Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕФЕРАТ. ДИКЦИЯ. Дикция. Введение. Основная часть



 

ЕГТИ, студент 3-его курса

Мастерской В.И. Марченко

Тимофей Бессараб

 

 

Сценическая речь

Преподаватель: Вероника Александровна Москвина

 

 РЕФЕРАТ

 

ДИКЦИЯ

 

 

Дикция

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………… 4

Практическое задание №1 (Артикуляционные тренинги) …………… 6

Практическое задание №2 (Дикционные сочетания) ………………… 7

Практическое задание №3 (Скороговорки)……… ………………………8

Практическое задание №4 (Рассказ из скороговорок) …………………9

Практическое задание №5 (Речь в движении) ………………………… 10

Практическое задание №6 (Батл из скороговорок) ………………… 11

Заключение…………………………………………………………………… 12

Список использованных источников…………………………………… 13

 

 

Введение

 

В 30-е годы А.Н. Толстого впервые записали на шоринфон - предшественник нынешнего магнитофона. Услышав свое выступление по радио, он не поверил своим ушам, ему казалось, что это не его голос. История обычная для тех, кто слушает свой голос только изнутри, ведь снаружи у голоса другое звучание. С тех пор прошло более 70 лет, магнитофон стал обычной бытовой вещью, но многие из нас по-прежнему не знают, как звучит их собственный голос для других. Объяснение простое: не придают этому значения. Уделяют внимание фигуре, внешности и пренебрегают голосом. А ничто, быть может, так не нуждается в нашем постоянном внимании, как голос.

 

Голос - это наше богатство, это часть нашего "я", такая же неповторимая, как отпечатки пальцев. Голос - это инструмент устного общения, недостатки которого могут пошатнуть, а то и разрушить привлекательный в других отношениях образ человека. Глубокое, богатое содержание выступления может быть безнадёжно испорчено неприятной дикцией. Если вы говорите слабым, тоненьким, прерывающимся голоском, то едва ли ваша речь покажется мощной и убедительной.

 

В.Шекспир, один из величайших мастеров слова, оставил нам бесценный совет: "Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее". Четкое произношение создаёт впечатление сильного человека, уверенного в себе, знающего, что он говорит и чего добивается.

 

Конечно, голос нам дан от природы, изменить его нельзя, но улучшить можно. Н.Плахотин, кандидат философских наук советует записать свой голос. "Голос, который вы услышите - тот, что слышат другие. Выделите его недостатки. За редким исключением, их можно выправить, и звучание станет сильным, отчетливым, богатым оттенками. Чем раньше вы займётесь этим, тем лучше будет результат".

 

Чтобы улучшить и развить природные данные своего голоса, необходимо иметь общее представление о таких понятиях, как дикция, голос, его тембр и интонация. В этой работе мы поговорим отдельно о разделе «Дикция».

 

 

Основная часть

 

· Искусство речи – это единый неделимый акт. Одно не работает без другого. Дикция не работает без дыхания. Произношение осуществляется артикуляцией и поддерживается дыханием и голосом. Все это не работает без смысла и без воображения. И одновременно все это имеет коммуникативную функцию. И ничего не делится.

·

На первом этапе знакомства с дикцией и орфоэпией (а это происходит на первых же уроках) нужно подробно разобрать постановку языка и губ во время звучания того или иного гласного и согласного звуков. Каждый раз необходимо делать артикуляционную гимнастику и тренировать звуки на цепочках гласных и согласных. Но главное – необходимо обращать внимание на постановку артикуляционного аппарата и правильность произношения в любом упражнении, где присутствует слово.

Зная, что в речевом процессе огромную роль играет дыхание и хорошо проработанный (сильный, объемный, глубокий, пластичный) голос, мы все же не можем не согласиться с мыслью великого французского актера Коклена-старшего, что «дикция – вежливость актера».

