|
||||||||||||||||||||||||
Отвечают на вопросы. Приложение 1Стр 1 из 4Следующая ⇒
Методические комментарии к уроку: 1. В начале урока ребята получают «Листы оценки индивидуальной работы на уроке». В нем отражены виды деятельности, направленные на формирование предметных результатов. Учащиеся заполняют листы на этапе рефлексии. Цель данного вида работы – формирование навыков самоконтроля и самооценки. 2. На уроке предусмотрена организация групповой работы. До начала урока формируются 3 группы учащихся смешанного состава (сильных и слабых учеников должно быть поровну в каждой группе). Ребята получают «Лист оценки своей работы в составе группы», который заполняют на этапе рефлексии. В листе оценки нами выделены виды деятельности, направленные на метапредметные результаты. На данном уроке деятельность учащихся, направленная на развитие метапредметных результатов, была рассчитана на развитие таких качеств как коммуникабельность и сотрудничество. (Оценочный лист разработан нами после прохождения заочных курсов ИНТЕЛ «Методы оценивания в классе 21 века»).
3. До начала урока следует напомнить ребятам правила работы в группе (в нашем кабинете эти правила висят на стенде).
4. Урок содержит большой объем новой информации, предполагается работа со словарями и справочной литературой. Чтобы сэкономить время, учитель заранее готовит закладки в «Этимологическом словаре» Н.М. Шанского. Выдержки из других словарей и справочников учитель набирает и распечатывает заранее.
Отвечают на вопросы | ||||||||||||||||||||||||
4. | Построение проекта выхода из затруднения (6 мин.) Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. | Создает проблемную ситуацию. Запишем предложение: Если восход солнца багровый, то лето будет грозным. Задания: 1. Вы полните синтаксический разбор. 2. Дайте объяснение всех орфограмм в этом предложении. 3. Можно ли проверить написание слова «багровый»? 4. Обратитесь к этимологическому словарю и прочитайте справку о слове «багровый». 5. Зная историю слова, можно ли его проверить? Итак, давайте сделаем вывод о роли этимологии в изучении правописания. Лингвистическая шкатулка (традиционная рубрика на моих уроках русского языка. Рассказываю ребятам об интересных фактах языка. В это время они могут отдохнуть. Провожу ее вместо динамической паузы или минуты релаксации). - От ст.-сл. багръ произошло еще одно слово, обозначающее цвет. Какое? - Чем отличаются синонимы багровый и багряный? В Словаре В.И. Даля говорится, что багровый – ярко – красный цвет с едва заметной просинью, багряный – менее густой, алее, без синевы; это самый яркий, но и самый чистый красный. - Зная разницу в оттенках значений синонимов «багровый» и «багряный», выполните задание: Перед вами 2 предложения. В них пропущены обозначения цветов. В какое предложение нужно вставить слово «багряный», а какое «багровый»? 1. … нос Волчкова делается темно – синим. (А.П. Чехов). 2.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, …, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной» (И. А. Бунин). Богатство русского языка заключается в обилии синонимов, которые служат для выражения различные оттенки значений. Кто разницу узрел в «багряном» и «багровом» – Могу заверить вас, – уже владеет словом. В похожести всегда ищите смысл оттенков. Копайтесь в словарях, особенно, – в толковом! | Записывают предложение Выполняют задания: 1. Грамматические основы – «восход багровый», «лето будет грозным»; «солнца» – дополнение, «если…,то» - составной союз. Предложение сложное (СПП). 2. «Восход» - приставка вос- (на з/с), т.к. после приставки глухой звук, то в приставке С; на конце парный согласный Д (проверим «восходы»). «Солнца» - непроизносимая согласная Л (проверим «солнышко»). «Багровый» - словарное слово (нельзя объяснить, нужно запомнить правописание). «Будет» - глагол 1 спряжения, окончание -ет. 3. Нет, слова с непроверяемыми гласными нужно запоминать. 4. БАГРОВЫЙ. Искон. Суф. производное от ст.-сл. багръ "красная краска, красный цвет" (отсюда же — багрец). Вероятно, того же корня, что и диал. багатье "огонь, пламя". Суф. -р-, как в бодрый, ведро́ и т. п. (Этимологический словарь Шанского) 5. Да. Багровый - «багр» (красная краска). Знание этимологии словарного слова поможет запомнить его правописание. - «Багряный». Высказывают предположения. Выполняют задание: 1.Багровый нос Волчкова делается темно – синим. (А.П. Чехов). 2.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной» (И. А. Бунин). | |||||||||||||||||||||
5. | Реализация построенного проекта (5 мин.) Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при выполнении заданий, вызвавших затруднения, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще. | Организует исследовательскую работу. Чтобы убедиться в верности нашего вывода (о роли этимологии в изучении орфографии), проведем небольшую исследовательскую работу. Ребята, сейчас вы будете работать как настоящие ученые- лингвисты! Вы разделились на 3 группы. Задание: Найти в этимологическом словаре информацию о словарных словах. Как их можно проверить с точки зрения истории языка? 1 –я группа – паркет. 2-я группа – ровесник. 3-я группа – причина. | Работают с этимологическим словарем Н.М. Шанского 1-я группа: ПАРКЕТ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором parquet — суф. уменьшит.-ласкат. производное от parc "огороженное место, возвышение". См. парк. Паркет – парк. 2-я группа: РОВЕСНИК. Искон. Суф. производное от ровесный "одинаковый по годам", суф. образования от той же основы, что ровный. Ровесник – ровный. 3-я группа: ПРИЧИНА. Заимств. не позже XV в. из польск. яз., в котором оно является производным от przyczynić "сделать". См. чин, чинить. Причина – чин. | |||||||||||||||||||||
