Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В метро ставят заслон. Подходы и тенденции по обеспечению транспортной безопасности российских метрополитенов, существующие технические возможности и эффективность уже реализованных проектов на объектах инфраструктуры метрополитенов страны – все это стало



 

Начало формы

 

Конец формы

 

 

<Транспорт России.-2015.-№10 (2 марта – 8 марта)>.-С.6

 

В метро ставят заслон

Подходы и тенденции по обеспечению транспортной безопасности российских метрополитенов, существующие технические возможности и эффективность уже реализованных проектов на объектах инфраструктуры метрополитенов страны – все это стало темой обсуждения на практикуме на XIV Международной научно–практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». Он назывался «Опыт обеспечения безопасности объектов метрополитена от актов незаконного вмешательства».

Как известно, метрополитен является самым востребованным видом пассажирского транспорта. Только в Москве его услугами пользуются более восьми миллионов человек в сутки. И это ключевой фактор при выборе злоумышленниками транспортного объекта для совершения террористического акта.

– Современные вызовы и угрозы таковы, что мы, транспортники, обязаны еще заниматься и вопросами защиты наших пассажиров от актов незаконного вмешательства, – подчеркнул начальник службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» Владимир Муратов. – Подходить к ней комплексно и системно, охватывая все объекты инфраструктуры, включая депо, вентиляционные шахты, кабельные коллекторы и другие обеспечивающие функционирование метрополитена объекты. Для нарушителей везде должен быть поставлен надежный заслон.
Для транспортного сообщества и силовых структур по сути революционными стали поправки, внесенные в федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 15. Эти поправки наделили подразделения транспортной безопасности досмотровыми функциями, определили систему подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, в них прописана норма по изданию требований для самих пассажиров. Однако до сих пор многие важные подзаконные акты не приняты, включая новые требования по обеспечению транспортной безопасности на видах транспорта, в том числе и на метрополитене. Не утверждены также порядок аккредитации этих подразделений, правила проведения досмотра, перечни запрещенных или ограниченных для проноса в зону транспортной безопасности предметов и веществ. Поэтому в полной мере выполнять действующее законодательство в настоящее время весьма сложно.

– Однако, учитывая необходимость осуществлять досмотр и обеспечивать безопасность пассажиров уже сегодня, мы в метрополитене издали ряд локальных нормативных документов, возложив отдельные функции на службу безопасности метрополитена, и приступили к ее дополнительному комплектованию, – уточнил Владимир Муратов. – То есть сейчас ведем подбор, обучение и расстановку персонала, осуществляющего досмотровые функции и решающего другие задачи.
Сегодня в зонах досмотра Московского метрополитена установлены такие технические средства, как аппаратура подавления радиолиний управления взрывными устройствами, стационарные досмотровые рентгеновские установки конвейерного и неконвейерного типов, портативные обнаружители паров и следов взрывчатых веществ, средства для локализации и подавления энергии взрыва и стационарные рамочные металлодетекторы.
Один из элементов комплексной системы безопасности, который реализуется в Московском метрополитене, – это интеллектуальные системы видеонаблюдения. О них рассказал директор департамента биометрических и комплексных систем безопасности группы компаний «Техносерв» Андрей Хрулев.

– Видеоидентификация в метрополитене обеспечивает многоконтурное распознавание пассажира при попадании его в зону транспортной безопасности, – пояснил директор департамента. – И если на первом рубеже контроля по каким–то причинам идентифицировать личность не удалось, но при этом у системы появилось некое подозрение, что этот пассажир может находиться в списках розыска, есть возможность доидентифицировать его на втором рубеже контроля. Эта же технология, обобщая все результаты распознавания в центре обработки данных, позволяет выстраивать некоторые карты перемещения пассажиров. Соответственно, если силовые структуры интересует тот или иной человек, есть возможность построить вероятную траекторию его движения по всей транспортной инфраструктуре метрополитена.
Чтобы защитить метрополитен целиком, необходимо прежде всего защитить его входы, через которые могут быть пронесены отравляющие химические и взрывчатые вещества. Распознать их следы теперь можно с помощью ионно–дрейфового детектора «Кербер–Т», произведенного ЗАО «Южполиметалл–Холдинг». Этот анализатор пока что единственное техническое средство, получившее заключение Центра специальной техники ФСБ России как обнаружитель паров и следов взрывчатых веществ. На днях детектор был внесен в Государственный реестр средств измерения России.
Специалистам был представлен также уникальный инструмент, совмещающий в себе удобство портативного устройства с функциями высокотехнологичного лабораторного оборудования, – анализатор «ХимЭксперт». Он прошел сложные межведомственные испытания ФСБ и ФТС России как идентификатор взрывчатых, наркотических и других запрещенных к обороту веществ.
Не менее интересной была презентация установки для оперативного определения состава бутилированных жидкостей «Страж». Допустимые объемы, которые он может анализировать, от 100 до 5000 миллилитров.
Завершая практикум, Владимир Муратов отметил, что ассортимент «бдительной» техники становится все больше, и это очень важно для заказчиков. У них есть из чего выбирать. А Московский метрополитен в свою очередь как закоперщик этого дела будет делиться накапливаемым опытом и познаниями в технике, которую приобретает.

 

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР» Фото автора

URL: http://www.transportrussia.ru/bezopasnost/v-metro-stavyat-zaslon.html (Транспорт России)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.