|
||
Терминология. IX-XII вв
Терминология. IX-XII вв | ||
Дань | Натуральный или денежный побор с покоренных народов | |
Вече | Народное собрание, решавшие важнейшие вопросы | |
Вервь | Община у восточных славян | |
Народное ополчение | Военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае войны | |
Дружина | первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. | |
Князь | глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств | |
Варяги | воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами, проживавшие на северо-запад от Новгорода | |
Норманнская теория | направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, | |
Путь “из варяг в греки” | водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. | |
Полюдье | в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. | |
Уроки | по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения. | |
Погосты | по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну. | |
Крещение – | введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем. | |
Наместник. | – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г | |
Вира | крупный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека. | |
Вотчина – | в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк. | |
Посад – | название торгово-ремесленной части города на Руси. | |
Закуп – | категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости. | |
Рядович – | категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала. | |
Смерд –свободные. | в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и | |
Холоп – | категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди. | |
Челядь – | в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы. | |
Барщина – | повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю. | |
Оброк натуральный –. | повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве | |
Оброк денежный – | повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами. | |
Десятина | – налог в пользу церкви. | |
Слобода | – в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название “слобода” – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX-XX вв. название “слобода” получали иногда пригородные промышленные посёлки. | |
Бояре – | в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы. | |
Политическая (феодальная) раздробленность – | этап в истории средневековых европейских государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал свою армию, а центральный правитель не имел реальной власти. | |
Посадник – | в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов. | |
Тысяцкий – | в Древнерусском государстве возглавлял ополчение. В Новгородской республике выбирался на вече на один год, являлся помощником посадника. К середине XV в. эта должность постепенно исчезает. | |
Удельные князья – | в XIV-XVI вв. родственники великого князя или царя, получившие часть территории государства в удел. В пределах своего удела они являлись полновластными государями, но не могли вести самостоятельную внешнюю политику и обязаны были участвовать в предпринимаемых великим князем походах. По своему статусу они были вассалами великого князя. Изредка удельные князья привлекались к решению общегосударственных дел, но их влияние на внутреннюю политику было, как правило, незначительным из-за недоверия со стороны великих князей. | |
Золотая Орда | монголо-татарское государство, основано в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили территории Западной Сибири, Северного Хорезма, Волжской Болгарии, Северного Кавказа, Крыма, восточная часть Казахстана. В вассальной зависимости от Золотой Орды находились русские княжества. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. – Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраха | |
Баскак – | монгольский чиновник, ведавший сбором дани и учетом населения на завоеванных территориях. Как правило, вместе с баскаками шел военный отряд для подавления возможного сопротивления. На Руси баскаки появились в середине XIII в., но в середине XIV в. монгольские ханы вынуждены были передать право сбора дани в руки русских князей. | |
Ярлык – | ханская грамота, которая выдавалась русским князьям и подтверждала их право на княжение. Ярлык выдавался также митрополиту. Согласно этому документу, церковь освобождалась от налогов и повинностей. | |
Глаголица – | одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения. | |
Зернь –. | узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку | |
Скань | – изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. | |
Фреска – | роспись водяными красками по сырой штукатурке. | |
Чернь – | сплав серебра, свинца и других компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, в основном из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, изделие обжигается, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и другим металлам было известно уже в античном мире. Черновые изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах, либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, шкатулки), оружие, ювелирные изделия. Известны серебряные подвески, браслеты русских мастеров X-XII вв. Чернь широко применялась русскими ювелирами XV-XVI вв., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновыхрисунков было достигнуто в XVIII в. мастерами Великого Устюга. | |
Крестово-купольный храм – | тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм. | |
Летопись –. | записи событий русской истории, расположенные по годам | |
Мозаика – | изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла). | |
Перегородчатая эмаль – | техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|