Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХОД ЗАНЯТИЯ



ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент:   (приветствие обучающихся, проверка внешнего вида, санитарного состояния кабинета, готовности обучающихся к занятию, сообщение темы, плана, целей занятия, проведение мотивации)
Народная китайская мудрость гласит: "Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага". И это относится к любому пути: в каждый момент перед тобой выбор - пойдёшь ты по пути разума или по дороге, которая приведёт тебя к бездне. Что такое алкоголь? Как он воздействует на организм подростка? Каковы последствия этого воздействия? А также, каковы возможные способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя? - Вот круг вопросов, которые мы обсудим на занятии.
 
Инструктаж по охране труда: по обеспечению безопасных условий для осуществления образовательного процесса на занятии и безопасного поведения студентов во время перерыва.
 
2. Контроль исходного уровня знаний:(выяснение начального уровня знаний обучающихся по изучаемой теме, ее практической значимости в дальнейшей профессиональной деятельности)
Фронтальный опрос по предыдущему материалу
 
3. Изучение нового материала
Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках или бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален. Национальный совет по алкоголизму утверждает, что ежегодно от алкоголя погибают 98 тысяч человек - в это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы, самоубийства, убийства на почве злоупотребления алкоголем и т.п. Ни один другой наркотик не может похвастать таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, каждый пятый из которых является у нас бытовым пьяницей. Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители облегчённо вздыхают, когда узнают, что их чада "всего лишь" пьют. Иные родители даже поощряют своих детей к выпивке. Полагая, что "незапретный" плод будет менее сладок. Однако, как правило, всё происходит как раз наоборот. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла в 5 раз. Алкоголь - это своего рода депрессант, т. е. вещество, замедляющее все процессы в организме. Принятый внутрь, через 6 - 10 минут он всасывается в кровь и посредством крови разносится по всему организму, отравляя живые клетки, расстраивая работу органов и тканей. Быстро сгорая, он отнимает у клеток кислород и воду. При частом употреблении алкоголя клетки в конце концов погибают, что нарушает чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым последствиям. Чем же грозит человеку увлечение алкоголем? Для начала давайте сформулируем определение понятий алкоголь, алкоголизм. Ø Алкоголь - это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке. Ø Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и с отёчной багровой физиономией. Это верно, но в тяжёлой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением даже намёк на это. Так что же влияет на формирование алкогольной зависимости? Можно выделить 3 фактора, которые играют решающую роль в формировании алкоголизма: Ø Социальный фактор: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация. Ø Биологический фактор: наследственная предрасположенность. /по данным исследований до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками/. Ø Психологический фактор: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам. Алкоголизм, как правило, развивается после нескольких лет пьянства (иногда за 1-2 года). Зависимость от алкоголя формируется тем быстрее, чем моложе человек. У подростков, которые начинают употреблять алкоголь, зависимость развивается в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых и может сформироваться в течение нескольких месяцев. Подростковый алкоголизм носит тяжёлый злокачественный характер, приводит к деградации личности: один зарубежный исследователь поставил жестокий эксперимент на собственных детях: он давал им ежедневно по 100г лёгкого виноградного вина. Сразу после приёма дети становились оживлёнными, задорными, очень бойкими, но довольно скоро их охватывала вялость, а затем сонливость. Занимались они с трудом, почерк у них портился, становился неуклюжим. При вычислении они допускали множество ошибок, им сложно было заучивать тексты, ещё сложнее своими словами пересказать прочитанное. В школе поведение их ухудшилось, становилось более беспечным, а успеваемость неуклонно снижалась. Как видим, привыкание к алкоголю в детском возрасте происходит очень быстро, а последствия катастрофические. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло - всё перепутывается в голове несчастного! Такие дети часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в психиатрическую клинику. По данным Центра социологических исследований Минобразования России: Употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодёжи 11-24 лет. Средний возраст начала употребления алкоголя - 13 лет. Около 40% детей впервые познакомились с алкоголем в возрасте от 11 до 14 лет, в том числе:
  • на дискотеках и клубах - 32%;
  • в компаниях -52.3%;
  • в учебных заведениях - 5.8%;
  • в одиночестве - менее 4%.
Цифры ужасающие. Так почему же люди употребляют спиртные напитки? Почему начинают пить подростки? Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос. Обратите внимание на диаграмму, отражающую результаты социологических опросов. Почему начинают пить подростки.
  • поднять настроение - 38%;
  • преодолеть чувство скованности, стеснения - 37%;
  • не отстать от других, чувствовать себя "своим" -23%;
  • так принято, по традиции - 20%;
