|
|||
Вопросы к экзамену по дисциплине «История мировой журналистики»Вопросы к экзамену по дисциплине «История мировой журналистики» (2 ТВ) 1. Журналистика России: зарождение и развитие. Появление первой печатной газеты в России („Ведомости”, 1702 г.) как государственного политического издания. „Санкт-Петербургские ведомости” – самая продолжительная газета в истории российской журналистики (1728 – 1917). 2. Колониальный период возникновения, становления и развития американской журналистики. Появление первого печатного станка в Северной Америке. Влияние движения квакеров на развитие журналистики. Первые печатные газетные издания. 3. Академическая журналистика 1728 – 1759 гг. „Московские ведомости” (1756 – 1917). „Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих” (1755). Журналистика Московского университета. Журналистская деятельность М.В. Ломоносова. 4. Журналистская деятельность Б. Франклина. 5. Сатирическая пресса 1759 – 1774 гг. Эра персонального журнализма в России. Роль „Всякой всячины” Екатерины ІІ в развитии российской журналистики. М.Н. Новиков – центральная фигура в истории российской журналистики ХVІІІ ст. 6. Пресса в годы освободительной борьбы за независимость от Англии. Т. Пейн – самый влиятельный публицист Американской революции. Характерные черты американской журналистики в этот период. 7. Журналы Н.М. Карамзина как начало журналистики ХІХ ст. 8. Влияние прогресса полиграфии на развитие журналистики США в ХІХ-ХХ ст. 9. Российская журналистика первой четверти ХІХ ст. Общественно-исторические условия развития российской журналистики в начале ХІХ ст. Активизация газетного дела в начале столетия. Развитие публицистических жанров. Приобретение литературной критикой общественного значения. 10. Периодическая пресса США в 1783 – 1833 гг. Социально-политическая ситуация в США – независимой стране. Пресса и политическая борьба в США. Возникновение ежедневной прессы в США. Развитие книгоиздания у США. Журнальная периодика США, её типологические особенности. 11. Российская журналистика 1825-х – 30-х гг. Общественно-политическая, морально-психологическая, художественно-эстетическая ситуация в России после подавления восстания декабристов. Цензурный устав 1826 г. Толстый журнал как способ распространения просвещения в России. Сокращение общественно-литературных изданий. Рост экономической и научно-технической периодики. Увеличение провинциальной официальной газетной периодики. Основные идейные журналы периода. „Московский телеграф” Н.А. Полевого (1825 – 1834) – самый влиятельный журнал периода; „Телескоп” Н.И. Надеждина (1831 – 1836) – главный орган шеллингианства в России. 12. Господствующее положение партийно-политической прессы в США. Появление новой модели газетного периодического издания – «пенни-прессы» в США: «Нью-Йорк Сан» Б. Дея (1833), «Нью-Йорк Геральд» Д. Беннета (1836). 13. Журналистский процесс 1840-х гг. Общественно-политическая и литературная ситуация эпохи: - общественно-культурная позиция: западничество – славянофильство; - литературоцентризм духовной жизни общества. Особенности российской журналистики 40-х гг. Литературная критика – ведущее направление журналистики. В.Г. Белинский – покоритель душ молодого поколения 40-х гг. „Москвитянин” М.П. Погодина та С.П. Шевырёва (1841 – 1856) – показатель официальной народности. 14. Зарождение качественной прессы в США: «Нью-Йорк трибьюн» (1841), «Уикли трибюн» (1841) Г. Грили, «Нью-Йорк таймс» (1851) Г. Реймондса. 15. Журналистика „мрачного семилетия” (1848 – 1855 гг.). Общественно-политическое положение в России. Российская журналистика в условиях реакции. Превращение „Современника”. Эмигрантская российская публицистика. 16. Появление первого информационного агентства в США – Ассошиейтед пресс (АП) – 1848 г. Появление рекламы в американской прессе. 17. Журналистский процесс 1860-х гг. в контексте общественно-политической ситуации. Общественно-политическое состояние в стране. Роль СМИ в проведении крестьянской реформы 19 февраля 1861 г. Манифест 19 февраля 1861 г. – важнейшее событие в истории России ХІХ в. Историческая ситуация 1861-1863 гг. и журналистский процесс. Появление „нигилистического” журнала „Русское слово”. 18. Установление системы буржуазной пропаганды в американской прессе. Первые женщины-журналистки. Нелли Блай – первая женщина-репортёр. 19. Типологическая характеристика прессы России 1860-х гг. Особенности журнальной периодики 1860-х гг. Типология журнальной периодики 1860-х гг. Особенности газетной периодики 1860-х гг. 20. Гражданская война между Югом и Севером и журналистика. Популизм – новая черта журналистики США периода реформ. 21. Журналистский процесс 70-х гг. в контексте общественно-политической ситуации в России. Общая экономико-политическая ситуация в стране. правительственные репрессии после первого покушения на царя Д. Каракозова (4.04.1866). Ограничения прессы. Роль прессы в формировании народнической идеологии. Появление в парадигме народничества террористического дискурса. Структура и характер периодической прессы 1870-х гг. Рост газетной периодики – характерное явление российской журналистики 70-х гг. ХІХ ст. 22. Журналистская деятельность Д. Пулитцера (1847 – 1911) – основателя „желтой” прессы Америки, сторонника „нового журнализма”. Развитие жанра „динамичного репортажа”. 23. Российская журналистика 1880 – 90-х годов. Социально-политическая ситуация периода. Новые „Временные правила о печати” от 27.08.1882 г. Прекращение „Отечественных записок”, „Дела”. Либеральные издания в условиях консервативно-охранного режима. „Вестник Европы” – самый заметный либеральный печатный орган в России конца ХІХ ст. „Русская мысль” (1880 – 1927) – организующий центр российской литературной жизни конца ХІХ ст. 24. У.