Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Екатерина II подписала проект реформы российских тюрем, но он не был реализован, так как экономика страны была вновь не в состоянии понести такие значительные расходы.



 

· Социально-экономическими предпосылками возникновения исполняющих наказания учреждений и органов в России предстали экономические возможности их строительства и содержания. В XVI веке начинает формироваться система исполнения уголовных наказаний, которая соединяет в себя правовые и организационные институты исполнения наказания.

· Правовыми предпосылками возникновения тюрем следует считать появление таких нормативно-правовых актов, как Судебник 1550 г., в котором указывается новый для страны вид уголовного наказания - тюремное заключение.

 

Тюремное заключение стало первым видом лишения свободы, как на определенный, так и на неопределенный срок и применялось в основном как дополнительное наказание.

Согласно Судебнику можно проследить наличие следующих четырех видов мест заключения.

Во-первых, частные тюрьмы, расположенные при дворах и резиденциях крупных феодалов и князей (заключенные помещались в подвалы, погреба или иные места различной степени приспособленности; государственные тюрьмы - Бело озеро, Соловецкий монастырь и т.д.).

Во-вторых, монастыри (в монастырских подвалах и застенках, приспособленных для заключения, чаще всего содержались лица духовного звания, а также противники церковной власти).

В-третьих, это места заключения, развитие которых происходило в процессе земско-губных преобразований с 30-х годов XVI века, в организации которых активное участие принимало население Московского государства

Закон четко определял цели тюремного заключения - надежное обеспечение изоляции преступников.

В данный период времени в России появляются первые монастырские тюрьмы - новый вид учреждений, выполняющий с помощью церкви карательно-воспитательную функцию идеологических противников государства. Монастырские тюрьмы не были учреждениями исключительно карательного характера. Они выполняли и исправительные, идеологические функции, осуществляли борьбу с инакомыслием.  Государство было не в состоянии одно бороться с политическими и идеологическими противниками и делило эту функцию с церковью. Церковь, обладая карательными учреждениями, в свою очередь, неформально входила в систему власти. Необходимым и непременным условием освобождения из монастырских тюрем было полное раскаяние, чистосердечное отречение от всех заблуждений. Таким образом, были осуществлены постановка и реализация идеи исправления преступника в России. Церковь принимала активное участие в формировании системы нравственных ценностей общества, национального самосознания, в том числе используя в необходимых случаях элементы принуждения. Пикина И. Монастырские тюрьмы // Преступление и наказание. 1998. № 10-12. С. 77.

 

Дальнейшее формирование уголовно-исполнительных учреждений связано с изменившимися социальными, политическими и экономическими условиями, сложившимися в середине XVII века. В 1641 году царь Алексей Михайлович определяет первые органы управления тюрьмами и поручает воеводам назначить особых лиц (целовальников) для заведования «колодниками».

Таким образом, первыми уголовно-исполнительными органами в России были различные места лишения свободы под общим названием «тюрьма» и впервые предусматривались в Судебнике 1550 г.

Основной функцией тюремных учреждений являлась кара. Появление тюрем было обусловлено возросшими угрозами со стороны преступности, экономическими возможностями строить и содержать тюрьмы и уровнем развития права.

Исключительно существенную роль в формировании уголовно-исполнительных органов и учреждений играло Соборное уложение 1649 г. В нем впервые в российской истории были предусмотрены органы управления (целовальники) и определены источники финансирования уголовно-исполнительных органов. По мере развития централизованного государства в стране постепенно возрастает роль пенитенциарных учреждений.

 

По Соборному уложению тюрьмы подразделялись по категориям: были постоянные и временные. По постройке они различались на каменные, земляные и деревянные, в зависимости от опасности деяния. Так, убийцы, разбойники, поджигатели и другие содержались в каменных тюрьмах; воры, насильники хулиганы - в земляных тюрьмах; за административные правонарушения - в деревянных тюрьмах.

