Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1.5. Причины и условия преступности. Механизм совершения конкретного преступления



Тема 1.5. Причины и условия преступности. Механизм совершения конкретного преступления

1. В процессе подготовки к семинарскому занятию по данной теме студентам необходимо, используя «кейсы» в виде исходной информации, самостоятельно проанализировать причины и условия преступного поведения, формирование криминогенной мотивации и влияние ситуации.

Исходная информация № 1. Несовершеннолетний Павлов А.Н. рано остался без отца, а мать, желая избавить единственного сына от забот, стремясь обеспечить его материально, часто работала в ночную смену, оставляя мальчика без присмотра. Его времяпрепровождение она не контролировала, воспитанием практически не занималась. В школе он числился трудным подростком. Там на него «махнули рукой» и также не контролировали его поведение во внешкольное время. Поэтому Павлов А.Н. значительное время проводил на улице в компании таких же ребят, стал совершать антиобщественные поступки. Его поведение обсуждалось на совете общественности общественного пункта охраны порядка. Тем не менее, должных выводов им сделано не было. Так, 20 мая 1998 г. около 16 часов Павлов с другими подростками распивал спиртные напитки на берегу Волги. Дмитриева, с которой они познакомились при переправе через реку, загорала рядом, а когда она отлучилась, Павлов из ее полиэтиленовой сумки похитил наручные часы с браслетом стоимостью 26000 рублей. Около 21 часа Дмитриева взяла свою сумку и ушла в сторону причала. Обнаружив отсутствие часов, она вернулась и, обращаясь ко всем присутствующим, потребовала возвратить часы, заявив, что в противном случае сообщит о краже в милицию. Тогда Павлов стал избивать Дмитриеву кулаками и ногами, столкнув в реку, схватил за волосы и стал топить, погружая с головой в воду. А когда Дмитриева вырвалась, Палагушин и Талипов поддели его, сказав: «Да ты еще ребенок, с женщиной справиться не можешь». После этих слов Павлов догнал Дмитриеву, схватил ее за волосы и, нанося кулаками удары, потащил в кусты. За ним пошли Палагутин и Талипов. В кустах Павлов нанес удар по голове пустой бутылкой, попавшейся под руку. Затем Талипов передал Павлову свой нож, и тот, проявляя особую жестокость, причинил Дмитриевой ножом множественные колото-резаные раны, от которых она тут же скончалась.

По результатам судебно-психологической экспертизы, проведенной по данному уголовному делу, была установлена эмоциональная неустойчивость А.Н. Павлова, проявлявшаяся в его несдержанности и т.п., а также стремление казаться взрослым.

Ответ:

Детство Павлова прошло в сложной обстановке, так как можно говорить о том, что он рос в неблагополучной семье, за ним отсутствовал контроль со стороны родителей. В юном возрасте Павлов попал в компанию таких же трудных подростков. Процесс его социализации проходил в преступной среде, что не могло не сказаться на его психологическом состоянии, а также восприятии мира.

Условия преступного поведения:

1) отсутствие контроля со стороны родителей;

2) Процесс социализации в преступной среде.

Причины преступного поведения:

1) тяжелое материальное положение;

2) агрессивное поведение потерпевшей;

3) перступное поведение друзей Павлова.

 

Исходная информация № 2. Заместитель генерального директора СП «Совинцветмет» Лазарев И.К. обвиняется в том, что, занимая указанную выше должность в период с 25 февраля по 18 марта 2019 года, отправил 180 тонн катодной меди в адрес ирландской фирмы по контракту, предусматривающему поставки только лома медного. Зная, что СП «Совинцветмет» лицензии на экспортирование меди катодной не имеет, Лазарев И.Н. для перемещения товара за границу использовал доверительные отношения с сотрудниками городской таможни, с которыми обвиняемый контактировал на деловой основе. Он умышленно внес в товарно-сопроводительные документы заведомо ложные сведения о том, что катодная медь является ломом и отходом. В результате действий Лазарева указанные выше 180 тонн меди катодной перемещены через государственную границу и доставлены в адрес фирмы.

