|
|||
Леность. Праздность
Об основных проявлениях телесной лени 1 У разных людей бывают различные состояния лени 2 Ленивый ждет от других, чтобы его нужды удовлетворялись, и любит перекладывать работу на других, но сам не склонен делать для других 3 Ленивый любит жаловаться и хвалиться мнимыми трудами 4 При лени дела кажутся трудными 5 Лень часто связана с лукавством, оправданиями и ропотом 6 Людям привычнее видеть лень в других, и зачастую в то время, когда им самим лень 7 При лени человек не любит труд и этим нарушает заповеди Божии о труде 8 О трудолюбии и нетрудолюбии 9 Об обольщении своей неленостию 10 При лени человек поступает не по любви к ближнему 11 Христианин должен благотворить ближнему по любви к Богу 12 Лень – одна из главных страстей большинства людей и она наносит большой вред человеку Советы святых отцов как бороться со своей ленью 1 Сознавай, что тобою правит страсть лени и понуждай себя трудиться 2 Не следует слушать мыслей о трудности дела 3 При противлении своей лени христианин должен понуждать себя с духовным смыслом 4 Христианин должен заботиться о своих телесных нуждах, чтобы не быть в тягость другим 5 Христианин должен, сопротивляясь своей лени, служить ближнему по любви к нему и ради заповедей Божиих 6 О том, что ленивые христиане к домашнему труду не должны прикрываться молитвой и походами в храм 7 О том, что нельзя отчаиваться и малодушествовать, когда понимаешь, что тебе не хочется менять привычный образ жизни
Леность Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? (прп. авва Исаия, 59, 26). *** ...Душа ленивого... делается жилищем всякой постыдной страсти (прп. авва Исаия, 59, 65). *** Леностью питается своеволие, рождается гордость и презрение своей обязанности (прп. авва Исаия, 59, 86). *** Как познает <кто> порок лености, если не приведет своих чувств в правильное состояние и не узрит в себе света Божия? (прп. авва Исаия, 59, 115). *** Горе нам! Ибо столько ослеплены сердца наши, что мы предаемся лености и праздности, тогда как должны бы были прилежать оплакиванию грехов своих (прп. авва Исаия, 59, 190). *** Не люби лености, чтоб не пожалеть, когда достигнешь воскресения праведных (прп. авва Исаия, 89, 347). *** Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? — Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых и в надежде великого от Господа мздовоздалния... (свт. Василий Великий, 9, 196). *** ...Ленивый на хорошее осуждается с диаволом и ангелами его (свт. Василий Великий, 9, 206). *** Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху... <а> леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению... (свт. Василий Великий, 9, 211). *** Леность почти естественна старости, но не юности... <поэтому молодой> достоин тягчайшего обвинения... (свт. Василий Великий, 9, 217). *** Горе ленивому! Взыщет он времени, которое потратил худо, и, поискав, не найдет (прп. Ефрем Сирин, 30, 72). *** Будь... внимателен к себе, чтобы не вдаться тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености — начало погибели (прп. Ефрем Сирин, 30, 102). *** Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать, а леность мало-помалу рождает невольную бедность (прп. Ефрем Сирин, 30, 184). *** ...Леность разрушает благоговение и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением, и будешь истинно благоговеен (прп. Ефрем Сирин, 30, 549). *** Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непременно влечет нас в ад и принуждает идти самым широким путем погибели (прп. Ефрем Сирин, 32, 291—292). *** Леность без всякого предлога есть предвестник уклонения в худое, ибо нерадивость воли без какой-либо предшествующей причины, например иногда телесного недуга или какого неудобства, обнаруживает, что душа стремится к худшему. Не имеющую предлога и настоятельной какой-либо причины леность к деланию добродетелей называю унынием и беспечностью (прп. Ефрем Сирин, 32, 405). *** Горе ленивым, которые предстанут <пред Богом> без добрых дел. Увы, день Суда близок! (прп. Ефрем Сирин, 33, 211). *** Ленивые и робкие бегут от ига Твоего, Господи; нерадивых постыжает любовь Твоя (прп. Ефрем Сирин, 33, 233). *** ...Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом, чтобы не уснуть мало-помалу в смерть или чтобы, во время нашего сна, враг не посеял худых семян (ибо леность сопряжена со сном)... "(свт. Григорий Богослов, 14, 138). *** ...Точно нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 141). *** ...Ленивого и беспечного не пробудят ни благорастворение воздуха, ни досуг и свобода, ни удобство и легкость, — нет, он продолжает спать каким-то сном, достойным всякого осуждения (свт. Иоанн Златоуст, 46, 359). *** <Леность> есть жестокий сон, узилище душ, собеседница, сожительница и наставница изнеженных (свт. Иоанн Златоуст, 52, 867). *** ...Для добродетели сама природа дала семена, пороки же противны природе, так что, если они более господствуют над нами, то это самое служит признаком большой с нашей стороны лености (свт. Иоанн Златоуст, 54, 19). *** ...