 

Для того, чтобы речь стала внятной и понятной, необходимо сделать каждый звук точным и красивым в звучании. Можно сравнить речь с красивым ожерельем, в котором все драгоценные камушки должны быть филигранно обработаны. Только в таком случае ожерелье имеет истинную ценность.

Важно помнить, что каждый звук, кроме эстетической нагрузки, отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произнесением звуков без искажений мы должны заниматься тщательно и упорно.

 

«Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актеру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость, шепелявость и т.п.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи». Хорошая дикция зависит от правильной артикуляции.

 

Артикуляция – это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука (челюсти, язык и губы, альвеолы, твердое и мягкое небо).

Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. В бытовой жизни такую речь можно воспринять как неуважение к собеседнику. Для актера такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность.

 

Началом занятий по дикции, конечно же, является артикуляционная гимнастика, к которой мы относим тренировку подвижности нижней челюсти, губ и языка.

 

Практическое задание №1:

1."Лопата". Рот широко открыт. Широкий расслабленный язык лежит на ниж-ней губе. Считать до пяти, десяти.

2."Чашечка". Рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

3."Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться то к носу, то к подбо-родку.

4."Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться то к правому, то к левому уху.

5."Иголка". Рот открыт Язык высунуты далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

6."Горка". Рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зу- ам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положе- нии 10-15 секунд.

7."Трубочка". Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх По- дуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

8."Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. "Вкусное варенье". Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу снизу вверх и убрать вглубь рта.

9. "Змейка". Рот широко открыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

10."Маляр". Рот приоткрыт. Высунуть язык. Облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю губу по кругу.

11. "Катушка". Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края чзыка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убьять вглубь рта.

12. Грибок". Раскрыть рот. Присосать язык к твердому небу. Не отрывая язык от dеба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.

13. "Грибок с выдохом". Раскрыть рот. Присосать язык к твердому небу. Выдох- нуть на кончик языка "Т-Р-Р-Р...". Горло не участвует в произношении.

Дальше можно переходить к дикционным сочетаниям;

Практическое задание №2:

И — Э — А — О — У — Ы ; и сонорные звуки: И — Е — Я — Ё — Ю — И

Звукосочетания: БДГИ — ПТКИ ; ПНПКИ — БНБГИ ; ЗЖДРИ — ШТРИ ;

ЛРИРЬ (И-Е-Я-Ё-Ю-И) ; ТРИ - РИ - РИ -РИ -РИРЬ ; КЬВИ – БЬВИ

БДИ- ПТИ-ПТЭ-ПТА -ПТО-ПТУ-ПТЫ

ВДИ- ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ГДИ- ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ДДИ - ПТИ -ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ЖДИ- ПТИ -ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ЗДИ- ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

КДИ- ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ЛДИ- ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ -ПТЫ

МДИ-ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

НДИ-ПТИ -ПТЭ-ПТА -ПТО-ПТУ-ПТЫ

ПДИ - ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

РДИ-ПТИ-ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

СДИ - ПТИ - ПТЭ-ПТА-ПтО-ПТУ-ПТЫ

ТДИ - ПТИ- ПТЭ-ПТА- ПтО -ПТУ-ПТЫ

ФДИ - ПТИ- ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ХДИ - ПТИ - ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ЦДИ - ПТИ -ПТэ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

ЧДИ-ПТИ- ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ

 

 

Практическое задание №3:

На следующем этапе берём в работу скороговорки, вкладывая в каждую из них различные смыслы и видения, включая актёрское мастерство, придавая тексту своё отношение.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Купи кипу пик, пик купи кипу.

· Около кола колокола Водовоз вез воду из -под водопровода

· Саша шла по шоссе и сосал сушку.

· Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

· Ткет ткач ткани на платки Тане.

· У осы не усы, не усищи, а усики.

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела, губа была тупа

· Угольки сгребли в уголки.

· Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

· Волки рыщут, пищу ищут.

