Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод деконструкции



1.5 Метод деконструкции

Деконструкция (от лат de «обратно» и constructio «строю»; «переосмысление») — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст[1].       

Философ Мартин Хайдеггер видел в деконструкции новый способ восприятия жизни и образ мышления современной эпохи, для которого характерны отказ от рационализма и свободная ассоциативность. Другой известный философ Жак Деррида дал теоретическое обоснование термину и ввел его в научный язык.

Определение понятию появилось как французский перевод хайдеггеровского термина «Abbau», обозначавшего деструкцию западноевропейской метафизики, нацеленную на выявление ее скрытых оснований и ресурсов.

 «Деконструкция» Жака Деррида демонстрирует, как то или иное философское положение оказывается подорванным, разрушенным самим текстом или в самом дискурсе, его утверждающем.

Идеи постмодернизма проникали во все области искусства и способствовали зарождению новых принципов проектирования. Возникнув в рамках философских понятий, деконструктивизм как основной метод борьбы с традиционными ценностными центрами (деканонизация), постепенно проявляется в разных сферах творчества – в литературе, в архитектуре, в вестиментарной моде. Общие тенденции этой философии в разрушении центрированных структур, моделей самосознания человека, общества, культуры. В области дизайна деконструкция означает критическое и ироническое отношение к правилам и авторитетам, новую интерпретацию традиций, разрушение канонов. Разложение первоисточника на отдельные элементы, «вырывание» фрагментов и их цитирование в других контекстах. В такой игре соединяется несоединимое и рождаются парадоксы.

В 1980-х годах деконструктивизм становится самостоятельным направлением в архитектуре. Для архитектурных деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Подобные эксперименты с формой стали возможными благодаря общему духу эпохи.

 Архитекторы, использующие его в своем творчестве – Фрэнк Гери (рис. 22, в), Заха Хадид (рис.22, а,б), Питер Айзенман, Даниэль Либескинд и др.

В их воплощенных проектах можно наглядно увидеть работу с архитектурными формами, слом привычных конструкций, членение сплошных плоскостей стеклянными вставками, добавление изогнутых в сложные формы металлических конструкций, игру с бликами и светом, который становится частью композиционного решения зданий. Постройки, выполненные по методу деконструкции, меняют наше представление об архитектурных законах и о том, как должно выглядеть здание.

   а                                          

б

в

Рисунок 22.- Деконструктивизм в архитектуре а), б) арх.Заха Хадид, в) арх. Френк Гери 

 

В этот же временной период идеи деконструктивизма проникают в вестиментарную моду. Это происходит благодаря японским дизайнерам Рэй Кавакубо и Йоджи Ямамото, показавшим свои коллекции на Неделе прет-а-порте в Париже в 1981 году. Западный мир находился под влиянием «десятилетия дурного вкуса», именно так будет названо десятилетие 80-х годов ХХ века. На подиумах царили женские жакеты с огромными «квадратными плечами», похожие на гипертрофированные мужские пиджаки, в сочетании с узкими мини-юбками и крупной яркой пластиковой бижутерией геометрических форм. Прически с высокими начесами и броский макияж, дополняли общую картину. Образ женщины отличался агрессивной сексуальностью. На общем фоне модели японцев выпадали из контекста. В коллекции преобладал черный цвет, модели свободного кроя, без привычных «квадратных и прямоугольных» силуэтов. На рисунке 23 представлены модели Рей Кавакубо 1980-х годов.

 

а                                            б

Рисунок 23. – Модели японского дизайнера Рей Кавакубо, 1980-е г.г. а) с модного показа 1980-го г., б) из модного журнала 1985 года.

 

До сих пор ничего подобного европейцы не видели. Их поразила простота, лаконичность внешнего вида моделей. И в тоже время они были притягательны, выделялись на общем фоне. Имея образование философа, Кавакубо смогла переосмыслить философские идеи и выразить их языком костюма. Она впервые не побоялась выразить новый взгляд на фигуру человека в костюме, увидев его в ином свете, нежели другие дизайнеры. В этом ей во многом помогло японское отношение к одежде. Восточный костюм всегда отличался от западного, и взаимоотношения японцев с одеждой совсем иные. Они предпочитают свободный, близкий к традиционному крой, который не диктует телу как оно должно выглядеть ,а, напротив, позволяет ему задавать вектор движения костюма. Показ фигуры в «лучшем свете» заданном модными образцами не стоял целью Рей Кавакубо ее японских коллег. Она смогла взглянуть на костюм как на абстрактную форму, которую можно подвергнуть разрушению и которая не обязана диктовать человеку, а напротив, должна подчиняться ему. В своем творчестве ей удалось отбросить привычные каноны красоты и гармонии, отказаться от цвета, отдав предпочтения черному. Это отношение к одежде позволило японскому дизайнеру применить к ней новую философию и метод проектирования. Благодаря нестандартному подходу, у Кавакубо появились свои клиенты – люди творческих профессий, богема, интеллектуалы. Они увидели потенциал, идею имеющую дальнейшее развитие. Черный цвет помогал укрыться от толпы, погрузиться в мир своих мыслей, отстранившись от мира. Сродни монастырским одеяниям, черные одежды покорили интеллигентную публику.