Р. Херст – сторонник „нового журнализма”, продолжатель сенсационной журналистики. 25. Журналистика Росси в 1900 – 1917 гг. Периодика России начала ХХ ст. Февральская революция и развитие прессы в России. Журналистика в политической борьбе. Пресса после июльских событий. 26. Регионализация газетной прессы – важнейший признак журналистики США начала XXст. Освобождение прессы от партийного контроля. Содержание и дизайн типичной американской газеты этого периода начала XXст. 27. Журналистика первого десятилетия советской власти (1917 – 1927 гг.). Журналистика Советской Росси в условиях многопартийности (ноябрь 1917 – июль 1918). Утверждение однопартийной советской журналистики в период гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918 – 1920). Журналистика в период либерализации советского режима (1921 – 1927 гг.). 28. „Нью-Йорк таймс” А. Окса – газета для „мыслящих” людей. „Нью-Йорк таймс” как олицетворение концепции „высокого журнализма”. 29. Журналистика СССР у 20-30 гг. Развитие структуры средств массовой информации. Журналистика як средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства. Советская публицистика 30-х гг. 30. Американский журнал – важнейший тип печатного издания второй половины ХІХ ст. Типология журнальных изданий. 31. Журналистика СССР накануне и в период Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.). Советская журналистика накануне войны. Пресса и радио в условиях ІІ мировой войны. Проблематика выступлений советской прессы в годы войны. Публицистика в годы войны. 32. Социально-политическая ситуация периода начала XX ст. Движение „прогрессивистов”. Движение «макрекеров». 33. Журналистика России 50-х – 80-х годов. Развитие структуры средств массовой информации. Тема відбудови и дальнейшего развития народного хозяйства в прессе. Тема экономического реформаторства в прессе. Волюнтаризм, рецидивы культа личности и пресса. 34. Распространение жанра репортажа, интервью. Качественные и массовые издания периода ХІХ-ХХ ст. 35. Журналистика постсоветских республик. Особенности переходного периода в развитии журналистики постсоветских республик. Система и структура СМИ в постсоветских республиках. Тематика выступлений СМИ. 36. Оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности. Образовательная подготовка журналистов. Профессиональные организации журналистов. 37. 90-е годы ХVІІІ ст. в истории российской журналистики как становление профессиональной журналистики. 38. Возникновение „нового журнализма” в США в 70-е гг. ХХ ст. 39. Рост популярности М.Н. Каткова: „Русский вестник”, „Московские ведомости”, „Современная летопись” – выразитель общественного мнения. Законодательство о прессе. 40. Электронные масс-медиа. Современные печатные СМИ США. 41. „Новое время” О.С. Суворина (1876 – 1917) – самая значительная коммерческая газета. Радикальная журналистика. Газета „Неделя”. Действенность специфического жанра второй половины ХІХ ст. – записки. 42. Особенности практической журналистики США в современный период. 43. „Русское богатство”. Публицистика В.Г. Короленко. Модернистская журналистика: „Северный вестник”(1885 – 1890) как символистский журнал; „Мир искусства” (1899 – 1904) как „кафедра для толкования и пропаганды” (О.Бенуа) новой эстетики. 44. Юмористическая журналистика как характерное явление российского журналистского процесса конца ХІХ ст. «Будильник» (1871 – 1917), «Стрекоза» (1875 – 1918), «Осколки» (1881 – 1916) – главные российские юмористические журналы. 45. „Народная журналистика” США в 90-х гг. 46. Журнально-публицистическая деятельность А.П. Чехова. Появление крупных газетных предприятий. Зарождение марксистской прессы в России. 47. Развитие исследовательской и расследовательной журналистики США. Специализированные издания. Потребительская журналистика. 48. Ф.М. Достоевский и российская журналистика. 49. Фотография и журналистика США. 50. Газеты либерально-демократического направления. „Санкт-Петербургские ведомости” В.Ф. Корша (1863 – 1875) – одна из самых влиятельных газет этого периода. „Биржевые ведомости” В.О. Полетики (1874 – 1877) как образец буржуазной оппозиционной прессы; 51. Появление первого информационного агентства в США – Ассошиейтед пресс (АП) – 1848 г. 52. Д.И. Писарев – новый пророк молодого поколения 60-х гг. Раскол в рядах прогрессивно настроенного общества. Полемика как проявление раскола: полемика „Русского слова” с „Современником”; полемика „Колокола” та „Русского вестника”; полемика „Времени” и „Эпохи” с „Современником”, с „Русским словом”. 53. Партисипационная модель СМИ США. Качественные и массовые издания. 54. Явление коммерческой журналистики. Причины успеха „Библиотеки для чтения” И. Греча, О. Сенковского. „Северная пчела” Ф.В. Булгарина та М.И. Греча как своеобразный родоначальник российской „желтой”, „массовой” прессы. Пушкинский „Современник” (1836 – 1837). 55. Типологические признаки современной американской прессы. „Эпидемия газетной смерти”. 56. Тенденции развития журналистики России периода перестройки и последнего десятилетия ХХ ст. СМИ в условиях демократизации и гласности. Возрождение в России многопартийной прессы. Журналистика и новое политическое мышление. Система СМИ России. Главные темы СМИ Российской Федерации. 57. Социально-политическая ситуация периода конца XIX – начала XX ст. Концентрация и монополизация прессы. Массовая народная пресса. Таблоиды. Журнальная периодика. Появление журналов новостей. Расцвет дайджеста. 58. Журналы И.А. Крылова как итог журналистики ХVІІІ ст. 59. Появление радиовещания и телевидения. Социально-политическая ситуация в США в этот период.
|
|||
|