Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения на различных участках электрической цепи».



 

Лабораторная работа №4-5:

«Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения на различных участках электрической цепи».

8 класс

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные: самостоятельно ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать пути решения проблем, умение предвидеть результат, умение самостоятельно приобретать знания, строить логические рассуждения, умозаключения.

Предметные: преобразование и применение знаний в различных ситуациях, формирование научного типа мышления.

Цель урока:

Содержательная цель: Закрепить знания и понятия физических величин таких как: вольтметр, амперметр, напряжение и сила тока.

Деятельностная цель:Проверить умение правильности подключения амперметра, вольтметра, определять цену деления приборов, измерять силу тока и напряжение на разных участках цепи.

Тип урока: развивающего контроля и рефлексии. Урок повторения и фиксирования ранее изученного материала, проведение лабораторной работы.

Общее время урока: 42-45 мин

Оборудование: Источник питания, спирали-резисторы - 2 шт., низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин) Слайд 2-3 Организационный момент – проверка в классе отсутствующих. Начинается урок с фразы Э. Канта и затем, опираясь нее, выявить совместно с учениками задачи урока. После этого они записывают в тетради тему урока: «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения на различных участках электрической цепи». «Все наши знания начинаются с опыта» Эммануил Кант Задачи: Ø Сформировать навыки сборки электрической цепи и измерения напряжения. Ø Научиться делать выводы, оформлять результаты, рисовать схемы электрической цепи. Ø Развить умение работать в группах.
2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений: (5 мин) Слайд 4 1. Дайте определение силе тока. 2.  Назовите величины сила тока и как обозначается? 3.  Каким прибором измеряется сила тока? 4.  Как на схеме обозначается амперметр? 5.  Как амперметр включается в цепь? 1. Сила тока — физическая величина. , равная отношению количества заряда. , прошедшего через некоторую поверхность за некоторое время. , к величине этого промежутка времени: В качестве рассматриваемой поверхности часто используется поперечное сечение проводника. 2. Измеряется в Амперах. Обозначается символом I 3. Амперметром 4. 5. Включается амперметр последовательно
3 этап: выявления места и причины затруднения (3 мин) Слайд 5-10, 17-19 Исходя из ответов на вопросы, делаем вывод о знаниях учеников о пройденном материале, выявляем причины их затруднений. Если это возможно, устраняем затруднения на уроке, или назначаем дополнительное занятие. Если данные затруднения возникли у подавляющего количества учеников, то лучше их ликвидировать сейчас. У учителя должны быть подготовлены дополнительные вопросы и задания для учеников, которые поняли пройденный материал Амперметр и вольтметр – схемы соединения и вопросы.
4-5 этапы: коррекция выявленных затруднений и обобщение (14 мин) Слайды 11-13 Название работы:Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Цель работы:убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова. Оборудование: источник тока, амперметр, , лампа, соединительные провода, ключ. Теория по амперметру. Повторение нового материала. Это первая ваша лабораторная работа по электричеству. Вообще, лабораторные работы по электричеству не более опасны, чем замена батарейки в фонарике или электронной игрушке. Но навыки работы с электрическими цепями и электроприборами вам, вероятно, потребуется применять и в будущем, как на лабораторных работах в старших классах, так и в быту. Поэтому рекомендуем внимательно прислушаться к тому, что учитель рассказывает о технике безопасности. В жизни пригодится. Итак, в этой лабораторной работе нам предстоит измерять силу тока в цепи. Мы помним из учебника, что сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения. Если применять аналогию с желобом, по которому течет вода, то силой тока можно назвать отношение объема воды проходящего через сечение желоба ко времени его прохождения. Если вода течет по желобу свободно, нигде не скапливаясь, то время прохождения одного итого же объема воды через сечение желоба одинаково в любом его месте. Точно так же обстоят дела с электрическим током. Сила тока в различных участках цепи, где все приборы соединены последовательно, одинакова. В чем нам предстоит убедиться на опыте. Схемы 1. 2. 3. Вывод: Собрали электрическую цепь. Измерили силу тока во всех участках цепи. Они все равны: I1=I2=I3. В ходе данной лабораторной работы убедились, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова. Название работы:Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Цель работы:убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова. Оборудование: источник тока, амперметр, , лампа, соединительные провода, ключ.
Схема I, А
1.    
2.    
3.    

1.

2.

3.

