Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отвечают на вопросы. Приложение 1



 

Сведения об авторе:Толстова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» Предмет: русский язык Класс: 6 Авторы УМК: Русский язык 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: 2013 г. Тема урока: «Зри в корень» (Роль этимологии в изучении языка). Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели урока: содержательная - формировать знания о роли этимологии в изучении языка; деятельностная - формировать умения планировать учебное сотрудничество, формулировать своё мнение и слушать собеседника, ставить учебные цели, делать выводы, работать в группе, работать с информационным текстом, структурировать полученные знания, формировать у учащихся навыки получения новых знаний с опорой на ранее изученное.  

Методические комментарии к уроку:

1. В начале урока ребята получают «Листы оценки индивидуальной работы на уроке». В нем отражены виды деятельности, направленные на формирование предметных результатов. Учащиеся заполняют листы на этапе рефлексии. Цель данного вида работы – формирование навыков самоконтроля и самооценки.

2. На уроке предусмотрена организация групповой работы. До начала урока формируются 3 группы учащихся смешанного состава (сильных и слабых учеников должно быть поровну в каждой группе). Ребята получают «Лист оценки своей работы в составе группы», который заполняют на этапе рефлексии. В листе оценки нами выделены виды деятельности, направленные на метапредметные результаты. На данном уроке деятельность учащихся, направленная на развитие метапредметных результатов, была рассчитана на развитие таких качеств как коммуникабельность и сотрудничество. (Оценочный лист разработан нами после прохождения заочных курсов ИНТЕЛ «Методы оценивания в классе 21 века»).

 

3. До начала урока следует напомнить ребятам правила работы в группе (в нашем кабинете эти правила висят на стенде).

 

4. Урок содержит большой объем новой информации, предполагается работа со словарями и справочной литературой. Чтобы сэкономить время, учитель заранее готовит закладки в «Этимологическом словаре» Н.М. Шанского. Выдержки из других словарей и справочников учитель набирает и распечатывает заранее.

 