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.) Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия. | Сделайте вывод о роли этимологии в изучении орфографии. Запишите вывод в тетрадь. | Изучение этимологии словарных слов помогает запомнить их написание, т.к. непроверяемые гласные в словах с точки зрения современного языка можно проверить с точки зрения истории языка. Записывают вывод в тетрадь. | |||||||||||||||||||||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин.) Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | Организует деятельность по применению новых знаний. - Ребята, а случалось ли вам слышать в речи окружающих людей пословицы, фразеологизмы, в которых значения некоторых слов были вам не понятны? Приведите примеры. - Как вы думаете, может ли в таких случаях приходить на помощь этимология? - Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнить очень интересные (а некоторые и очень веселые) задания. Вам вновь предстоит работать в группах. Организация групповой работы: До начала урока учащиеся разделены на 3 группы (смешанного состава). Первое задание каждая группа выполняет устно (угадывает пословицу, фразеологизм, название сказки А.С. Пушкина, дает толкование пословицы «У семи нянек дитя без глазу», фразеологизма «Сесть в калошу», слова «рогатка» из сказки А.С. Пушкина). Далее детям дается время на самостоятельное изучение этимологического материала. После этого следует выступление представителей каждой группы. 1 группа – роль этимологии в понимании пословиц. Задание для 1 группы: 1. Угадать пословицу по картинке: - Как вы понимаете смысл пословицы? 2. Найдите на рисунке ошибку, изучив следующий материал (Приложение 3): «Без глазу (устар.) —без присмотра, без надзора»,—пишет В. П. Фелицына, известный лексикограф и исследователь русских пословиц (Русские пословицы, поговорки и крылатые слова: Линвострановедческий словарь./ В.П. Фелицына, Ю.Е. Прохоров; под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – «Русский язык».-М.: 1988,104). Глаз 1. Орган зрения. Левый глаз покраснел. Карие глаза. Способность видеть, самое зрение. Острый глаз 2. Только ед. надзор, присмотр (разг. устар., теперь употр. в немногих устойчивых выражениях). За ним нужен глаз да глаз. (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова в 4-х томах). 2-я группа – роль этимологии в изучении фразеологизмов. Задание для 2-й группы: 1. Угадать фразеологизм по картинке: - Объясните значение фразеологизма. 2. Опять на рисунке допущена ошибка. Вам предстоит её найти, изучив материал (Приложение 4): Слово «калоша» произошло от «калужа» (так в Древней Руси называлась лужа), т.е. «сесть в калошу» означало упасть в лужу. В Древней Руси была распространена народная забава – кулачный бой. В борьбе побежденный падал (садился) в грязь, в лужу (калужу). · Позже калоша стала означать резиновую обувь, которая защищает от луж (калуж). (По материалам книги: Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.) 3-я группа – роль этимологии в изучении языка художественных произведений. Задание для 3 группы: 1. Определите автора и название произведения по следующему отрывку: И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чем!..» Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. - Дайте толкование слова «рогатка». - В сказке говорится, что царица угрожала Чернавке рогаткой. Вы это так представляете? 2. Что же напутал художник? Познакомьтесь с информацией (Приложение 4): Рогаткой в старину назывался железный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, преступникам. В XVIII веке и позже строгие помещики и помещицы надевали рогатку на шею провинившимся крестьянам и дворовым девушкам, заставляя некоторых из них ходить в рогатках по году и более. Рогатка состояла из железного обруча, толщиной в полвершка, с насаженными на нем на равных расстояниях тремя рожками. Надетый на шею, обруч запирался замком, и рогатку нельзя было снять, пока она была заперта. Рогатка как оружие пытка применялась в России до 1828 года. (По материалам Энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона http://www.vehi.net/brokgauz/) - Ребята, узнать историю слова или выражения можно не только по этимологическому словарю. Такая информация содержится и в других словарях, справочниках и энциклопедиях. Это и толковые словари, и историко – этимологический словарь, и словари русских пословиц, фразеологические словари. Сделаем вывод. Какое добро может нам сотворить слово, если мы проникнем в его суть (слова из стихотворения Сергея Острового «Первородство»). Запишите вывод в тетрадь. | Приводят примеры пословиц, фразеологизмов, в которых встречаются незнакомые слова. Например: Мал золотник да дорог. (Золотник - старая русская мера веса, равная 4, 25 грамма). Зарубить на носу. (Нос – в Древней Руси - дощечка для зарубок (чтобы не забыть), использовалась вместо записной книжки, т.