ХОД ЗАНЯТИЯ
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент: (приветствие обучающихся, проверка внешнего вида, санитарного состояния кабинета, готовности обучающихся к занятию, сообщение темы, плана, целей занятия, проведение мотивации)
| Наиболее часто встречающиеся травмы — это раны, ушибы, растяжения связок, вывихи и переломы. С ними мы сталкиваемся практически ежедневно, привыкли относиться (может быть, кроме переломов) спокойно, под девизом «само пройдет». Однако такое отношение ошибочно. При неблагоприятных условиях и пустяковая ранка может обернуться болезнью, требующей больших затрат времени, денег и нервов. Одна традиция заливать раны, в том числе скальпированные, йодом чего стоит. Сегодня мы с вами ознакомимся теоретически, а потом и отработаем практически приемы оказания первой помощи при ранах.
| | Инструктаж по охране труда: по обеспечению безопасных условий для осуществления образовательного процесса на занятии и безопасного поведения студентов во время перерыва.
| | 2. Контроль исходного уровня знаний:(выяснение начального уровня знаний обучающихся по изучаемой теме, ее практической значимости в дальнейшей профессиональной деятельности)
| Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.
| | 3. Изучение нового материала
| Иммобилизация. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего
| Иммобилизация — создание неподвижности (покоя) повреждённой или больной части тела.
При всех повреждениях, сопровождающихся переломами костей, обширными ранениями и ожогами, рекомендуется иммобилизация. В одних случаях необходимо правильно уложить пострадавшего, а в других применить специальные обездвиживающие приспособления - шины. Главная цель иммобилизации - обеспечить по возможности полный покой повреждённой части тела, что исключает дополнительную травматизацию и уменьшает боль.
Иммобилизация может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.
При отсутствии стандартных шин можно пользоваться импровизированными из подручного материала с соблюдением следующих правил:
- для надёжной иммобилизации следует обездвижить два сустава – один выше, другой ниже места перелома;
- перед наложением шин на определяющиеся под кожей костные выступы следует положить слой ваты или мягкую ткань;
- накладывать шины надо осторожно, не нанося дополнительной травмы пострадавшему;
- обездвиживающее средство должно быть прочным и как можно более лёгким.
Переноска пострадавшего
Оказав первую помощь, пострадавшего надо доставить в ближайшее лечебное учреждение.
Способ переноски зависит от характера и локализации повреждений, общего состояния пострадавшего, а также от количества оказывающих помощь и их физических возможностей.
В зависимости от конкретных условий пострадавших можно переносить на стандартных или импровизированных носилочных средствах либо на руках или посредством носилочных лямок, изготовленных из куска брезента длиной 2 м и шириной до 10 см.
Перечислим рекомендуемые позы для переноски пострадавшего.
Лёжа:
· на спине – с травмами головы, позвоночника, конечностей, если пострадавший в сознании;
· на спине с согнутыми в коленях ногами (под колени положить валик-опору) – с травмами костей таза и брюшной полости;
· на спине с приподнятыми ногами и опущенной вниз головой – при шоке и значительной кровопотере;
на животе – с травмами позвоночника, если пострадавший без сознания;
на боку – раненым без сознания, если нет другого выхода;
полусидя:
· с вытянутыми ногами – при травмах головы, верхних конечностей;
· с ногами, согнутыми в коленях (под колени положить валик-опору), - при травмах мочеполовых органов, брюшной полости, грудной клетки и кишечной непроходимости.
Внимание!
При всех видах травм надо быстро и бережно доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, а если есть возможность, быстро вызвать врача или «скорую помощь».
| Ручная импровизированная транспортировка
Этот вид транспортировки является одним из самых трудных и тяжелых и по проведению, и по организации. Однако он используется наиболее часто, так как удобен, если надо быстро переместить пострадавшего с места травмирования (аварии, катастрофы) в безопасное место. Способ этот может быть как промежуточный (до более совершенных транспортных средств), так и единственно возможный. Всех пострадавших, могущих вынести такую транспортировку, можно условно разделить на:
- легко пострадавших, которые хотя и травмированы, но могут передвигаться самостоятельно или с небольшой поддержкой;
- пострадавших с травмой средней тяжести — передвигаться самостоятельно не могут, но находятся в сознании, и тяжесть травмы позволяет транспортировать их в любом положении;
- тяжело пострадавших — их можно переносить только в определенном положении.
Таким образом, в зависимости от тяжести травмы и состояния пострадавшего и выбираются различные подручные импровизированные средства для транспортировки.
