Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа над конспектом статьиН.Н. Светловской О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению.



 Работа над конспектом статьиН.Н. Светловской "О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению".

Умение анализировать художественное произведение – это комплексное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого:

1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

4. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Целенаправленное осмысление учащимися своеобразия художественного произведения можно организовать с помощью этапов работы над текстом, разработанных Н.Н. Светловской. Она выделяла три этапа: работа с произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

1. Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предложения о содержании текста.

2. Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального выступления и понимания прочитанного.

3. На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывают продолжения, составление диафильма, инсценирование.

ЗАДАНИЕ

Составить конспект статьи Н.Н. Светловской "О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению" // Начальная школа. – 2005. - N 4. – С. 8 - 14; N 5. – С. 39 - 47.

Ответить на вопросы:

1. Что такое "целостность" и "самодостаточность" литературного произведения?

2. Какова функция этих понятий в процессе литературного развития детей?

Отчётность: Конспект статьи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.