Впервые в карательной политике государства была предусмотрена ссылка в Сибирь, а также в те города, «куда государь укажет». Рыбников В.В., Некрасов А.П. История создания и развития пенитенциарной системы в России // Юридическая психология. 2008. № 1. С. 33.

 

· В 1703 г. была учреждена российская каторга, а в 1775 г. - работные и смирительные дома. Не было недостатка и в соответствующих нормативных актах, они время от времени совершенствовались.

· В 1715 г. был издан Воинский артикул, в котором сфера применения лишения свободы и его исполнения упорядочилась. Труд осужденных лиц использовался на строительстве и других государственных работах. По указанию императора усилилось душевное и религиозное воспитание арестантов.

· Вводились работные дома для преступников, совершивших преступления против собственности. Появились тюремные инструкции, регламентирующие исполнение лишения свободы.

 

Первая пенитенциарная реформа в России намечалась в 1787 году во времена правления Екатерины II. В проекте четко было определено разделение тюрем:

1. подстражная тюрьма - для предварительно заключенных в целях воспрепятствовать или уклониться от следствия и суда;

2. приговоренная тюрьма, которая предназначалась для раздельного содержания приговоренных к срочному тюремному заключению и приговоренных к ссылке;

3. тюрьма для осужденных, которая состояла из трех специальных подразделений - для лиц, приговоренных к смерти, для лиц, приговоренных к вечному заключению и для лиц, приговоренных к каторге. Везде проводилось разделение заключенных по полу.

Екатерина II подписала проект реформы российских тюрем, но он не был реализован, так как экономика страны была вновь не в состоянии понести такие значительные расходы.

 

Строительство новых тюрем намечалось в 1845 году. В этом же году были созданы специальные комиссии и комитеты, задачей которых стала разработка наиболее приемлемого для власти проекта по реформе системы мест лишения свободы. Поводом для реформы послужил тот факт, что во всех категориях тюрем, с момента их создания и помещения в них осужденных, начались различные социальные заболевания, в том числе бунты осужденных, но из-за отсутствия материальных средств комиссии и комитеты к своей массовой работе не приступили. Лачина В.О. Развитие пенитенциарной системы России во второй половине XIX века // История государства и права. 2007. № 22. С. 13.

 

В 1863 году была создана особая комиссия МВД, приступившая к составлению смет, приисканию средств, устройству новых и усовершенствованных прежних мест заключения. В 1873 г. комиссия составила общий систематический проект о тюремном преобразовании и предоставила его на рассмотрение государственному совету, но данный проект так и не был осуществлен, так как для этого были необходимы колоссальные по тем временам деньги - 42 миллиона рублей, которых в российском бюджете не оказалось.

Таким образом, тюремная реформа властей России была провалена из-за отсутствия финансирования, и только к концу XIX века Главному тюремному управлению удалось убедить императора о выделении денежных средств на строительство новых, на реконструкции и ремонт действующих тюрем. В течение десяти лет было построено 56 тюрем.

 

В 1879 г. в составе МВД было образовано главное тюремное управление по европейскому образцу. Одновременно с учреждением этого органа создан контролирующий деятельность уголовно-исполнительной системы орган - Совет по тюремным делам. В его ведение входило рассмотрение проектов за счет доходов и расходов пенитенциарных учреждений, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, организация управления, медобслуживание, питание заключенных и т.д. В то же время при Главном тюремном управлении (ГТУ) была создана первая тюремная инспекция. Она осуществляла контроль над местами заключения губернских тюремных инспекций, в состав которых входили чиновники из Главного тюремного управления, судебного ведомства и прокурорского надзора. Славинский Н.В. Создание главного тюремного управления Министерства внутренних дел Российской империи // Общество и право. 2009. № 3. С. 243.

В 1895 г. пенитенциарную систему из МВД перевели в систему Министерства юстиции.