  • забыть о неприятностях - 17%;
  • ощущение бессмысленности жизни - 25%;
  • острые ощущения - 15%
  • от скуки - 23%
Действительно, при употреблении небольшого количества алкоголя обычно настроение повышается, появляется чувство комфорта, люди становятся общительными, разговорчивыми. Многие прошли через эту, на первый взгляд, такую безобидную стадию. Но сколько непоправимых бед происходит в дальнейшем. Алкоголь оказывает пагубное влияние на все клетки организма человека. Проникнув в организм, алкоголь начинает вести свою разрушительную работу. Давайте рассмотрим физиологические аспекты алкоголизма. Под воздействием алкоголя перерождается ткань печени и почек, нарушается работа сердца, изменяется тонус сосудов. Губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом в первую очередь страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь нарушает связь между его различными отделами. Кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу, сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь вызывает резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерная веселость и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением наступает стремительное ослабление процессов торможения. Кора головного мозга перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых, отделов. Вот почему опьяневший человек теряет контроль над собой. Утрачивая сдержанность, он говорит и делает то, чего не допустил бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все более и более парализует высшие нервные центры, не позволяя им вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга. Известный русский психиатр С. С. Корсаков так описывает это состояние: «Опьяненный не думает о последствии своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно. Страсти и дурные возбуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам ?». А ведь в нормальном состоянии опьяневший человек может быть скромным, даже застенчивым. Под воздействием алкоголя все в его личности, что сдерживалось воспитанием, навыками приличия, вылезает наружу. Пьяный может выболтать любую тайну, он теряет бдительность, утрачивает осторожность. Недаром говорится: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». То, что в быту благодушно называется опьянением, в сущности, есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо еще, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм, выводится не сразу, какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течение одного-двух дней, а в некоторых случаях и больше. Крайне опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку неокрепший организм в период роста легче подвергается воздействию вредных веществ. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодными напитками для детей молоко и воду. Известно, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали еще в глубокой древности. В греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого и слабого ребенка, Вулкана. Спартанский законодатель Ликург требовал ввести запрет на употребление спиртных напитков в день свадьбы под угрозой тяжелого наказания. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия. Последствия случайных половых связей, наступивших в результате опьянения, бывают трагичными. Венерические заболевания, рождение неполноценных детей это ведь не только слова, за ними стоит искалеченная, безрадостная жизнь. Если пьянство результат неправильного воспитания, слабоволия, распущенности, подражания дурным привычкам, то алкоголизм серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, чтобы перевоспитать человека, злоупотребляющего спиртным, но нередко эти усилия оказываются напрасными. В этой связи следует сказать, что первым шагом на пути к новой жизни, жизни 6ез алкоголя, должно стать осознанное самостоятельное решение бросить пить, и человека, принявшего такое решение, должны поддержать близкие. Исследования доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудноизлечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Гораздо быстрее происходит и разрушение личности. Преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, носят отягощенный характер и особо строго наказываются. Хронический алкоголизм, по данным ВОЗ, занимает четвертое место среди основных причин смертности. При этом 75 % всех смертельных исходов связанно с циррозом печени (рис. 1). Систематическое употребление алкоголя не только вредно, но и представляет огромную опасность, как с социальных, так и с биологических позиций. Человеку, тяготеющему к спиртному, испытывающему частое желание выпить, неплохо было бы представить пьяницу во всем его безобразии. Известно, что в древней Спарте, чтобы отвратить от пристрастия к алкоголю, молодым людям показывали раба, которого предварительно спаивали. Омерзительное поведение было действующим профилактическим средством. К сожалению, в наши дни пьют многие, и поэтому тем более важно выработать у молодежи жесткое неприятие пристрастий к бытовому пьянству независимо от порождающих его причин (дни рождения, праздники, горе, радости и неудачи). Алкоголь и закон. Наверняка вы знаете, что употреблять алкогольную продукцию подросткам запрещено. Об этом вам говорят, когда информируют об административной ответственности несовершеннолетних. Несовершеннолетним в России признается человек, не достигший возраста 18 лет. Во многих странах за рубежом этот возраст сдвинут до 21 года. Что означает совершеннолетие – считается, что с этого возраста человек становится взрослым, может отдавать отчет своим поступкам и несет полную ответственность за свои действия самостоятельно. Считается, что организм человека к этому периоду становится взрослым (хотя он продолжает свое формирование до 23 лет). Давайте попробуем разобраться, почему законом определен именно такой возраст для запрещения употребления алкогольный напитков – не моложе 21 года? Рассмотрим «Этапы взросления». · В возрасте 1 года - человек умеете ходить, произносит слова; · В 3 года – уверенно ходит, разговаривает, рисует; · В 7 лет – идет в школу: читает, пишет; · В 10 – 11 лет – изучает отдельные предметы, имеет определённые достижения в спорте; · В 16 – 17 лет – много общается с разными людьми, путешествует, выбирает профессию, поступает в институт.   