к. люди не умели писать). Высказывают свое мнение. Выполняют задания по группам. 1 группа: - «У семи нянек дитя без глазу» - Если за дело отвечают несколько людей, то они будут относиться к нему халатно, т.к. все надеются друг на друга. Делают вывод, что в пословице слово «глаз» употребляется в устаревшем значении «надзор». Тогда и смысл пословицы меняется: у семи нянек дитя без присмотра. Знание этимологии помогло установить смысл пословицы. 2-я группа: - «Сесть в калошу». - Оказаться в нелепом, смешном положении. Изучают материал. Делают вывод о том, что во фразеологизме «сесть в калошу» слово «калоша» употреблено в устаревшем значении «лужа». Сесть в калошу – упасть в лужу. Знание этимологии помогло объяснить смысл фразеологизма. 3-я группа: - А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». - «Рогатка» - стреляющая палочка с резинкой. Высказывают предположение, что слово «рогатка употреблено в устаревшем значении. Знакомятся с информацией. Делают вывод о том, что в сказке А.С. Пушкина слово «рогатка» употреблено в устаревшем значении «орудие пытки». Знание этимологии помогло понять текст сказки. Вывод: знание истории слов помогает не только правильно их писать, но и лучше понять смысл пословиц, фразеологизмов. Язык художественной литературы тоже становится более ясным. Записывают вывод в тетрадь. | |||||||||||||||||||||
8. | Включение в систему знаний и повторения (4 мин.) Цель этапа: включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Мы убедились, что с помощью этимологического анализа можно объяснить правописание слова, уточнить его значение (которое утратилось со временем), понять смысл пословиц, фразеологизмов. Конечно, заниматься этимологическим анализом слов нелегко, придется много «копаться» в словарях и справочниках. Зато это очень интересная и полезная работа. А есть люди, которым лень заглянуть в словарь, но очень хочется объяснить слово. Они делают это самостоятельно, толкуют слово, сопоставляя его с известным словом. Наш друг Петя Ошибкин объяснил значение незнакомых слов следующим образом: Потомок – начальник, откладывающий дела на потом. Ласточка – женщина в ластах. Известняк – популярный человек. - Согласны ли вы с таким толкованием? - Что нужно сделать, чтобы точно установить происхождение слова? - Вы правы. Прочитайте справки о происхождении данных слов (Приложение 6). А вот как Петя Ошибкин толкует происхождение имен своих одноклассниц: Лена не любит работать, ленится. Катя любит кататься летом на роликах и велосипеде, зимой на коньках. Маша при встрече всегда машет рукой. - Прав ли Петя? Посмотрим, какова этимология имен: - Есть такое понятие «ложная этимология» (или «народная этимология») – это объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории. Как раз Петя Ошибкин и занимался ложной этимологией в отличие от вас, т.к. вы объясняли слова с научной точки зрения. - Ребята, а вы знаете этимологию своего имени? А фамилии? А названия города, в котором мы живем? Знаете ли вы, что есть словари имен и фамилий, географических названий? - Но это уже тема для следующего урока о русском языке (занятия кружка). | - Нет. - Посмотреть в этимологическом словаре или энциклопедиях, справочниках. Читают сведения из словаря. ПОТОМОК. Общеслав. Суф. производное от потом "потом, после". Буквально — "появившийся позднее, после". ЛАСТОЧКА. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от ласта (буквально — "летающая туда и сюда"). ИЗВЕСТНЯК от ИЗВЕСТЬ. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является переоформлением греч. asbestos, буквально — "негасимый". - Нет. Читают этимологию имен: Елена – греч. – сияющая, светлая. Екатерина – греч. – чистая, непорочная (безгреховная). Мария – др. евр – печальная. Отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||||||
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 мин.) Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Итак, наш урок подошел к концу. Мне интересно и важно ваше мнение об уроке. - Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? - Заполните «Лист оценки индивидуальной работы на уроке» и «Лист оценки своей работы в составе группы». Рефлексивный прием «3+2+1» Назовите 3 плюса изучения темы «Роль этимологии в изучении языка». 2 минуса. 1 предложение по использованию знаний, полученных на сегодняшнем уроке. Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо работали. | Высказывают сове мнение. Заполняют «Лист оценки индивидуальной работы на уроке» и «Лист оценки своей работы в составе группы». Рефлексивный прием «3+2+1» Плюсы 1. Знание этимологии слова помогает в изучении орфографии (проверка непроверяемых написаний). 2. Можно уточнить смысл пословиц и фразеологизмов. 3. Язык художественной литературы становится более понятным. Минусы: 1. Установление этимологии слова – кропотливое занятие. 2. Возможно ложное толкование. Предложение: Продолжить изучение этимологии слов на занятиях кружка. / Выполнить исследовательскую работу «Происхождение и мен и фамилий моих одноклассников» |
Приложение 1
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|