На допросе Лазарев И.Н. показал, что действительно в отчетные документы на груз им были внесены заведомо ложные сведения с целью получения для себя наживы. Делал это потому, что представители других СП поступали таким же образом. Кроме того, он любил «красиво жить». Результаты проверки показали, что в СП не был налажен четкий учет и контроль материальных и денежных средств.

Ответ:

Причины преступного поведения:

1) корыстная цель (цель наживы) – главная мотивация.

Условия преступного поведения:

1) «свои люди» в городской таможне;

2) отсутствие учета и контроля материальных и денежных средств в СП;

3) безнаказанность генеральных директоров СП за схожие деяния.

 

2*. Обобщите официальные данные уголовной статистики и публикаций о взяточничестве и назовите криминогенные условия формирования и совершения таких преступлений.

2019 г. – 30991 преступлений коррупционной направленности.

Удельный вес – 1,5%

Уголовное преследование осуществлялось в отнощении 15773 лиц.

Наблюдается рост преступлений коррупционной направленности в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб.

Условия:

- отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные доходы;

- правовой нигилизм в отношении коррупционных преступлений;

- коррупция, пронизывающая все сферы жизни общества;

- средний уровень развития экономики.

3. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

1) по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений;

В целом На совершение конкретных преступлений
дефекты в сфере управления;   стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;  
 раскрываемость преступлений бедность, нищета;
слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения; противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;
изменения уголовного законодательства; отрицательные последствия научно-технического прогресса;
дефектность правосознания; бытовые, семейные и трудовые конфликты;
злоупотребление свободой; пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков; уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабления традиционных связей внутри социальных групп населения.
нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;  
недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;    
недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;  

 

2) по содержанию: детерминанты.

социально-психологические социально-экономические идеологические организационные иного характера
- дефектнос ть правосознания; - «омоложе ние» структуры населения; - недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе; - бытовые, семейные и трудовые конфликты;   - бедность, нищета; -противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения -стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;      -злоупотребление свободой; - дефекты в сфере управления; -раскрываемость преступлений; - слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;   - изменения уголовного законодательства;   -нарушение принципов неотвратимости ответственности, ин-дивидуализации наказания; - недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений - плотность народонаселения, его миграция;   - пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков; -отрицательные последствия научно-технического прогресса; - уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ос-лабления традиционных связей внутри социальных групп населе-ния.

 

Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений):

Условия преступности Причины преступности
1) плотность народонаселения, его миграция; 2) дефекты в сфере управления; 3) раскрываемость преступлений;  4) слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения; 5) изменения уголовного законодательства; 6) «омоложение» структуры населения; 7) недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;  8) стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм; 9) злоупотребление свободой; 10) пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков; 11) нарушение принципов неотвратимости ответственности, ин-дивидуализации наказания; 12) отрицательные последствия научно-технического прогресса; 13) недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений; 14) бытовые, семейные и трудовые конфликты; 15) уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабления традиционных связей внутри социальных групп населения.   1) дефектность правосознания; 2) бедность, нищета; 3) противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения  

 

§ плотность народонаселения, его миграция;

§ дефекты в сфере управления;

§ раскрываемость преступлений;

§ слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;

§ изменения уголовного законодательства;

§ дефектность правосознания;

§ «омоложение» структуры населения;

§ недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;

§ стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;

§ бедность, нищета;

§ злоупотребление свободой;

§ противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;

§ пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;

§ нарушение принципов неотвратимости ответственности, ин­дивидуализации наказания;

§ недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;

§ отрицательные последствия научно-технического прогресса;

§ бытовые, семейные и трудовые конфликты;

§ уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ос­лабления традиционных связей внутри социальных групп населе­ния.

 

Задания :

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.