Леность есть... повод ко злу и корень зла. Ведь всякому злу научила праздность (свт. Иоанн Златоуст, 54, 137—138). *** ...Человек ленивый, когда его (слишком много) наказывают, делается еще более ленивым (свт. Иоанн Златоуст, 55, 97). *** Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, так, наоборот, беспечному и ленивому все может послужить препятствием (свт. Иоанн Златоуст, 55, 538). *** Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему приводят (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1097). *** ...Если кто истребит в себе леность, тотчас увидит возникающими в себе правые помыслы, которыми утверждаются правда и суд (прп. Исидор Пелусиот, 60, 461). *** Леность в ничто обращает предшествовавшие труды, как бы ни были они славны, а рачительность уничтожает и прежнюю леность (прп. Исидор Пелусиот, 61, 75). *** Погрешности, допущенные по лености, необходимо уничтожать трудами, и после понесенных поражений снова бороться со многими опасностями (прп. Исидор Пелусиот, 61, 217). *** Много себя обманываем и вводим в заблуждение, если, не делая ничего такого, что прилично делать желающим победить, надеемся превозмочь тех, которые делают все, что надлежит делать уготовляющимся к победе. Это значит то же, что сонным и спящим крепко препобедить бодрствующих и ревностно трудящихся, а также ленивым и пребывающим в праздности одержать верх над теми, которые ничем не пренебрегают (прп. Исидор Пелусиот, 62, 179). *** ...Отлагающие делать, что должно, объявляют тем желание вблизи увидеть неприятное; своею леностию оскорбляя добродетель, они навлекают на себя наказания, давно готовые преследовать постигнутых ими (прп. Исидор Пелусиот, 62, 212). *** ...Кто любит леность, тот праздностью питает страсти... (прп. Нил Синайский, 72, 132). *** Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести (прп. Нил Синайский, 72, 240). *** Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания (прп. Нил Синайский, 72, 247). *** ...Нечистые демоны имеют привычку при тех пребывать и тех более тревожить, которые расслабляют себя леностью и нерадят о молитве... (прп. Нил Синайский, 73, 328). *** Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву, а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня (прп. Иоанн Лествичник, 57, 49). *** Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстает; и леность никогда не будет обладать тобою во время псалмопения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 78). *** Любящий Господа Иисуса предается трудам подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет леность (авва Фалассий, 91, 330). *** ...Ленивый не только лишается венцов, но и душу свою бесценную губит и, отходя из сей жизни ни с чем, отсылается в муку вечную (прп. Феодор Студит, 92, 391). *** Ведай... что эта болезнь лености и нерадения ядом своим невидимо мало-помалу растлевает не только начальные и малые еще корни, из которых могли со временем произрасти навыки добродетельные, но и те, которые давно уже углубились и служат основой всех порядков доброй жизни. Как червь мало-помалу истачивает дерево, так она, продолжаясь, нечувствительно снедает и истребляет самые нервы духовной жизни. Посредством ее диавол умеет расстилать сети и тенета искушений для всякого человека; что с особенною заботой и лукавою хитростью старается он устроять для ревнителей о духовной жизни, зная, что ленивый и нерадивый удобно поддается похотям и падает... (прп. Никодим Святогорец, 70, 80). *** ...Отнюдь не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: отдай мне ныне, а Богу отдашь завтра. Нет, нет, но все часы жизни твоей проводи так, чтобы это было благоугодно Богу, содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого, и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что, если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Почитай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий (прп. Никодим Святогорец, 70, 81). *** А ведь эта сударыня <леность> одна не бывает. Она — запевальщица... и с нею хор (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 10). *** Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 183). *** Разленение и присвоение себе прав на льготы — се начальные враги, губители всего духовного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, Праздность Ослабление же <подвига> бывает тогда, когда человек от всей души пожелает покоя, а покой, говорят святые, обыкновенно вредит юным и здоровым (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 131). *** ...