Вывод: в ходе данной лабораторной работы мы убедились, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Закрепление изученного материала. (14 мин) Слайды 14-16 Вопросы для повторения и само выполнение лабораторной.
  1. Дайте определение напряжения.
  2.  Назовите единицы измерения напряжения и обозначение?
  3.  Каким прибором измеряется напряжение?
  4.  Как на схеме обозначается вольтметр?
  5.  Как вольтметр включается в цепь?
Название работы: Измерение напряжения на различных участках электрической цепи Цель работы: научиться пользоваться вольтметром, измерять напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных резисторов, и сравнивать его с напряжением на концах каждого резистора. Оборудование: источник тока, вольтметр, два резистора, лампа, соединительные провода, ключ. Теория по вольтметру. Повторение нового материала. - Для измерения напряжения на полюсах источника тока, или каком-нибудь участке цепи применяется прибор, называемый вольтметром. Многие вольтметры по внешнему виду очень похожи на амперметры. Для отличия вольтметра от других электроизмерительных приборов на его шкале ставят букву V. Вольтметр подключается к цепи иначе, чем амперметр. В то время, как амперметр включают последовательно с участком цепи, на котором нужно измерить силу тока, вольтметр включают параллельно участку цепи, напряжение на котором нужно измерить. В описании предыдущей лабораторной работы мы сравниваем силу тока на участке цепи с количеством воды, протекающей через желоб за единицу времени. Продолжая эту аналогию можно сравнить напряжение на данном участке цепи с разницей уровней, на которых находятся концы желоба. Чем больше разница уровней, тем больше количество протекающей по желобу за единицу времени воды. То есть сила тока на участке цепи пропорциональна напряжению на его концах. Теперь, если представить себе длинный желоб с текущей водой и мысленно разбить его на несколько участков, видно, что разница уровней между концами желоба равна сумме разниц уровней между концами его участков независимо от конфигурации желоба. То есть напряжение на концах некоторой последовательной электрической цепи равно сумме напряжений на ее участках. В чем нам и предстоит убедиться на практике. Схема Последовательность действий при измерении напряжения: а) установить, для измерения какой величины используется данный прибор (если на шкале есть буква V - прибор для измерения напряжения); б) установить, на какое максимальное напряжение рассчитан прибор; в) определить цену деления прибора; Во всех лабораторных опытах, где используется вольтметр, нужно сначала собирать цепь без него, а затем подключить вольтметр к тому участку, на котором измеряют напряжение. Вольтметр можно переключать от одного участка к другому, не разбирая остальные участки цепи. Ход работы. 1.Соберите цепь из источника тока, спиралей -резисторов, лампы и ключа, соединив все приборы последовательно. Замкните цепь. 2.Измерьте напряжения U1, и U2 на концах каждой спирали и напряжение U на участке цепи, состоящем из двух спиралей. 3. Вычислите сумму напряжений U1 + U2 на обеих спиралях и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод. 4. (Дополнительно.) Измерьте напряжение на полюсах источника тока и на зажимах лампы. Сравните эти напряжения. Вывод: Собрали электрическую цепь. Измерили напряжение тока во всех участках цепи. В ходе данной лабораторной работы убедились, что полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи. Напряжение на полюсах источника тока и на зажимах лампы равны полному напряжению в цепи.
1. Напряжение – это скалярная физическая величина, значение которой равно работе эффективного электрического поля (включающего сторонние поля) 2. Измеряется в вольтах и обозначается U. 3. Вольтметром измеряется. 4.     5. Параллельно Название работы: Измерение напряжения на различных участках электрической цепи Цель работы: научиться пользоваться вольтметром, измерять напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных резисторов, и сравнивать его с напряжением на концах каждого резистора. Оборудование: источник тока, вольтметр, два резистора, лампа, соединительные провода, ключ.
Схема U, В
1.    
2.    
3.    

 

Доп. Задания:

Вывод:с учетом погрешностей измерения, которые мы провели, напряжение на полюсах источника совпадает с суммой напряжений на участках цепи.(Также указываются значения, которые получились)

6. Домашнее задание (3 мин) Слайд 20 §39 - 41 учебника; вопросы и задания к параграфу. Упр.26 Сборник задач Перышкин: №1260, 1262 Дополнительные задания: (также можно дать из перечня слайдов 5-10) 1. Две лампы включены в электрические цепи, в которых силы тока равны, но, несмотря на это, одна из ламп горит менее ярко, чем другая. О чем свидетельствует этот факт? Какой вывод о напряжении на лампах можно сделать? 2. Чему равно напряжение на участке цепи, на котором совершена ра­бота 500 Дж при прохождении 25 Кл электричества?  
7. Рефлексия (3 мин) Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось знать, с каким настроением вы уходите. У вас на партах есть три цветных стикера, которые отражают следующие настроения: зеленый – мне очень понравился урок, синий – мне было интересно, красный – мне было скучно. Уходя, прикрепите на доску стикер, отражающий ваше настроение. Урок окончен. Спасибо за внимание!  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.