№ п/п Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация (4 мин.) Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Приветствует учеников, создает приятный психологический климат.   Прием «Удивляй!» - Как вы думаете, что общего между волком, наволочкой, проволокой и облаком? - Знаете ли вы, что эти слова с точки зрения истории языка являются родственными (этимологически родственными)? Волк получил такое имя потому, что он свою жертву волочит, то есть тянет, тащит по земле. Наволочка (от «наволочь» - покрыть)– это буквально «то, что натягивают на подушку». Проволока названа по способу производства: нагретую металлическую заготовку волочат, то есть протягивают через отверстие с целью уменьшить ее поперечные размеры. В результате такого волочения можно получить проволоку диаметром менее 0,01 мм! Облако – от «обволакивать» - одевать, окружать.   - Судя по началу урока, определите, о чем мы будем сегодня говорить. - Совершенно верно! Сегодня мы поговорим о таком разделе науки о языке как этимология. Ведь очень часто чтобы понять значение слова (пословицы, фразеологизма), нужно обратиться к его истории. Запишите число и тему урока «Зри в корень!» (Роль этимологии в изучении языка). Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.     - В них повторяется сочетание «вол» (в слове «облако» - «обл»).       - О происхождении слов, об их истории.   Записывают число и тему урока.
2. Актуализация и пробное учебное действие (6 мин.) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 1. Послушайте стихотворение   Сергея Острового ПЕРВОРОДСТВО (Приложение 1) К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: – Извини меня! – Это значит: – Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: – Обереги меня! – Это значит: – Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: – Защити меня! – Это значит: – Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. Задает вопросы: - О чем это стихотворение? - Какова идея стихотворения? - Какое добро сотворит нам слово, если мы «проникнем в его суть»? На этот вопрос мы ответим в конце урока. А пока постарайтесь сформулировать цели нашего урока, используя опорные слова: узнать… познакомиться… научиться применять…   2. На основе данного текста предлагает учащимся выполнить разноуровневые задания по теме «Глагол» 1-й уровень Определите спряжение глаголов:привыкаешь, слышу, значит, проникнешь, сотворит. Поясните свой ответ. 2-й уровень Выпишите глаголы в разных наклонениях (по 2 глагола на каждое наклонение). Если в тексте стихотворения нет глаголов в каком – либо из наклонений, то приведите собственный пример. 3-й уровень Вспомните порядок морфологического разбора глагола. Выполните морфологический разбор глагола слышу   Слушают стихотворение Сергея Острового «Первородство»   Отвечают на вопросы:   - О том, что слова несут в себе первоначальный смысл, который забывается с годами. - Если мы хотим понять слово, разгадать его тайну, то должны вслушаться и вдуматься в него.     Ставят цели урока: узнать, как называется наука, изучающая историю слов;   познакомиться с историей некоторых слов;   научиться применять полученные знания на практике.   2. Выполняют разноуровневые задания по теме «Глагол»   1-й уровень   Спряжение глаголов: I спряжение – привыкаешь, проникаешь; II спряжение – слышу, значит, сотворит. Рассказывают правило «Спряжения глагола».   2-й уровень Наклонения глаголов: Изъявит. накл. – привыкаешь, слышу. Повелит. накл.: извини, исключи. Условн. накл. – в тексте стихотворения примеров нет; свои примеры – увидел бы, прочитал бы.   3-й уровень   Морфологический разбор глагола: Слышу – глагол. I. (Что делаю?) слышу. Н.ф. – слышать. II. Пост.- несов. вид, перех., невозвр., II спр. (гл. – искл.); непост. – изъяв. накл., ед.ч., 1-е л. III. (Что делаю?) слышу (сказуемое).
3. Выявление места и причины затруднений (5 мин.) Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся. Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию. -Ребята, я употребила термин «этимология». Известно ли вам, что он означает?   Организует работу с информационным текстом.   - Я предлагаю вам познакомиться с информационным текстом «Что такое «этимология»? При работе с текстом, делайте пометы: "V" - то, что понятно; "+" - то, что показалось особенно интересным; "?" – мне непонятно, хочу разобраться.   Задает вопросы по тексту: - Что такое «этимология»? - Что можно узнать из этимологического словаря? - Расскажите этимологию слова «кенгуру». - Молодцы, ребята. Вы отлично справились с этим заданием. Проблемный вопрос: Для чего нам нужно знать этимологию слов? Как эти знания помогут узнать тайны языка? Сегодня на уроке попытаемся найти ответы на эти вопросы.     - Нет, термин не знаком.     Работают с информационным текстом (Приложение 2)
Информационный текст «Что такое «этимология?»
Информация Пометы
Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. В Толковом словаре С.И. Ожегова даются следующие значения слова «этимология»: 1. Э. – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Э. – происхождение того или иного слова или выражения. Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано. Судьба некоторых слов необычайно интересна! Например, слово «кенгуру». Это слово появилось благодаря Джеймсу Куку. Он спросил у туземца (австралийца) как называется животное, за которым он сейчас наблюдает. Вопрос был задан по–английски, австралиец, естественно, не понял и ответил: «Гангару», что означало: «Я не понимаю». Кук в полной уверенности, что получил ответ на вопрос, записал, что животное называется «кенгуру».  

 