Таким образом, благодаря проведенной уголовной политике указанных реформ сложилась единая уголовно-исполнительная система. В тюрьмах несколько снизилась смертность, произошло размещение и содержание по полу, появился медицинский персонал, обслуживающий персонал, униформа для заключенных, наладилось питание, появились пенитенциарные медицинские учреждения (больницы), снизилось число социально заболевших.

 

Но революционные события 1917 г. в России внесли серьезные изменения в пенитенциарную политику государства. Во время Февральской революции тюремные учреждения разрушаются, наносится огромный материальный ущерб всей пенитенциарной системе, тюремный и обслуживающий персонал не знает, что делать.

1 марта 1917 г. Временное правительство амнистировало заключенных на 75%, что привело только к росту преступности в обществе; начались массовые убийства, грабежи, разбои, появились вооруженные группы (банды), оказывающие большое сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

26 апреля 1917 г. ГТУ было переименовано в Главное управление по делам мест заключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам преобразован в Совет по делам мест заключения.

В.И.Лениным были выделены перспективные направления реформирования уголовно-исполнительной системы - провозглашение исправительно-трудовых колоний основным видом ИТУ. Закрепление на законодательном уровне новых видов уголовно-правового принуждения - условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, создание колоний-поселений различных видов и т.д.

Еще до принятия первого советского Исправительно-трудового кодекса (ИТК РСФСР 1924 г.) в системе мест заключения были созданы переходные исправительные дома, Положение о которых было утверждено коллегией Наркомата юстиции РСФСР 5 апреля 1922 г. Туда направляли лиц, приговоренных к лишению свободы на срок свыше трех лет и переведенных в общее место заключения в разряд образцовых, а также приговоренных на срок до трех лет, которые пробыли в разряде исправляющихся не менее одной четверти общего срока, отличаясь безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях. Рыбников В.В., Некрасов А.П. История создания и развития пенитенциарной системы в России // Юридическая психология. 2008. № 1. С. 37.

Согласно Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» в систему мест лишения свободы включались:

1. общие места заключения (тюрьмы);

2. реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников;

3. испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или для досрочного освобождения;

4. карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами;

5. тюремные больницы.

Сверх этих мест лишения свободы существуют арестные помещения для кратковременного содержания задержанных милицией и числящихся за Местными Народными Судами (до суда) и для арестантов, подлежащих пересылке.

 

Дальнейшим шагом по нормативно-правовому закреплению пенитенциарных учреждений переходного типа явился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года. А.С. Михлин отмечает, что этот законодательный акт предусматривал различные виды учреждений «с менее углубленной пенитенциарной системой», относя к ним трудовые колонии и переходные исправительно-трудовые дома. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов. Отв. ред. А.С. Михлин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. С. 193.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года предусматривал изоляторы для подследственных, пересыльные пункты, исправительно-трудовые колонии, учреждения для применения к лицам лишенным свободы мер медицинского характера, учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы.

 

Попытки реформирования в системе мест лишения свободы в начале 50-х годов прошлого века были направлены на переориентацию учреждений, исполняющих наказание, на перевоспитание заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду путем обучения трудовым профессиям, необходимым после освобождения. Уже в нормативных актах 1954-1958 гг. прямым образом предусматривается, что основным видом исправительно-трудовых учреждений должна быть именно колония. В колониях устанавливалось три вида режима: общий, облегченный и строгий.

 

В 1963 г. учреждается новый вид исправительно-трудового учреждения - колонии-поселения. Относительно свободные условия содержания в колониях-поселениях должны были стать стимулом для примерного поведения и добросовестного отношения к труду осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях закрытого типа.

 

Таким образом, уголовная политика в области пенитенциарной системы берет свои начала с Судебника 1649г., когда сложились первые нормы и положения по отбыванию наказания. Правовое регулирование отбывания наказания заключенных ни на одном этапе развития общества не стояло на месте и постоянно совершенствовалось. Начиная с 16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, законодательно закрепив единую систему заключения с различными видами содержания осужденных, который вошел частично через уголовную политику в пенитенциарную систему современного общества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.