Всеми этими процессами освоения новых возрастных достижений управляет мозг человека. Растёт человек, растёт мозг. Как вы думаете, что произойдет с человеком, если в каком – то возрасте он решит начать употреблять спиртные напитки? Мозг пьющего человека не будет развиваться дальше, и он останется с теми умениями и навыками, которые успел приобрести, новые он освоить не сможет. Вывод: Чтобы приобрести все необходимые по возрасту умения и навыки, человеку необходима физиологическая зрелость –сформированность клеток головного мозга, который управляет процессами в организме. Завершения такого формирования заканчивается к 21 году (тетрадь). Профилактика алкоголизма Под профилактикой алкоголизма подразумевают психологические способы, направленные на формирование отрицательного отношения к алкоголю. Задача методов состоит в формировании образа жизни человека без возникновения у него тяги к алкоголю. Выделяют три основных этапа профилактики алкоголизма. Ø Первичная профилактика алкоголизма включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма. Оптимальным периодом с точки зрения формирования антиалкогольных установок является возраст ниже среднего. Пояснительная работа должна быть направлена на отрицание потребления алкоголя как символа престижа. Необходимо рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя. Доказано, что самым действенным способом профилактики является метод, направленный на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь не может являться ценностью в жизни. Ø Вторичная профилактика алкоголизма работает непосредственно с людьми, которые уже употребляют алкоголь. В состав данной профилактики входят диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, предложение широкой психологической помощи. Применяются: - работа с непосредственным окружением и семьей пациента, - встречи с бывшими алкоголиками, - клиническая беседа, - кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи. Ø Третичная профилактика алкоголизма оказывает квалифицированную помощь больным, выздоравливающим от алкоголизма. Хорошим примером является организация психологических консультаций или посещение общества анонимных алкоголиков, образование клубов трезвости и прочее. На современном этапе развитии многие страдающие алкогольной зависимостью обращаются за помощью или принудительно направляются на лечение только после какого-либо жизненного кризиса. Профилактика, диагноз и лечение алкоголизма на самых ранних стадиях имеют огромное значение, как и при любом другом заболевании. Лечение детского алкоголизма. Лечение алкоголизма у подростков имеет свой характер и особенности. Здесь очень важно как можно раньше диагностироватьзаболевание и начать лечение, чтобы избежать развития осложнений. Подростковый алкоголизм достаточно сложно поддается лечению, из-за неспособности использовать некоторые лекарственные препараты по причине раннего возраста больного. Лучше лечение проводить в стационаре под обязательным контролем врачей, домашнее лечение исключается. Для достижения более хорошего результата в лечении можно посоветовать применение лекарственных сборов и трав, обладающих мочегонными, общеукрепляющими, восстанавливающими иммунитет действиями. Также можно рекомендовать физические упражнения, занятие спортом и активный отдых. Профилактика подросткового алкоголизма. Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности. Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях: ·     Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п. ·     Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п. ·    Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п. Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!  
 
4. Закрепление изученного материала(выяснение уровня восприятия изученного материала обучающимися путем проведения фронтального опроса)
  1. Каков механизм воздействия алкоголя на организм человека?
  2. Как можно охарактеризовать поведение человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения?
  3. Чем опасно употребление алкоголя для девушек и юношей?
  4. Как алкоголь влияет на потомство?
  5. Влияет ли алкоголизм на продолжительность жизни?
  6. Какие, на ваш взгляд, меры могут перевоспитать человека, злоупотребляющего спиртным?
 
5. Подведение итогов занятия: (подведение итогов занятия, объявление количества баллов, набранных каждым обучающимся, характеристика уровня теоретической подготовки бригады в целом, поощрение наиболее активных обучающихся)
 
6.Задание на дом: (сообщение обучающимся темы следующего занятия, инструктирование по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, указание источников информации)
1.  конспект лекции
 СВР:Выписать статьи уголовного кодекса, касающиеся вредных привычек и предусмотренное наказание за нарушение закона.

Преподаватель_______________________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.