Перечислите подручные средства для транспортировки пострадавшего:
- деревянные палки
- лыжные палки
- рюкзак
- ледорубы
- геодезические рейки
- веревки, рюкзаки
- куртки (штормовки)
- спальные мешки
- плащ-палатки
- большие куски прочной ткани (брезент, парашют, палатки, тенты от них и т. п.).
То есть те предметы, снаряжение и оборудование, которые или имеются у группы, или могут быть взяты с потерпевшего аварию транспортного средства.
Переноска на близкое расстояние (выход с места аварии или получения травмы в безопасное место) может быть осуществлена без привлечения каких-либо вспомогательных средств прямо на руках одним из перечисленных ниже способов.
1. Переноска на руках вдвоем. Руки сцепляются квадратом, на который сажается пострадавший. Два носильщика берут друг друга за запястья и подводят «сиденье» под пострадавшего. Он усаживается и руками придерживается за плечи носильщиков (на шею не давить).
2. Переноска легко пострадавшего одним человеком на спине. Пострадавшего усаживают на возвышение так, чтобы носильщик был несколько ниже и мог свободно принять его себе на спину. Пострадавший обнимает носильщика руками через плечи и скрещивает их у него на груди (не давить на шею). Носильщик продевает руки под колени, удерживая пострадавшего на спине. Когда его нужно опустить — все проделывается в обратном порядке. На ровном месте носильщик опускается на одно колено и, опираясь на руки, переворачивается на нем, мягко опуская пострадавшего на землю.
3. Переноска на перевернутом рюкзаке. Лямки рюкзака (если малы, то нарастить чем-либо) закрепляют в пряжках на всю длину, ноги пострадавшего продевают в лямки так, чтобы он сел на лицевую сторону рюкзака, перевернутого вверх дном. Носильщик продевает руки в лямки, через одно колено встает на другую ногу и поднимается в полный рост. Это лучше делать рядом с какой-нибудь опорой — камнем, деревом и т. п.
(Переноска в рюкзаке с прорезанными боковинами. Разрезать швы рюкзака, оставив не меньше 10 см до дна, а сверху — почти вплотную к планке горловины рюкзака. Ноги пострадавшего продевают в разрезы, а сам рюкзак полностью подводят под пострадавшего. После чего носильщик встает на ноги.)
4.- Переноска пострадавшего на палке. Палка берется длиной примерно 60 см и диаметром около 8 см. Крепится веревками или ремнями (стропами) на спине носильщика так, чтобы она находилась несколько ниже линии пояса. Под петли на плечи надо подложить мягкие вещи. Пострадавшего сажают на палку, предварительно обернув ее чем-либо мягким. Ноги пострадавший проводит над бедрами носильщика, который поддерживает их руками под коленками.Переноска пострадавшего на сиденье из палки (можно из двух лыжных).
5. Концы палок продеваются в лямки рюкзаков носильщиков или петли бухты веревок так, чтобы она не была ниже пояса носильщиков. Под пострадавшего подкладываются мягкие вещи.
6. Транспортировка пострадавшего на палатке, полиэтиленовой пленке, куске брезента, плащ-палатке и других подручных средствах. Этот способ применим на снегу, песке или траве, если невозможно изготовить простейшие носилки.
7. Изготовление волокуш из лыж или мягких веток. Волокуши вяжут из двух или четырех лыж. Носки лыж накладываются друг на друга и связываются полусхватывающим узлом или стремечком. К ним же привязывают и две лыжные палки, которые будут служить тягой. От места крепления лыж связывающую веревку или стропу отводят к лыжным креплениям и с помощью короткой перемычки из палки или чего-либо еще внатяг соединяют все вместе. Затем к месту крепления лыж крепится изголовье, которое можно изготовить из рюкзака, скатки вещей и т. п.
8. Из веток деревьев (лучше крупных еловых лап) вяжут волокуши по тому же принципу, что и из лыж. В этом случае тягами служат комлевые ветки, а пострадавший в обоих случаях укладывается на веер волокуши с подстилкой из спального мешка, одеяла, теплых вещей, а если ничего этого нет, на волокушу укладывается и закрепляется дополнительный слой мягких частей веток.
