Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жизнь князя Александра



 

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области

 

 

Тема выступления: «Жизнь князя Александра»

 

Выполнила: Паневина Анастасия Олеговна

Ученица 10 класса

Руководитель: Петрова Ольга Сергеевна

Учитель истории и обществознания

 

г. Сафоново

 
2020 г.

Жизнь князя Александра

Жизнь князя Александра – полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля Древней Руси – издавна привлекала внимание потомков, рождая в их сердцах возвышенные чувства. Он принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперёд. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы.

Александр Невский — ключевая фигура русской истории, победитель шведских и немецких рыцарей, остановивший крестовый поход на Русь, строитель Русского национального государства с центром во Владимире, оберегатель Новгорода Великого и Пскова, заступник русского народа от ордынских нашествий, создатель династии московских великих князей.

13 мая 1221 года в городе Переяславле-Залесском в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии родился сын Александр.

Александр с детских лет жил в Новгороде. Его отец долгое время был новгородским князем, причем таким, который 4 раза уходил из Новгорода и враждовал с ним, но потом стороны мирились. С именем Ярослава связан ряд громких побед Новгорода над крестоносцами. Вырастая в такой атмосфере Александр, конечно, прекрасно ориентировался в политической обстановке русского Севера, что потенциально делало его удачным претендентом на новгородский стол. Дважды в отрочестве с 1228 по 1233 г. Александр и его старший брат Федор, были символическими наместниками отца на новгородском столе. После смерти Федора (1233), Александр остался единственным наместником.

Начало его самостоятельного княжения в Новгороде относится к 1238 г. Тогда Батыево нашествие уже обрушилось на Северо-Восточную Русь, опустошив Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества.

Батый взял в 1238 г. новгородский пригород Торжак, но до самого Новгорода не дошел 90 верст. Испугавшись приближения весенней распутицы, которая превратила бы северные болота и леса в непроходимые для конницы топи, степной завоеватель ушел на юг.

Вынужденный компромисс с Золотой Ордой, заключающийся в признании зависимости Великого княжения Владимирского от Сарая, давал больше шансов на восстановление экономических и военно-политических ресурсов, а, следовательно, сохранялся и шанс вернуть себе гегемонию в мире русских альтернатив.   

В 30-е годы XIII века над Русью нависла грозная опасность с Запада. Воспользовавшись тем, что после разорения Северо-Восточной Руси монголами Новгороду и Пскову неоткуда было ждать помощи, шведские и немецкие рыцари активизировали свою экспансию в Северо-Западной Руси, рассчитывая на легкую победу. Шведы первыми сделали попытку захватить русские земли.

Новгородцы знали о планах шведов, как и о том, что шведы собирались перекрестить их в латинскую веру (католичество). Шведы представлялись им страшнее монголов, потому что шли насаждать чуждую веру.

В 1239 г. Александр начал строить военные укрепления по р. Шелони, т.е. в новгородско-торопецком пограничье, подвергавшемся нападению литовских отрядов.

А летом 1240 г. в новгородские границы вторглись шведы. На 55 кораблях шведы вошли в Неву и высадились на берег в месте впадения в Неву реки Ижоры. Предводитель шведов послал к Александру сказать: «Если можешь противиться мне… то вот я уже здесь и пленю землю твою».

От старейшины Ижорской земли Пелгуя (Пелгусия) Александр знал о месторасположении шведского лагеря. Знал князь и о чудесном видении Пелгую. Видел старейшина чудную ладью, где гребцы были скрыты туманом, а стоящие в ладье святые князья Борис и Глеб обещали помочь «сроднику своему» Александру.

Времени на организацию войска не было, да и созыв вече мог затянуть дело. Поэтому Александр не стал дожидаться, пока придут отцовские дружины или соберутся ратники с новгородских волостей. Он решил выступить против шведов со своей дружиной, усилив ее лишь новгородскими добровольцами, быстро и скрытно прибыл к устью Ижоры.

Утром 15 июля русские неожиданно атаковали противника и обратили его в бегство. В ходе боя князь Александр сразился с предводителем шведов и наложил «печать» на его лицо, т.е. ранил в лицо. За победу и личную храбрость в бою Александр Ярославич получил почетное прозвище «Невский».    

Интересно, что в «Житие», хоть и перечисляются подвиги Александра и его воинов, но главный акцент сделан на чудо: об этом говорит и видение Пелгусия и чудесный факт, что основная часть погибших шведов была обнаружена на другой стороне Ижоры, где русских воинов не было.

Потери новгородцев в этом сражении составили только 20 человек, тогда как шведы нагрузили три судна телами лишь «начальных людей», а прочих оставили на берегу.

Победа над шведами имела большое политическое значение: врагам не удалось отрезать Новгород от моря, захватить побережье Невы и Финского залива.

Князь Александр Ярославич первым из новгородских князей продемонстрировал, каким должен быть адекватный ответ на подобную агрессию.

