ЗАДАНИЯ 2 ЧАСТИ. Вариант 2
ЗАДАНИЯ 2 ЧАСТИ
Вариант 2
22. В ряде случаев при вирусном заболевании (грипп или ОРВИ) врачи
прописывают антибиотики. Почему так делается? Надо ли прописывать
антибиотики при таких заболеваниях? Ответ поясните.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) при вирусном заболевании антибиотики прописывать, как правило,
не надо, антибиотики действуют только на бактерии, вирусы к ним
нечувствительны;
2) однако в ряде случаев возникают осложнения бактериальной
природы (например, пневмония после гриппа), при которых
антибиотики прописываются
|
| Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
23. К какому типу, подтипу и классу можно отнести изображённое на рисунке
животное? Ответ обоснуйте.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие;
2) тип Хордовые, подтип Позвоночные, потому что имеется костный
скелет;
3) класс Млекопитающие, потому что имеется шерсть, вибрисы и
дифференциация зубов
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству. (3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность,
изменчивость и борьба за существование;
2) 5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше
потомства;
3) 7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные
(мутации чаще имеют отрицательный эффект)
|
| В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит
неверной информации
|
| В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них.
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы
не снижаются
|
| В ответе указаны одна-три ошибки, исправлена только одна из них.
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы
не снижаются
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
25. Считается, что толстый мясистый стебель и трансформация листьев в иголки
или пух у кактусов – это приспособления к их условиям обитания. Объясните,
в чём заключается суть этих приспособлений? В каких условиях произрастают
кактусы?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) кактусы произрастают в засушливых условиях;
2) мясистый стебель позволяет запасать большое количество воды и
продуктов фотосинтеза (при этом берёт на себя функцию
фотосинтеза из-за редукции листьев);
3) отсутствие (видоизменение) листьев приводит к снижению потерь
воды при испарении
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
26. Считается, что чрезмерное применение инсектицидов (веществ, убивающих
насекомых-вредителей) может привести к нарушению пищевых цепей
в окружающих поля экосистемах. Объясните, почему это может произойти.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) при чрезмерном использовании инсектицидов все насекомые
могут быть уничтожены;
2) насекомые-вредители являются частью пищевых цепей, они
питаются растениями, а ими питаются насекомоядные птицы и
другие животные;
3) насекомоядные птицы и другие животные, прилетающие
(приходящие) кормиться насекомыми, живущими в полях, окажутся
без пищи и могут погибнуть
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
27. Фрагмент молекулы белка в норме имеет следующую аминокислотную
последовательность: -ТРЕ-СЕР-ЛИЗ-ГЛУ-АРГ-. В результате мутации
аминокислота ЛИЗ заменилась на аминокислоту АРГ. Какие изменения могли
произойти в геноме в результате подобной мутации? Сколько нуклеотидов
могло измениться? Приведите соответствующие доказательства, для ответа
воспользуйтесь таблицей генетического кода. Ответ обоснуйте.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Схема решения задачи включает:
1) изменилась последовательность нуклеотидов в триплете молекулы
ДНК, кодирующем аминокислоту ЛИЗ;
2) у аминокислоты ЛИЗ 2 возможных кодона: ААА и ААГ, соответственно, триплеты на ДНК: ТТТ и ТТЦ;
3) у аминокислоты АРГ 6 возможных кодонов: АГА, АГГ, ЦГУ, ЦГЦ,
ЦГА, ЦГГ, соответственно, триплеты на ДНК: ТЦТ, ТЦЦ, ГЦА, ГЦГ,
ГЦТ, ГЦЦ;
4) в результате мутации могла произойти замена одного нуклеотида
в триплетах ТТТ и ТТЦ на ТЦТ или ТЦЦ соответственно или двух
нуклеотидов в триплетах ТТТ и ТТЦ на ГЦТ или ГЦЦ
соответственно
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
28. При скрещивании белоглазой дрозофилы с нормальными крыльями и
красноглазого самца с укороченными крыльями в потомстве получилось
15 самцов с белыми глазами и нормальными крыльями и 13 самок с красными
глазами и нормальными крыльями. При скрещивании самок с красными
глазами и укороченными крыльями и самцов с белыми глазами и нормальными
крыльями всё потомство имело красные глаза и нормальные крылья. Составьте
схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих
скрещиваниях. Ответ обоснуйте.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Схема решения задачи включает:
1) P XaXaBB × XAYbb
белые глаза, красные глаза,
норм. крылья укороч. крылья
G XaВ XAb; Yb
F1 XAXaBb XaYBb
красные глаза, белые глаза,
норм. крылья норм. крылья
2) P XAXAbb × XaYBB
красные глаза, белые глаза,
укороч. крылья норм. крылья
G XAb XaB; YB
F1 XAXaBb; XAYBb
красные глаза, норм. крылья
3) ген цвета глаз расположен в Х-хромосоме, поскольку в первом
скрещивании самцы и самки «меняются» фенотипами, а во втором
все потомки получаются единообразны; красные глаза доминантны,
поскольку во втором скрещивании все потомки красноглазые; ген
длины крыльев расположен в аутосоме, нормальные крылья
доминируют над укороченными, поскольку всё потомство единообразно и имеет нормальные крылья.
(Допускается иная генетическая символика.)
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|