К полотнищу палатки, брезента или большого куска полиэтилена (толстого и сложенного в 2—3 раза) по углам привязываются петли из веревки или стропы. Затем на транспортировочное полотнище ровным слоем выкладывают теплые или (если летом) мягкие вещи. Пострадавшего ук-ладывают в спальный мешок, а затем на подготовленное транспортировочное средство, после чего его плотно заворачивают в него и завязывают в кокон. Предварительно под голову подкладывается мягкий валик из одежды или рюкзак. Петли при завязке необходимо блокировать независимыми узлами, чтобы связка не стягивала пострадавшего. У ног пострадавшего привязывают тянущие веревки, а у плеч — подстраховывающие. Носильщики (от двух и более человек) тянут, а один или двое подстраховывают «кокон» и не дают ему отклониться от линии движения.
При спуске по склонам, там где возникает необходимость, выбирают один из указанных на рисунке приемов. При таком способе транспортировки необходимо выбирать наиболее ровный и безопасный путь — без кочек, бугров и рытвин.
9. Наиболее удобны для транспортировки носилки, изготовленные из лыж или двух деревянных шестов длиной около 3 м и толщиной 4—5 см. Кроме этого, нужны две куртки с застежкой посредине. Шесты или лыжи продеваются в рукава курток так, чтобы они были надеты с обоих концов, т. е. друг другу навстречу. Застегивают куртки только сверху потому, что при застежке снизу, под нагрузкой, пуговицы могут оторваться, а молния разойтись. Под голову кладется скатка из вещей. При длительной транспортировке пострадавшего укутывают в теплые вещи, заворачивают в одеяло или палатку (брезент) или кладут в спальный мешок (в зависимости от того, что есть под рукой в данный момент). При необходимости пострадавшего привязывают к носилкам.
Если есть веревка, можно изготовить носилки из двух шестов с перекладинами и плетеным веревочным каркасом. Для вязки носилок заготавливают два шеста длиной около 3 м каждый, диаметром 5—6 см и три перекладины длиной порядка 60 см и диаметром 3 см. В местах соединения перекладин на шестах делают неглубокие надрезы-канавки, перекладины с шестами связывают любой имеющейся веревкой, стропой или на крайний случай просто поясными ремнями. Пряди завязок идут крестом с промежуточным фиксированием полусхватывающим узлом или стремечком.
В изголовье пострадавшего к перекладинам привязываются две перекладины, как показано на рисунке, а где ноги — одна. Затем 20-метровым куском веревки делается оплетка носилок.
Пострадавшего укладывают в спальный мешок или укутывают в брезент, палатку, одеяла. Под голову кладут скатку из вещей предварительно сделать теплую подстилку, уложив ее на оплетку носилок и привязав, чтобы не сползала. За неимением длинной веревки, импровизированную оплетку можно производить куртками, рубашками, брюками и т. д. На таких носилках транспортировку производят в полусидячем положении.
10. Изготовление жестких носилок из подручных средств. Простейшие жесткие носилки можно изготовить из капота, дверцы или багажника, попавшего в аварию автомобиля, просто стального листа. Но нести такие импровизированные носилки неудобно и тяжело — они могут быть использованы только для переноски на небольшие расстояния — максимум 0,5 км, т. е. до безопасного места или места, где можно найти материал для изготовления нормальных и удобных носилок.
11. Наиболее удобны для транспортировки носилки, изготовленные из лыж или двух деревянных шестов длиной около 3 м и толщиной 4—5 см. Кроме этого, нужны две куртки с застежкой посредине. Шесты или лыжи продеваются в рукава курток так, чтобы они были надеты с обоих концов, т. е. друг другу навстречу. Застегивают куртки только сверху потому, что при застежке снизу, под нагрузкой, пуговицы могут оторваться, а молния разойтись. Под голову кладется скатка из вещей. При длительной транспортировке пострадавшего укутывают в теплые вещи, заворачивают в одеяло или палатку (брезент) или кладут в спальный мешок (в зависимости от того, что есть под рукой в данный момент). При необходимости пострадавшего привязывают к носилкам.
| | | 4. Закрепление изученного материала(выяснение уровня восприятия изученного материала обучающимися путем проведения фронтального опроса)
| 1) При каких повреждениях необходима иммобилизация пострадавшего?
2) С какой целью осуществляется иммобилизация?
3) От каких факторов зависит способ переноски пострадавшего?
4) Почему способ переноски пострадавшего зависит от характера повреждений? Обоснуйте свой ответ.
| 1.
| 5. Подведение итогов занятия: (подведение итогов занятия, объявление количества баллов, набранных каждым обучающимся, характеристика уровня теоретической подготовки бригады в целом, поощрение наиболее активных обучающихся)
|
| | 6.Задание на дом: (сообщение обучающимся темы следующего занятия, инструктирование по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, указание источников информации)
| 1. конспект лекции
| СВР:
|
| Преподаватель_______________________________
|