Для русского народа  «римляне» казались опаснее ордынцев. Последние, хотя и грабили церкви и убивали православных в ходе Батыева нашествия и карательных ратей, но не притесняли православную церковь как общественно-культурный институт. Более того духовенство было единственной социальной группой русского населения, которая была освобождена ханами от дани. Батый и его преемники позволили основать в пределах самой Золотой Орды русскую православную епархию. На воззрения русского духовенства воздействовали и несчастья греческих собратьев по вере, а, как известно, большинство русских митрополитов, назначаемых на киевскую, а потом на владимирскую кафедры, были родом греки, болгары или сербы. Четвертый крестовый поход завершился в 1204 г. захватом Константинополя западными крестоносцами. Византийцы полстолетия отвоевывали назад свою столицу и империю. Это обстоятельство еще более ожесточило православных во всех концах света против «римлян».

Между тем в то же лето пришли в активность крестоносцы и началась Новгородско-ливонская война 1240-1242 г.

Сделав Псков и Изборск своими базами, ливонские рыцари зимой 1240 - 1241 гг. вторглись в новгородские владения Чудь и Водь, опустошили их, обложили жителей данью. В Тесово и Копорье рыцари принялись строить собственные крепости. На севере они дошли до Луги и осмелели до того, что грабили на дорогах в 30 верстах от Новгорода.

Весной 1241 г. Александр Ярославич во главе своей дружины и новгородского ополчения взял Копорье, а зимой 1242 г. вместе с братом Андреем захватил Псков.

Затем русские войска встали на Узмени, узкой протоке, соединяющей Чудское и Псковское озера. Немецкие крестоносцы строились обычно в боевой порядок, известный под названием «кабаньей головы». Зная об этом, Александр Ярославич основные свои силы разместил на флангах, здесь находились тяжеловооруженные пешие новгородские полки, в центре стояли владимиро-суздальские ополченцы. За полком левой руки в засаде находились конные дружины Александра и Андрея Ярославичей. Впереди всех встали лучники, а сзади русского воинства, возле крутого берега, были поставлены скованные цепями сани обоза, так что и бежать было невозможно и рыцарям не проехать.

Сражение произошло 5 апреля 1242 г. на льду озера. Ливонцы пробили русский центр и «закружились» перед санями. С флангов их стали сжимать полки правой и левой руки. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей», и все замерзшее озеро покрылось кровью, отметил летописец. В ряде мест весенний лед проломился, и тяжелые рыцари, доспехи которых весили до 70 кг, пошли на дно. Крестоносцы начали отступление, которое переросло в бегство, когда в бой вступили княжеские дружины победа осталась за русскими.

Победа русских войск имела важное историческое значение. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Поражение в сражении на Чудском озере заставило Ливонский Орден просить о мире: «Что зашли мы мечом… от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите». Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были захвачены орденом. За город Юрьев (Дерпт) Орден обязывался выплачивать Новгороду «юрьеву дань».

И хотя война 1240-1242 гг. не стала последней между новгородцами и крестоносцами, сферы их влияния в Прибалтике не подвергались заметным изменениям в течение трех веков - вплоть до конца XV в. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено.

В последующие годы (1242-1247) в шведско-новгородских и новгородско-орденских отношениях царили мир и затишье. Зато литовские племена усилили набеги на все сопредельные с ними земли, включая новгородские пределы. Эти походы преследовали чисто грабительские цели и вызывали закономерную ненависть.

В 1245 году князь Александр нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята (недалеко от Витебска). Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. «И начали они с того времени бояться имени его”. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь.

Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики "побегоша за море". На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: "И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона".

Однако князь Александр Ярославич был не только решительным и часто беспощадным воеводой. Ему была свойственна и гибкость дипломата, вытекающая из правильного понимания политических реалий Новгородской земли и ее внешнеполитических интересов. 

Подытожив свой рассказ, мы может с уверенностью утверждать, что вся жизнь князя Александра Невского — пример беззаветного служения Отечеству.

Как полководец он по праву считается одним из великих, потому что за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника — все это определило русское военное искусство как передовое в мире.

Как правитель Руси он не менее велик, ибо сумел сориентироваться в сложной обстановке, созданной в результате монгольского нашествия, и стать первым на тот единственно верный путь, идя по которому его преемники и потомки — московские князья пришли к единодержавию и победе над Ордой. Он сохранил для России Новгородские земли. В своей западной политике он успешно противодействовал попыткам Ливонского ордена, Швеции и Литвы воспользоваться слабостью Руси и подчинить своему влиянию западные и северо-западные области.

Точную оценку его политики дал крупнейший исследователь средневековой России В. Т. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой, — писал он об Александре, — он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и на Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближением курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он — родоначальник политики московских князей, политики возрождения России».

Князь Александр Ярославич прожил всего сорок три года. Это была яркая жизнь. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера.

Он был выдающимся полководцем, умным политиком, тонким дипломатом. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях князь Александр вел тонкую политическую борьбу, целью которой было сохранение независимости русского народа, вел переговоры с папой римским, с Золотой Ордой, с германскими государствами.

Память святого благоверного великого князя Александра Невского призывает всех людей к самоотверженному служению родной земле в нерушимом согласии, при котором только и может успешно строиться великое государственное дело. Патриарх Кирилл отмечал, что такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны не имеют срока давности.

24 июня 2014 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского». В 2021 году россияне будут торжественно и широко отмечать эту важную для нашего Отечества дату.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.