Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор)



Тема: Н.С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор)

Цель:

  1. Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..
  2. Прививать обучающимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.
  3. Развитие навыков восприятия монологической речи.
  4. Развитие навыков записи лекции.

Ход урока.

I. Изучение нового

План:

  1. Дописательская биография Лескова.
  2. Начало литературного пути. Первые художественные произведения 1860-х годов.
  3. Литературная зрелость Лескова. Ведущие темы творчества.
  4. Современники о творческом наследии Лескова.

 

 Прочитать материал лекции и составить хронологическую таблицу.

Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не вклю­чался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузов­ских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процес­са. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургенев­ском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвя­щенная Лескову. «Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.

 

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.

 

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Ор­ликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мель­ника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек...»

В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический по­ворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учено­сти...» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 го­дов.

«Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворно­го влияния кружков Белинского, Станкевича... Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…».

 

Время нас де­лало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало.

 

К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.

 

Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в жур­нале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким про­никновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали рус­ские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».

Проблемы национального сознания русского народа, национального само­сознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и акту­альными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.

Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все твор­чество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше»,

«Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действи­тельности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.

С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Ме­лочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Рус­ский демократ в Польше», «Шерамур».

 

Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем... анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независи­мую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в со­держании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира».

 

«Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том свя­щенном его значении», — утверждал Николай Семенович.

 

В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некро­лога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будуще­го».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.