Отвечают на вопросы

4. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин.) Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. Создает проблемную ситуацию. Запишем предложение: Если восход солнца багровый, то лето будет грозным. Задания: 1. Вы полните синтаксический разбор.     2. Дайте объяснение всех орфограмм в этом предложении.     3. Можно ли проверить написание слова «багровый»?   4. Обратитесь к этимологическому словарю и прочитайте справку о слове «багровый».   5. Зная историю слова, можно ли его проверить?   Итак, давайте сделаем вывод о роли этимологии в изучении правописания.     Лингвистическая шкатулка (традиционная рубрика на моих уроках русского языка. Рассказываю ребятам об интересных фактах языка. В это время они могут отдохнуть. Провожу ее вместо динамической паузы или минуты релаксации).   - От ст.-сл. багръ произошло еще одно слово, обозначающее цвет. Какое?   - Чем отличаются синонимы багровый и багряный?   В Словаре В.И. Даля говорится, что багровый – ярко – красный цвет с едва заметной просинью, багряный – менее густой, алее, без синевы; это самый яркий, но и самый чистый красный.   - Зная разницу в оттенках значений синонимов «багровый» и «багряный», выполните задание: Перед вами 2 предложения. В них пропущены обозначения цветов. В какое предложение нужно вставить слово «багряный», а какое «багровый»? 1. … нос Волчкова делается темно – синим. (А.П. Чехов). 2.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, …, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной»                              (И. А. Бунин).   Богатство русского языка заключается в обилии синонимов, которые служат для выражения различные оттенки значений.   Кто разницу узрел в «багряном» и «багровом» – Могу заверить вас, – уже владеет словом. В похожести всегда ищите смысл оттенков. Копайтесь в словарях, особенно, – в толковом!     Записывают предложение     Выполняют задания:   1. Грамматические основы – «восход багровый», «лето будет грозным»; «солнца» – дополнение, «если…,то» - составной союз. Предложение сложное (СПП).     2. «Восход» - приставка вос- (на з/с), т.к. после приставки глухой звук, то в приставке С; на конце парный согласный Д (проверим «восходы»). «Солнца» - непроизносимая согласная Л (проверим «солнышко»). «Багровый» - словарное слово (нельзя объяснить, нужно запомнить правописание). «Будет» - глагол 1 спряжения, окончание -ет.   3. Нет, слова с непроверяемыми гласными нужно запоминать. 4. БАГРОВЫЙ. Искон. Суф. производное от ст.-сл. багръ "красная краска, красный цвет" (отсюда же — багрец). Вероятно, того же корня, что и диал. багатье "огонь, пламя". Суф. -р-, как в бодрый, ведро́ и т. п. (Этимологический словарь Шанского) 5. Да. Багровый - «багр» (красная краска).   Знание этимологии словарного слова поможет запомнить его правописание.   - «Багряный».     Высказывают предположения.     Выполняют задание:   1.Багровый нос Волчкова делается темно – синим. (А.П. Чехов). 2.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной»                              (И. А. Бунин).    
5. Реализация построенного проекта (5 мин.) Цель этапа:  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при выполнении заданий, вызвавших затруднения, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще. Организует исследовательскую работу. Чтобы убедиться в верности нашего вывода (о роли этимологии в изучении орфографии), проведем небольшую исследовательскую работу. Ребята, сейчас вы будете работать как настоящие ученые- лингвисты! Вы разделились на 3 группы. Задание: Найти в этимологическом словаре информацию о словарных словах. Как их можно проверить с точки зрения истории языка? 1 –я группа – паркет.   2-я группа – ровесник.     3-я группа – причина.       Работают с этимологическим словарем Н.М. Шанского   1-я группа: ПАРКЕТ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором parquet — суф. уменьшит.-ласкат. производное от parc "огороженное место, возвышение". См. парк. Паркет – парк.   2-я группа: РОВЕСНИК. Искон. Суф. производное от ровесный "одинаковый по годам", суф. образования от той же основы, что ровный. Ровесник – ровный. 3-я группа: ПРИЧИНА. Заимств. не позже XV в. из польск. яз., в котором оно является производным от przyczynić "сделать". См. чин, чинить. Причина – чин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.) Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия. Сделайте вывод о роли этимологии в изучении орфографии.   Запишите вывод в тетрадь. Изучение этимологии словарных слов помогает запомнить их написание, т.к. непроверяемые гласные в словах с точки зрения современного языка можно проверить с точки зрения истории языка.   Записывают вывод в тетрадь.  
