Группа: 11гс «Химияя» 30.11.2020 год
Группа: 11гс «Химияя» 30.11.2020 год
Лабораторная работа по теме:
«Влияние различных факторов на скорость химической реакции»
Цель урока:рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Ход урока:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
- Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
- Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
- В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
- Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
- Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
- При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
- Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
- Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
- После работы приведи порядок на рабочем месте.
Оформите работу в виде таблицы
Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции
| Описание эксперимента
| Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции
| Уравнения реакций
| Вывод
| Опыт 1
Влияние природы реагирующих веществ
| Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?
| Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.
| Мg + 2HCl → MgCl2 +H2↑
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑
| Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.
| Опыт 2
Влияние концентрации
реагирующих веществ
| В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?
| В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.
| Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2↑
| Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.
| Опыт 3
Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ
| В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
| Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа.
| Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑
| Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.
| Опыт 4
Влияние температуры
| В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
| Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.
|
СuO + H2SO4 CuSO4 + H2O
| При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции.
| Опыт 5
Влияние катализатора
| В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
| В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.
|
2Н2О2
2Н2О + О2↑
| Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.
|
Вывод:Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.
Домашнее задание:
Переписать название лабораторной работы, цель работы, перечертить таблицу в тетрадь, дописать уравнения реакции, сделать после таблицы общий вывод по лабораторной работе.
Срок выполнения: 30.11.2020 до 14.00 часов
Информация для студентов для обратной связи с Вами: (создание конференций): https://vk.com/club200110141 - «Химия11гс»
Желаю успехов!
|