|
|||
Отечественная философия 19-20 веков.
Отечественная философия 19-20 веков. План. 1. Особенности развития отечественной философии 19-20 веков. 2. Этапы развития отечественной философии и их краткая характеристика. 1. Вопрос Становление и развитие отечественной культуры и в частности философии было связано с процессом крещения Руси. Как самостоятельный этап в развитии философской мысли, формирование отечественной философии происходит в середине 19 века. Отечественная философия обладает рядом специфических черт. Во-первых, это неразрывная связь с Православием. Православие рассматривалось не только как идеал истинной религиозной веры, но и как основа социального переустройства общества. Поэтому, одна из задач отечественной философии заключалась в анализе и развитии православного мировоззрения. Во-вторых, антропоцентризм. Человек – это высшее, из существующего, наделенное разумом и свободой. Главное качество человека – это проявление творческой активности во всех областях социальной жизни В-третьих, онтологизм. Проблема происхождения мира, основ его существования – одна из центральных проблем отечественной философии. Центральная категория - Абсолют, бог как творец мира. В-четвертых, историософичность. Отечественная философия анализировала пути развития Российского государства и его роль в мировом историческом процессе. Поэтому отечественная философская мысль 19-20 веков развивалась не только в форме философских систем, но и в форме публицистических статей. Миссия России определялась как связь духовного Востока и материального Запада. В-пятых, панморализм. Мораль и ее принципы, соотношение социальных Добра и Зла рассматривались отечественными философами как критерии успешности социальной жизни. В-шестых, социальный утопизм. Отечественные философы верили в возможность построения безгосударственного общества на основе социальной справедливости и любви к Богу. 2.Вопрос
В развитии отечественной философии 19-20 веков можно выделить следующие этапы: 1. Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века. Основная проблема первого периода – это пути развития Российского государства и его роль в мире. По этой проблеме сложились две, в целом, противоборствующие позиции: славянофильство и западничество. Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества. Западничество - противоположное славянофильству течение русской духовной и политической жизни. Уже из названия понятно, что в центральном мировоззренческом споре, волновавшем русскую мысль, а именно: что есть Россия? Каково её предназначение в истории и каково её будущее? - западники придерживались убеждения, что, только следуя за Западом, Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию.
Второй этап в развитии отечественной философской мысли связан с становлением русской религиозной философии, и деятельностью ее основоположника В.С.Соловьева. Понятие Всеединства является центральным в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство является поводом для того, чтобы его философию называли "философией Всеединства". Отвлечённое знание - эмпиризм, реализм, позитивизм - не может привести к истинному познанию. Истина, по убеждению Соловьёва, это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина есть Всё, то любой частный предмет, любой фрагмент, в своей отдельности не может претендовать на истину, ибо он не может существовать отдельно от остальных вещей и явлений. Всё есть истина только в своём единстве или как Единое. Полное определение истины, по Соловьёву, таково: "Это сущее, единое, всё". В отличие от понятия "всеединства", встречающегося в западной философии начиная с античности, у Соловьёва оно не является только онтологическим, то есть не характеризует только бытие, но относится и к познанию и к этике и к социологии. Третий этап в развитии отечественной философской мысли – это период расцвета, или, как его образно называли период философского Ренессанса. Основные черты философского Ренессанса: 1. Символизм, то есть стремление выразить внутреннюю полноту жизни с помощью таки, присущих, прежде всего поэзии, свойств, как метафоричность, иносказательность. И религия и современное натуралистическое искусство, по мысли символистов, "убили Бога Живого". Именно символический синтез позволит, по мнению деятелей "нового религиозного сознания", религиозно осмыслить глубину человеческого бытия. Центральной проблемой этого периода, выражающей своеобразие русской религиозной философии, становится проблема соборности. Соборность – это мистическое единство всех верующих, как живых, так и умерших, на пути к познанию истины, каковой является любовь к Богу. Соборность отрицает мнение авторитета в вопросах веры, опирается на принцип свободы, но в тоже время, не признает религиозной анархии. Для ряда отечественных философов принцип соборности имел не только религиозное, но и социальное значение, как основы построения социальных отношений. Четвертый этап - философия "Русского зарубежья" Во время революции, а также после окончания Гражданской войны в России, большая часть русских философов, по своей или чужой воле, оказалась за границей. В числе изгнанных оказались: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Г.П.Фёдоров, Г.Ф.Флоровский. Находясь в эмиграции эти мыслители не прекратили свою философскую деятельность, а напротив, создали оригинальное направление в русской мысли, получившее название "философии русского зарубежья", которое привлекло внимание Запада к русской философии. 1. Философия антикоммунизма. Не смотря на то, что данный период называют этапом «затухания» русской философии, особенно в период становления и развитии советской философской школы. В СССР зародилось и получило дальнейшее развитие своеобразное течение философской мысли – русский космизм. Его основы были заложены в середине 19 века Федоровым. Представители этого течения верили в возможность выхода человечества за пределы Солнечной системы, установления контактов с другими космическими цивилизациями, а, также, утверждали необходимость защиты природной среды, ради сохранения человечества . Тестовые задания. 1. Кто, из отечественных философов, является основоположником принципа «Соборность»?
А) Соловьев; Б) Хомяков; В) Бердяев; Г) Карсавин.
2. Кто, из русских философов, является основоположником философии всеединства?
А) Бердяев; Б) Франк; В) Соловьев; Г) Ильин.
3. Кто, из отечественных философов, является основоположником русского космизма?
А) Вернадский; Б) Федоров; В) Циолковский; Г) Франк.
|
|||
|