на определенного адресата, своей идеей (коммуникативной целью), содержательной лейтмотивностью, индивидуальным стилем, идущим от говорящего.

Радиодискурс представляет собой своеобразное единство ещё и потому, что его тексты содержат стандартные, повторяющиеся особенности, продиктованные коммуникативно-прагматическими условиями, в которых протекает радиокоммуникация.

С точки зрения структурной организации радиодискурс состоит из множества текстов, ориентированных на различные типы коммуникации. Уникальность радиотекста как разновидности медиатекста видится в особом типе автора, специфической текстовой модальности, многообразном проявлении авторского «я», рассчитанного на включенность в процесс общения.

Одним из принципиальных является вопрос обобъеме в радиодискурсе пластов кодифицированного литературного языка и разговорной речи. Наблюдения показывают, что основу радиодискурса составляет система кодифицированного литературного языка, при этом отмечается активное проникновение в нее разговорных элементов, что отвечает состоянию современной устной публичной речи и связано с ведущей тенденцией развития языка — усилением влияния разговорной речи на книжную сферу.

Отмеченные экстралингвистические условия, в которых протекает  радиокоммуникация, типы взаимодействия участников радиокоммуникации, стремление к

материализации радиопространства, жанрово-тематическая разноплановость и особенности структур-но-текстовой организации радиодискурса, особые отношениях с адресатом, специальные способы языкового воплощения некоторых коммуникативных тактик — всё это даёт основание утверждать, что радиодискурс не является изолированным, он сочетает в себе черты как универсальные, свойственные другим медиадискурсам, так и специфические, при этом в общем дискурсном пространстве имеет самостоятельный статус. Основу специфических особенностей радиодискурса составляют его коммуникативно-прагматические характеристики.

О становлении и функционировании системы жанров радиожурналистики, о формообразующих и выразительных средствах вещания подробно изложено в комплексном исследовании В. В. Смирнова «Жанры радиожурналистики»[1]

 

 

Дополнительное чтение для реферата:

 

Нестерова, Н. Г. (2019). Радиодискурс и радиотекст в условиях новых  коммуникаций. Медиалингвистика, 6 (3), 381–401.

URL: https://medialing.ru/radiodiskurs-i-radiotekst-v-usloviyah-novyh-kommunikacij/ (дата обращения: 18.11.2020)

Глава 4 «Телевизионный и радиодискурс» в пособии Серпиковой М.Б. «Язык и стиль СМИ» (М.: РУТ (МИИТ), 2017) П. 4.5. Радиодискурс. Стр. 165-174.

 

 


[1] 52 См.: Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. Учебное

пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.

Эл. ресурс: http://evartist.narod.ru/text9/40.htm.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.