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин.) Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Организует деятельность по применению новых знаний. - Ребята, а случалось ли вам слышать в речи окружающих людей пословицы, фразеологизмы, в которых значения некоторых слов были вам не понятны? Приведите примеры.     - Как вы думаете, может ли в таких случаях приходить на помощь этимология?   - Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнить очень интересные (а некоторые и очень веселые) задания. Вам вновь предстоит работать в группах.   Организация групповой работы: До начала урока учащиеся разделены на 3 группы (смешанного состава). Первое задание каждая группа выполняет устно (угадывает пословицу, фразеологизм, название сказки А.С. Пушкина, дает толкование пословицы «У семи нянек дитя без глазу», фразеологизма «Сесть в калошу», слова «рогатка» из сказки А.С. Пушкина). Далее детям дается время на самостоятельное изучение этимологического материала. После этого следует выступление представителей каждой группы.   1 группа – роль этимологии в понимании пословиц. Задание для 1 группы: 1. Угадать пословицу по картинке: - Как вы понимаете смысл пословицы?   2. Найдите на рисунке ошибку, изучив следующий материал (Приложение 3):   «Без глазу (устар.) —без присмотра, без надзора»,—пишет В. П. Фелицына, известный лексикограф и исследователь русских пословиц (Русские пословицы, поговорки и крылатые слова: Линвострановедческий словарь./ В.П. Фелицына, Ю.Е. Прохоров; под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – «Русский язык».-М.: 1988,104).    Глаз 1. Орган зрения. Левый глаз покраснел. Карие глаза. Способность видеть, самое зрение. Острый глаз  2. Только ед. надзор, присмотр (разг. устар., теперь употр. в немногих устойчивых выражениях). За ним нужен глаз да глаз. (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова в 4-х томах). 2-я группа – роль этимологии в изучении фразеологизмов. Задание для 2-й группы: 1. Угадать фразеологизм по картинке: - Объясните значение фразеологизма. 2. Опять на рисунке допущена ошибка. Вам предстоит её найти, изучив материал (Приложение 4): Слово «калоша» произошло от «калужа» (так в Древней Руси называлась лужа), т.е. «сесть в калошу» означало упасть в лужу. В Древней Руси была распространена народная забава – кулачный бой. В борьбе побежденный падал (садился) в грязь, в лужу (калужу). · Позже калоша стала означать резиновую обувь, которая защищает от луж (калуж). (По материалам книги: Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.)   3-я группа – роль этимологии в изучении языка художественных произведений. Задание для 3 группы: 1. Определите автора и название произведения по следующему отрывку: И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чем!..» Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. - Дайте толкование слова «рогатка». - В сказке говорится, что царица угрожала Чернавке рогаткой. Вы это так представляете? 2. Что же напутал художник? Познакомьтесь с информацией (Приложение 4): Рогаткой в старину назывался железный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, преступникам. В XVIII веке и позже строгие помещики и помещицы надевали рогатку на шею провинившимся крестьянам и дворовым девушкам, заставляя некоторых из них ходить в рогатках по году и более. Рогатка состояла из железного обруча, толщиной в полвершка, с насаженными на нем на равных расстояниях тремя рожками. Надетый на шею, обруч запирался замком, и рогатку нельзя было снять, пока она была заперта. Рогатка как оружие пытка применялась в России до 1828 года. (По материалам Энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона http://www.vehi.net/brokgauz/) - Ребята, узнать историю слова или выражения можно не только по этимологическому словарю. Такая информация содержится и в других словарях, справочниках и энциклопедиях. Это и толковые словари, и историко – этимологический словарь, и словари русских пословиц, фразеологические словари.   Сделаем вывод. Какое добро может нам сотворить слово, если мы проникнем в его суть (слова из стихотворения  Сергея Острового «Первородство»). Запишите вывод в тетрадь. Приводят примеры пословиц, фразеологизмов, в которых встречаются незнакомые слова. Например: Мал золотник да дорог. (Золотник - старая русская мера веса, равная 4, 25 грамма). Зарубить на носу. (Нос – в Древней Руси - дощечка для зарубок (чтобы не забыть), использовалась вместо записной книжки, т.к. люди не умели писать).   Высказывают свое мнение.     Выполняют задания по группам.   1 группа:   - «У семи нянек дитя без глазу»     - Если за дело отвечают несколько людей, то они будут относиться к нему халатно, т.к. все надеются друг на друга.   Делают вывод, что в пословице слово «глаз» употребляется в устаревшем значении «надзор». Тогда и смысл пословицы меняется: у семи нянек дитя без присмотра. Знание этимологии помогло установить смысл пословицы.   