Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Недостатки произношения свистящих звуков с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ.



Недостатки произношения свистящих звуков с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ.

 

    Наиболее распространены следующие недостатки произношения свистящих звуков:

1. Межзубный сигматизм — при произнесении свистящих звуков кончик языка просовывается между резцами;

2. Призубный сигматизм — передний край языка закрывает щель между резцами, что затрудняет выход воздушной струи;

3. Шипящий сигматизм — кончик языка несколько оттянут от зубов, вследствие чего слышится мягкий шипящий звук;

4. Боковой сигматизм — струя воздуха проходит между боковыми краями языка и коренными зубами с обеих сторон или с одной стороны.

    Встречаются также губно-зубной сигматизм — в артикуляции звука, помимо языка, принимает участие нижняя губа, которая сближается с верхними резцами; носовой сигматизм — струя воздуха проходит в нос через щель, образуемую мягким нёбом и задней стенкой глотки.

     Недостатки произношения шипящих звуков аналогичны многим указанным недостаткам произношения свистящих звуков. Встречается межзубное, призубное, боковое, носовое произношение шипящих звуков.           

      Распространенным является губно-зубное произношение ш и ж, при котором по своему звучанию они напоминают соответственно согласные ф и в.

    Сигматизм может возникнуть при вполне нормальном строении и достаточной подвижности речевых органов как проявление общего недоразвития речи или недоразвития фонетической ее стороны.

   Однако нередко возникновению сигматизма способствуют аномалии строения и моторики речевых органов, в частности зубов, дефекты прикуса, нёбная щель, чрезмерная величина языка, недостаточная его подвижность и т. д.

  Логопедические занятия в большинстве случаев помогают преодолеть сигматизм. При аномалиях в строении речевых органов иногда необходима медицинская помощь в виде операции, регуляции зубов и протезирования.

 

Межзубный сигматизм.Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок.

  Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

Коррекция.еобходимо подобрать упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка, выработки направленной воздушной струи, отрабатывать звук и, при котором положение языка близко к артикуляции звука с.Нужно перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сблизить их и “пускать длинный легкий ветерок”.

 

Боковой сигматизм.Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю.

  Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов.

  Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю. Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р.

  Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка. Слышится хлюпающий звук хьль (хлюп вместо суп)

Коррекция. Случаи бокового сигматизма часто требуют длительной работы. Для исправления ребенок высовывает широко распластанный язык между зубами и в этом положении произносит (с шепелявым оттенком) слоги и слова.   

  Необходимо задувать на широкий язык, боковые края которого касаются верхних коренных зубов. Полезно задувание в пузырек, в отверстие ключа, отрабатывать произношение звуков и, ф.

  Постепенно, день за днем язык оттягивается за нижние зубы.

 

Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными.

  Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Коррекция. Для устранения полезно применять такой способ - педагог произносит с, з, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев ребенка. Ребенок повторяет.

  Можно использовать и межзубный звук. Длительно произносить ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами. Затем перевести язык в зазубное положение.

  Можно длительно произносить ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение (если необходимо, провести дифференциацию ф и х).

 

Губно-зубной сигматизм. Свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (фраза « Кошка и собака живут недружно» приобретает примерно следующий вид: «Кофка и фабака вивут недрувно»).

  Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков ф и в (положение губ).

Коррекция. При губно - зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения «оскал» — «трубочка». Можно оттянуть нижнюю губу пальцем. Если необходимо, провести работу по различию с-ф.

 

Призубный сигматизм.Имеет два варианта:

  1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.

  2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками т и д (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): «Котка и табака дивут недрудно».

  Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков.

Коррекция. В случаях призубного сигматизма достаточно выработать длительную направленную воздушную струю и с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

 

Шипящий сигматизм.Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих («Шябака и кошька живут недружьно»).

Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Коррекция. Поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка. Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка.

  Работать над образованием глубокого желобка. Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами. Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов.  

  Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке. Сопоставлять и различать на слух свуки с-щ. Отрабатывать звуки и, ф. Необходимо провести дифференциацию звуков с и щ.

  После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации - последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

 

  Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

  Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

 

 

Литература:

1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М., Просвещение, 1971.

2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления – М., 2005.

3. Волкова Л.С. Логопедия – М., 2004.

4. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М., 1999.

5. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – С.П., 2004.

6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. М., Просвещение, 1981.

7. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. – М., 2000.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

9. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А.. Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989. 10. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.