|
|||
Министерство просвещения Российской ФедерацииМинистерство просвещения Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Филологический факультет Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЖУРНАЛИСТСКОМУ МАСТЕРСТВУ МАСТЕРСТВО ЖУРНАЛИСТОВ, ОСВЕЩАЮЩИХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ Направление подготовки: журналистика Профиль подготовки: общий Форма обучения: очная Выполнила обучающаяся Круглова Алёна Сергеевна 3 курс, группа ОБ-Ж-41 Руководитель: Скибина Ольга Михайловна доктор филологических наук, профессор, кафедры литературы, журналистики и МПЛ _____ ____________ оценка подпись «___» ____________ 2020 г. Оренбург 2020 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Место культурологической проблематики в журналистике 1.1. Типологические и жанровые особенности журналистики, направленной на культурологическую проблематику 1.2. Издания, освещающие на регулярной основе культурные события страны ГЛАВА 2. Мастерство журналистов, освещающие культурологическую тематику 2.1. Мастерство интревьюера в культурологической проблематике 2.2. Журналистское мастерство Натальи Веркашанцевой ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В сфере культурно-просветительской журналистики сегодня существуют серьезные проблемы. Сфера СМИ чрезмерно коммерциализирована. Погоня за рейтингами и прибылью привела к явному преобладанию развлекательности над всеми остальными функциями журналистики, к вытеснению тематики, требующей серьезной эмоциональной и умственной отдачи, к духовно-нравственному обнищанию общества. В рыночных условиях СМИ превратились в отрасль бизнеса и включились в борьбу за аудиторию, за привлечение потребителя и его денежных средств. Для того чтобы его удержать, СМИ нередко предлагают низкопробный медиапродукт, отличительными чертами которого являются примитивная развлекательность, сниженный до вульгарности язык, эпатажность, цинизм, "желтизна" в угоду низменным инстинктам вместо приобщения людей к высокому и прекрасному. Производится то, что лучше и легче всего продается. Однако пресловутые рейтинги, составляющиеся на основе стереотипных предложений, навязываемых аудитории медиа сферой, отнюдь не отражают реальной полноты культурных потребностей общества. В условиях глобализации и локализации в XXI веке отмечается возрастание интереса людей к особенностям и истории национальной культуры. Прошлое собственной культуры, памятники старины, народные традиции и обычаи в последнее время вызывают у всех живейший интерес. Этот интерес нашёл отражение в журналистике о культуре. Слово «культура» встречается в нашем обиходе нередко. Оно существует практически во всех языках и употребляется часто в различных контекстах. Но насколько актуальной является данная тематика в современной прессе и что вообще понимается под словом «культура?» В нашем исследовании нужно выявить, насколько вообще актуальнаданная тема, какова востребованность и выяснить пользуется ли всё-таки популярностью журналистика о культуре в общем. И в настоящее время выбранная тема является достаточно актуальной, так как одна из важнейших ролей развития культуры принадлежит СМИ. В современном обществе масс-медиа являются важным и эффективным инструментом распространения культурных ценностей и проводником культурно-просветительского контента, выступающего за сохранение ценностей и традиций национальной культуры. Объектом нашего исследования является тема культурологической проблематики в журналистике. Предмет исследования – журналист Наталья Веркашанцева. Цель нашего исследования - изучить структурно-функциональные и жанровые особенности прессы о культуре. Для этого нам нужно решить следующие задачи: - выявить типологические особенности культурологической журналистики; - проанализировать издания, специализирующиеся на культурологической тематике; - рассмотреть специфику жанра интервью; - познакомиться с работами Натальи Веркашанцевой. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Данная работа выполнена на …
ГЛАВА 1. Место культурологической проблематики в журналистике 1.1. Типологические и жанровые особенности журналистики, направленной на культурологическую проблематику Своё исследование мне хотелось бы начать с определения самого термина «журналистика». Журналистика это и наука, и вид творческой деятельности, а так же написание самих журналистских текстов и многое другое. Журналистику можно рассматривать с разных сторон, но в этой главе мы бы хотела обратить внимание на её типологию и функции, а так же на место культуры в современной журналистике. В настоящее время подход к изучению систем СМИ развит настолько, что мы можем говорить о целой совокупности методов исследования, базирующихся на понятиях «тип» и «система». Этот подход помогает изучать сложную систему СМИ, её трансформацию. Жанры журналистских текстов были предметом внимания множества исследователей на протяжении длительного времени. Жанровым системам журналистских текстов посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов (Тертычный, 2017; Колесниченко, 2017; Шостак, 2016; Лазутина, Распопова, 2011; Mast, 2008; Кройчик, 2000 и др.), а также журналистов-практиков (Бершидский, 2013; Григорян, 2007; Третьяков, 2004 и др.). Первоначально происходившее в рамках практической деятельности, формирующей тип, теоретическое осмысление метода изучения печатных СМИ занимало умы таких известных ученых, издателей и общественных деятелей, как М. Ломоносов, Н. Полевой, П. Надеждин, Н. Греч, В. Белинский, Л. Герцен и др. И именно люди, занимавшиеся классификацией периодики и систематизацией представлений о ее развитии ещё в XIX веке, предложили ряд терминов, без которых немыслима современная наука о печатном слове. Так, Николай Полевой в 1825 году в журнале «Московский телеграф» впервые употребил слово «журналистика», а слово «публицистика» было впервые применено Иваном Снегирёвым в «Историческом обзоре журналистики» в 1847 году. В 70-е годы XX века в ряде исследовательских центров происходит становление отдельного полноценного раздела науки о журналистике - типологии СМИ. В некоторых работах этого времени авторы обосновывают теоретические основы метода типологии применительно к печати. Типология помогает понять место изданий или программ в системе средств массовой информации, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в нынешних условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией. Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода: -сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе; -располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей; -иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом; - структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения и радио, которые могут способствовать выполнению этих функций. В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы профессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усвоить некоторые методологические положения. Типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.). Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. Поэтому конструкции и данные, приведенные в учебниках 1960-1980-х годов, не полностью соответствуют реальному состоянию российской журналистики. Средства массовой коммуникации опираются на иную систему ценностей и задач, чем та, которая лежит в основе «социокультурной таблицы». Разумеется, печать, радио, популярные грампластинки, репродукции картин не только по праву входят в основной набор элементов социальной культуры, которые регистрируются в библиотечных каталогах и тому подобных перечнях, но, несомненно, оказывают огромное влияние на всю социальную систему; они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом всё поле культуры. Жанровые различия внутри культурно-просветительской журналистики обусловлены некоторыми причинами. Одно дело - ситуация подготовки и презентации артефакта обществу, другое - ситуация освоения его обществом, третье - ситуация, при которой актуализируется необходимость его использования. Перечислим такие жанры. Анонс - это некое предварительное объявление. Анонс содержит в себе сообщение о грядущем культурном событии: открытии выставки, фестиваля, постановке, кинопремьере и т.д. Главные его функции - сообщить, заинтересовать читателя или зрителя и в конечном итоге привлечь его к участию в предстоящем событии. Аннотация - ещё одна жанровая модель этой разновидности культурно-просветительской журналистики. Изначально аннотация зародилась в издательском деле как средство ориентации для читателей. Несмотря на то, что в журналистике аннотация стала отдельным самостоятельным жанром, она сохранила свое предназначение - дать предварительные сведения о содержании произведения. Рецензия является, прежде всего, текстом аналитическим, в котором присутствует рассмотрение и дается оценка созданного живописью, театром, литературой художественного явления. Рецензия адресуется как массовой читательской аудитории, так и авторскому коллективу - писателям, актерам, режиссерам и т.д. Такая "двунаправленность" и есть особенность ее предназначения. В первую очередь она должна пробудить процесс самоанализа, рефлексии у аудитории, поэтому ориентированность на читателя / зрителя - первостепенная забота автора. Всё чаще в СМИ можно встретить мини-рецензию, которая представляет собой первое оценочное мнение редакции определенного средства массовой информации на появление нового артефакта в духовной среде. В такой рецензии отсутствует подробный анализ произведения, но она задает определенную ноту для восприятия, тем самым привлекает к новому произведению искусства внимание, выполняя свою главную функцию - давать ориентирующие знания о новых явлениях культурного слоя общества. Обзор - "сжатое сообщение о ряде объединенных общей темой явлений" (Ожегов). Обзоры и обозрения в культурно-просветительской журналистике встречаются довольно часто. Объектом обозрения может послужить цепочка событий объединенных местом или временем, которые образуют определенное смысловое единство: конкурсы, фестивали, гастроли творческих коллективов. Сегодня обзор прессы - это формат обозрения, ориентированный на предъявление аудитории того информационного поля, которое образуют материалы Сети, газет, телевидения и радио, воссоздающие картину дня. Искусствоведческая статья. Стоит различать искусствоведческую статью в сфере искусствоведения и искусствоведческую статью в сфере журналистики, но само определение "искусствоведческая" говорит о том, что журналистика во многом опирается на данные искусствознания. В настоящее время искусствоведческая статья существует в нескольких, но все они инициируются одним информационным поводом - возникновением новой ситуации в культурном слое, которая требует общественного внимания. Творческий портрет. В культурно-просветительской журналистике жанр творческого портрета занимает особое место. Здесь предметом внимания становится не только творчество, но и сама личность художника. Главная задача журналиста представить аудитории личность героя во всем противоречии ее убеждения поведения, характера. Интервью — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике. Пионером этого жанра в журналистике называют Генриха Бловица. А так же многие другие жанры. Но конкретнее хотелось бы рассмотреть жанр интервью среди культурологической проблематики.
1.2. Издания, освещающие на регулярной основе культурные события страны На полосах газет и страницах журналов мы видим обзоры культурных событий. Именно печатные СМИ способствуют широкому распространению культуры. Стоит объяснить почему. Во-первых, газеты и журналы позволяют сразу ознакомиться с материалами и выбрать то, что будет интересовать читателя. Во-вторых, заинтересовавший материал можно прочитать чуть позже, если. Например, сейчас у читателя нет его времени, чего не всегда позволяет сделать теле- и радиожурналистика. Приведём несколько примеров материалов, посвящённых культуре. И рассмотрим мы это на газетах «Культура» и «Оренбургская неделя». Так, в одном из номеров газеты «Культура» вышло интервью Ксении Воротынцевой с историком искусства Наталией Семеновой Илья Остроухов был фанатичным коллекционером и собирал все подряд». В этом материале специалист по истории рассказала том, почему Остроухов оказался практически забыт, какой вклад внес в развитие Третьяковской галереи и действительно ли он на глаз определял фальшивые работы. Между журналистом и интервьюируемым был установлен контакт, в материале показано, как задаётся вопрос и за ним следует ответ, что позволяет нам действительно понять, что это интервью. Разговор получился открытым и полным. Журналист задавал конкретные вопросы, а собеседник конкретно на них отвечал. Чтобы быть интересным читателю журналист наверняка перед интервью расширил область своих знаний, черпая их из других областей. Благодаря набору личностных качеств и обладанию литературными задатками Ксения Воротынцева смогла привлечь внимание читателя и показать, что в журналистике с культурным наклоном удачно применяется такой жанр как интервью. Таким образом, мы видим, что культура занимает немалую часть в современной российской прессе.
|
|||
|