Некто премудрый, показывая, что праздность научила всякому злу, и, беседуя о слугах, говорит: вложи его в дело, да не празден будет (Сир. 33, 28) (свт. Иоанн Златоуст, 46, 187). *** Если бы праздность была добром, то все произращала бы земля незасеянная и невозделанная; но она не производит ничего такого (свт. Иоанн Златоуст, 46, 188). *** Если кто живет в праздности, то хотя бы он и был здоров, он несчастнее одержимых горячкой: эти имеют извинения в своей болезни и могут найти сострадание, а те, позоря телесное здоровье, справедливо всеми ненавидятся, как преступающие закон Божий и причиняющие вред трапезе немощных и делающие свою душу худшей (свт. Иоанн Златоуст, 46, 189). *** Тело, остающееся в праздности и бездействии, бывает болезненно и безобразно, а движущееся, трудящееся и переносящее тяжести бывает благообразнее и здоровее; то же бывает и с душой (свт. Иоанн Златоуст, 46, 471). *** Нет, подлинно нет ничего в мире, что не испортилось бы от бездействия (свт. Иоанн Златоуст, 51, 188). *** Положим, например, что человеку целомудренному, или отличающемуся какой-либо другой добродетелью, не нужны были бы никакие подвиги... к чему бы привело такое ослабление? Не к гордости ли и высокомерию? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 233). *** Нет ничего бесполезнее человека, который проводит все время в бездействии и роскоши (свт. Иоанн Златоуст, 52, 316—317). *** Удовольствие от кушаний и от бездействия отнюдь не таково (как кажется), но все ото кратковременно и скоропреходяще. Не будем же заботиться о такой жизни. Если мы посмотрим, кто приятнее проводит время, трудящийся ли и живущий в бедности или предающийся роскоши, то найдем, что первый. Во-первых, самое тело последнего изнежено и расслаблено; потом, телесные чувства его не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья. Какой конь бывает полезнее, утучняемый в бездействии или употребляемый на работу? Какой корабль — плавающий или стоящий без движения? Какая вода — текучая или стоячая? Какое железо — употребляемое в деле или не употребляемое? То блестит и уподобляется серебру, а это покрывается ржавчиной и остается бесполезным и даже теряет часть вещества своего. Нечто подобное происходит и в празднолюбивой душе: как бы ржавчина покрывает ее и истребляет ее светлость и все прочее. Чем же можно уничтожить эту ржавчину? Оселком скорбен; они делают душу полезной и способной на все. Скажи мне, может ли она посекать страсти, когда острие ее притупилось и гнется, как олово? Может ли наносить раны диаволу? И кому может быть приятен человек, утучняющий плоть свою и движущийся наподобие тюленя? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 317). *** Бездействие вредит всему и даже телесным членам. Если глаз или уста, или желудок и какой угодно член не исполняет своего дела, то впадает в крайнюю болезнь; но ничто так не терпит от этот, как душа (свт. Иоанн Златоуст, 52, 318). *** Праздность и роскошь негодны ни к чему, а только служат для тщеславия и удовольствия (свт. Иоанн Златоуст, 52, 318). *** Всего неприличнее и несвойственнее христианину — искать праздности и покоя; ничто так не противно призванию нашему и воинствованию, как сильная привязанность к настоящей жизни. Твой Владыка был распят, а ты ищешь покоя? Твой Владыка был пригвожден, а ты предаешься удовольствиям? Это ли дело благородного воина? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 331). *** Она <праздность> — нововводительница и имеет великую способность обучать новым порокам (прп. Нил Синайский, 72, 133). *** ...Праздность для многих служит причиной многого худого, бездействием, умножая как обычные уже пороки, так научая тем, которые пока не были еще обычными (прп. Нил Синайский, 72, 133). *** ...Праздность, наипаче для невежд, есть начало худых дел... (прп. Нил Синайский, 72, 392). *** Остерегайтесь, возлюбленные, праздности, потому что в ней сокрыта дознанная смерть... (прп. Исаак Сирин, 58, 357). *** Никогда не оставайся совершенно праздным... чтобы праздность не научила тебя всякому злу... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 211). *** ...Настоящий покой не вовне, а внутри, и источником имеет не внешнюю обстановку, а внутреннее благоустроение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 19). *** Праздное время в заговоре со всеми духами против бедной души... духом налетят и начнут теребить душу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 37). *** Один старец имел ученика, который жил рядом с ним, но в особой келье. Однажды старец слышал бесов, вопиявших: «Горе нам от этих монахов: и к старцу приблизиться не можем, и к ученику его тоже, потому что последний разоряет и строит, и никогда не видим его праздным». Слыша это, старец понял, что от него самого гонит бесов присущая ему благодать Божия, а об ученике недоумевал: «Что это значит — разоряет и строит?» Вечером он пришел к ученику и спросил: «Как живешь?» Ученик отвечал: «Хорошо, отче». Старец стал выпытывать, не впадает ли он в уныние. Ученик указал на лежавшие около него камни и сказал: «Из этого камня я строю стены, а потом разрушаю их и, поступая так, не ощущаю уныния». Великий старец понял, почему бесы не могли приблизиться к его ученику: никогда не видали его праздным, — и поощрил ученика к продолжению трудов. Другим же старец говорил: «Знаю, что своим деланием ученик мой не приносил никакого прибытка ни себе, ни другим; но зато, поскольку не был празден, бесы не находили времени, чтобы приблизиться к нему» (112, 919—920).
|
|||
|