Марка «Комм де Гарсон», созданная Кавакубо существует и сегодня. На рисунке 24 показаны ее модели. Эксперименты Кавакубо усложнялись, появлялись новые идеи. Одна из них – деформация человеческого тела, появившаяся в 1997 году, словно очередной японский ответ на изменения формы тела западным костюмом на протяжении многих веков. Пропорции искажены, фигуры горбаты, уродливы, некрасивы на наш взгляд. Нарочитые горбы, выпуклости в самых неожиданных местах, там, где их не должно быть. Костюм становится формообразующим, он диктует свое построение фигуры, главенствует над ней. Этот опыт вряд ли покажется нам привлекательным, коллекцию можно отнести скорее к арт-дизайну, к области концептуального поиска, когда дизайнер демонстрирует свое видение какой-либо проблемы и привлекает к ней внимание. 

Творческий метод, введенный в проектную деятельность дизайнеров костюма, продолжил свое развитие.

 Последователями японцев стали бельгийские дизайнеры. Антверпенская шестерка - такое название придумала себе группа молодых талантливых дизайнеров из Бельгии с труднопроизносимыми для европейцев именами - Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Дрис ван Нотен, Дирк ван Саен и Марина Йи. Они назвали себя продолжателями идей деконструктивизма и последователями Рей Кавакубо и Еджи Ямомото.  Выпускники факультета моды антверпенской королевской академии изящных искусств, они рискнули продемонстрировать свои дипломные работы на неделе моды в Лондоне и стали знаменитыми. В дальнейшем их творческие пути разошлись, мы уже не слышим об антверпенской шестерке, но хорошо знаем творчество каждого из них по отдельности. На рисунке 24 (в,г) представлены модели дизайнеров из Бельгии Вальтера ван Бейрендонка и Анн Демельмейстер.

В современном проектировании этим методом успешно пользуются в своем творчестве практически все известные дизайнеры. В сезоне весна – лето 2018 модели в духе деконструктивизма стали одним из ведущих трендов. На рисунке 25 представлены модели бельгийского дизайнера Мартина Марджеллы, который не прекращает экспериментировать, применяя метод деконструкции. Дизайнер Мартин Марджелла относится к бельгийской школе. Он постоянно занимается различными экспериментами с костюмом. И коллекция весна - лето 2018 г. не стала исключением. В моделях явно прочитываются «следы разрушения». На платье верхний слой телесного цвета создает иллюзию обнаженного тела (рис.25,а). На плаще воротник отделяется от верхней части, и под ним образуется «декольте», внизу вырезаны отверстия в виде квадратов, что довершает слом конструкции классического тренчкота (рис.25,б). На костюм классического покроя надета спортивная куртка бомбер, у которой вырезаны детали переда (оставлены только карманы и застежка) (рис.25,в).

Говоря о характеристиках метода деконструкции в проектировании костюма, отметим следующие черты:

- отказ от коллекций в традиционном показе, стирание ассортиментных групп одежды;

- трансформация традиционных форм и конструкций одежды, создание нарочно незавершенных вещей, необработанные края;

- асимметричность кроя, отсутствие отдельных деталей и частей;

- выворачивание изнанки наружу, акцентирование швов и вытачек;

- одевание изделия с нарочитым перекосом, смещение застежек;

- использование дорогих вечерних тканей в повседневной одежде и наоборот;

 - намеренное создание эффектов плохо сидящей или неправильно скроенной одежды;

- сочетание несочетаемого во всех составляющих костюма и в организации показа;

- проведение показов в самых неожиданных и непредсказуемых местах (станции метро, кладбища, вокзалы, заброшенные ангары, гаражи, супермаркеты и т.п.).

 

                                          а                                    б                                             

                                        в                             г

Рисунок 24. -  Модели а), б), Рей Кавакубо коллекция 1997 г , в). Модель из коллекции Вальтера ван Бейрендонка, г) Модель из коллекции Анн Демельмейстер

        

 

В оформлении внутреннего пространства помещений метод также может быть применен. При этом отличительными признаками становятся сочетание несочетаемых цветов, материалов, искажение правильности геометрических конструкций, внесение нарочитой асимметрии в расстановку мебели или в оформление помещения (рисунок 26,а). На рисунке 26,(а) при помощи ярких полос контрастного цвета разрушается целостность пространства, глаз перестает воспринимать привычный интерьер, создается ощущение, что комната непонятной конфигурации. Простыми деталями достигается иллюзия полного разрушения конструкции помещения. Наиболее интересно выглядит общественный интерьер, созданный по методу деконструкции (рисунок 26, б). Здесь показано помещение магазина, в котором стена словно вот - вот упадет, этот эффект достигается с помощью иллюзии слома, вместо привычной ровной стены мы видим стену выгнутую. Этот прием разрушает общую привычную картину помещения, где все стены должны быть правильными и ровными.

 

а                           б                        в

Рисунок 25. – Деконструкция в современном костюме. Модели из коллекции Мартина Марджеллы весна-лето 2018г.

 

 

а                                                          б

 

 

Рисунок 26. – Метод деконструкции в оформлении интерьера, а) жилого помещения, б) общественного помещения (магазин) 

 


[1] Определение взято из Википедии



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.