2-я группа:     - «Сесть в калошу».   - Оказаться в нелепом, смешном положении.   Изучают материал.   Делают вывод о том, что во фразеологизме «сесть в калошу» слово «калоша» употреблено в устаревшем значении «лужа». Сесть в калошу – упасть в лужу. Знание этимологии помогло объяснить смысл фразеологизма.     3-я группа:   - А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».     - «Рогатка» - стреляющая палочка с резинкой.   Высказывают предположение, что слово «рогатка употреблено в устаревшем значении.     Знакомятся с информацией.   Делают вывод о том, что в сказке А.С. Пушкина слово «рогатка» употреблено в устаревшем значении «орудие пытки». Знание этимологии помогло понять текст сказки.   Вывод: знание истории слов помогает не только правильно их писать, но и лучше понять смысл пословиц, фразеологизмов. Язык художественной литературы тоже становится более ясным. Записывают вывод в тетрадь.
8. Включение в систему знаний и повторения (4 мин.) Цель этапа:  включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Мы убедились, что с помощью этимологического анализа можно объяснить правописание слова, уточнить его значение (которое утратилось со временем), понять смысл пословиц, фразеологизмов. Конечно, заниматься этимологическим анализом слов нелегко, придется много «копаться» в словарях и справочниках. Зато это очень интересная и полезная работа. А есть люди, которым лень заглянуть в словарь, но очень хочется объяснить слово. Они делают это самостоятельно, толкуют слово, сопоставляя его с известным словом. Наш друг Петя Ошибкин объяснил значение незнакомых слов следующим образом: Потомок – начальник, откладывающий дела на потом. Ласточка – женщина в ластах. Известняк – популярный человек.   - Согласны ли вы с таким толкованием? - Что нужно сделать, чтобы точно установить происхождение слова? - Вы правы. Прочитайте справки о происхождении данных слов (Приложение 6).                                 А вот как Петя Ошибкин толкует происхождение имен своих одноклассниц: Лена не любит работать, ленится. Катя любит кататься летом на роликах и велосипеде, зимой на коньках. Маша при встрече всегда машет рукой. - Прав ли Петя?  Посмотрим, какова этимология имен:   - Есть такое понятие «ложная этимология» (или «народная этимология») – это объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории. Как раз Петя Ошибкин и занимался ложной этимологией в отличие от вас, т.к. вы объясняли слова с научной точки зрения. - Ребята, а вы знаете этимологию своего имени? А фамилии? А названия города, в котором мы живем? Знаете ли вы, что есть словари имен и фамилий, географических названий? - Но это уже тема для следующего урока о русском языке (занятия кружка).   - Нет. - Посмотреть в этимологическом словаре или энциклопедиях, справочниках. Читают сведения из словаря.   ПОТОМОК. Общеслав. Суф. производное от потом "потом, после". Буквально — "появившийся позднее, после". ЛАСТОЧКА. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от ласта (буквально — "летающая туда и сюда"). ИЗВЕСТНЯК от ИЗВЕСТЬ. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является переоформлением греч. asbestos, буквально — "негасимый".     - Нет. Читают этимологию имен: Елена – греч. – сияющая, светлая. Екатерина – греч. – чистая, непорочная (безгреховная). Мария – др. евр – печальная.   Отвечают на вопросы.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 мин.) Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Итак, наш урок подошел к концу. Мне интересно и важно ваше мнение об уроке. - Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей?   - Заполните «Лист оценки индивидуальной работы на уроке» и «Лист оценки своей работы в составе группы».   Рефлексивный прием «3+2+1» Назовите 3 плюса изучения темы «Роль этимологии в изучении языка».     2 минуса.   1 предложение по использованию знаний, полученных на сегодняшнем уроке.   Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо работали.   Высказывают сове мнение.     Заполняют «Лист оценки индивидуальной работы на уроке» и «Лист оценки своей работы в составе группы». Рефлексивный прием «3+2+1» Плюсы 1. Знание этимологии слова помогает в изучении орфографии (проверка непроверяемых написаний). 2. Можно уточнить смысл пословиц и фразеологизмов. 3. Язык художественной литературы становится более понятным. Минусы: 1. Установление этимологии слова – кропотливое занятие. 2. Возможно ложное толкование. Предложение: Продолжить изучение этимологии слов на занятиях кружка. / Выполнить исследовательскую работу «Происхождение и мен и фамилий моих одноклассников»    

 

 

Приложение 1



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.