· Осип охрип, Архип осип.

· Ест Федька с водкой редьку, есть водка с редькой Федьку.

· Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

· Разнервничавшегося конституционалиста Константина Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, со спокойным вниманием занимавшегося изобретением пневмо-мешко-выколачивателей.

· Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв. Шла Саша из Буркина-Фасо в Куала-Лумпур.

· Шел Шура из Куала —Лумпур в Буркина- Фасо.

· Пролетали пролетарии на планетарием парламентариев, пролетали парламентарии над парламентом пролетариев.

· Курфюрст скомпрометировал ландскнехта Курьера курьер обгоняет в карьер. Топоры остры до поры, до поры остры топоры

· Волхвовали волхвы в хлеву с волхвами.

· Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала не расчувствовавшегося Николлку. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

· У Варьки вертушки, во рту ватрушки.

Практическое задание №4:

С каждым разом стараемся усложнить задачу и уже из данных скороговорок пробуем составить рассказ, не забывая про видения, подтекст, актёрские задачи, мысль и, конечно же, чёткость произношения.

 

Например:

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки, стоят да на соседний двор поглядывают. А на том дворе трава, на траве дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора. Не вместит двор дров, дрова выдворить на дровяной двор обратно нужно. Бросились Егорки с горки. А три дровосека, три дроворуба, три дровокола стоят, да покуривают, да спорят о том, что, мол, сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски; надо, мол, колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо, дескать, колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Пока шёл спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла, до норы дорыла.

 

 

Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,так и всех скороговорок не псрескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

 

 

Практическое задание №5:

 

Переходим к следующему этапу – Речь в движении. Работа с партнёром. Необходимо придумать историю и текст.

Затем эту историю перевести на пластический язык, используя элементы сценического движения (колёса, кувырки, прыжки), парную акробатику. Затем необходимо соединить пластику и текст, не забывая про актёрские задачи и чувство партнёра.

Цель: соединить дикцию и движение.

 

Текст может быть таким:

Представим, что вы пилоты самолёта, отправляетесь в полёт и вдруг ваш самолёт начинает снижаться и в итоге вы приземляетесь в чистом поле.

 

Первый: - Все уселись в самолёте?

Второй: - Начинаем наш полёт!


Первый: - И махнув своей рукою, капитан сказал: вперёд!

Второй: - Высота всё выше, выше

Первый: - Кто-то крикнул ниже, ниже!!! До земли мы опустились!!!

Второй: - Бах! В чистом поле… приземлились…

 

 

Практическое задание №6:

 

В этом задании мы перейдём к «батлу» из скороговорок.

Это может быть даже не батл, а разные тематические направления, придуманные в скороговорках в паре. Это могут быть комментаторы футбола, единоборств, ведущие ТВ-передачи (Орёл и решка), обзор бала мода, химические опыты и так далее, на что только хватит вашей фантазии.

Главное, постараться составить «этюд», завязанный на конфликте двух партнёров. Например, комментаторы болеют за разных спортсменов и т.д.

Цель: добиться чистоты произношения, не забывая про чувство партнёра и взаимодействие в паре.

 

В пример можно взять данный текст и продолжить его развитие:

- Мы продолжаем вести прямую трансляцию по смешанным единоборствам!

- Бой за титул «Главного длинношёрстного ризеншнауцера»!

- Начался первый раунд

- Мы видим, как траекторию удара Гульельминпьетро продолжила голова Хитцльспергера

- Удар у Гульельминпьетро с подвыподвертом

- Но и защита у Хитльспергера с переподвыподвертом!

- Как вы думаете, Гульельминпьетро мыли ли?

- Мыли, да не мылили, сейчас этим займётся Хитцльспергер

- Гульельминпьетро парирует от ударов Хитцльспергера!

- Да никак не выпарирует, контрольное попадание и Гульельминпьетро отправляется в нокаут!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.