Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение №1. Задания Всероссийской литературной викторины для обучающихся 5-11 классов (Из цикла литературных викторин, посвящённых писателям и поэтам России) «Литературные имена России: Марина Цветаева»



Приложение №1

Задания Всероссийской литературной викторины для обучающихся 5-11 классов (Из цикла литературных викторин, посвящённых писателям и поэтам России) «Литературные имена России: Марина Цветаева»

1. В двадцать один год Марина Цветаева писала философу В.В.Розанову: «Её измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумье, ее жажда дошли в нас до крика». О ком писала поэтесса?

2. «...Иван Владимирович ... казалось, олицетворял собою русскую пассивность, русскую медленность, русскую неподвижность». Так думалось, глядя на его одутловатое с небольшой русой бородой лицо, на всю фигуру его «мешочком… Однако, подойди к этому некрасивому и даже безобразному фавну и раскрой его: ты увидишь, что он наполнен драгоценными камнями, золотыми изящными предметами и всяким блеском и красотою». Таков был профессор Московского университета, который, совершенно обратно своей наружности, являл внутри себя неутомимую деятельность, несокрушимую энергию и настойчивость, необозримые знания самого трудного и утонченного характера». О ком идёт речь?

3. «В доме одиннадцать комнат, за домом зеленый двор в тополях, флигель в семь комнат, каретный сарай, два погреба, сарай со стойлами, отдельная, через двор, кухня и просторная при ней комната, раньше называвшаяся «прачечная». У ворот наших стоял столетний серебристый тополь, его тяжелые ветви, поверх забора, висели над улицей... Вход в дом был со двора. Парадное крыльцо имело полосатый тамбур, в белую и красную полоску; темные ступени вели к тяжелой двери с медной ручкой старинного звонка-колокольчика...» Где находился описываемый дом?

4. Изначально Марине прочили другую профессию: у нее был абсолютный слух, большая, легко растяжимая рука и добросовестность. Но не чувствуя любви к этим занятиям, она никогда не пыталась от них увильнуть или сократить их. Позже Цветаева писала, что собственные «экзерсисы» не доставляли ей радости, хотя она и делала большие успехи. Мать начала заниматься с нею с четырех лет, тогда же Марина научилась читать, тогда же принялась рифмовать все со всем, о чем мать записала в дневнике провидчески: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, – может быть, будет поэт?» Кем чуть не стала Марина Цветаева?

5. Марина с детства увлекалась писателями. Мать читала дочерям Чехова, Короленко, Марка Твена. Читались и сказки. Марининой любимой была «Снежная королева» – она хотела быть или казалась себе такой же свободной и смелой, как... С каким героем из «Снежной королевы» ассоциировала себя маленькая Цветаева?

6. Сини подмосковные холмы,

В воздухе чуть теплом – пыль и деготь.

Сплю весь день, весь день смеюсь, – должно быть,

Выздоравливаю от зимы...

Зимой маленькая Марина Цветаева со своей семьей жила в Москве. В каком городе семья Цветаевых проводила лето?

7. Марина Александровна была достаточно замкнутым подростком, живущим в своём богатом изолированном мире, что особенно обострилось после смерти матери. Назовите первого «живого» поэта в жизни юной Цветаевой, которому девочка-подросток читала свои стихи и перевод ростановского «Орленка» и суждения которого были первым серьезным разбором её творчества.

8. Это книгоиздательство возникло в начале 1910 года и стало одним из центров литературной и умственной жизни тогдашней Москвы. Из всех многочисленных символистских обществ это было наиболее близко молодой Цветаевой: оно возводило свою родословную к Гёте, немецким романтикам и мистикам. Позднее она признавалась, что ничего не понимала в его теориях и докладах и относилась к ним, как к математике в гимназии. Назовите общество.

9. Назовите автора стихотворения, посвящённого юной Марине Цветаевой:

На диван уселись дети,

ночь и стужа за окном,

и над ними, на портрете

мама спит последним сном.

. . . . . . . . . . . . . .

«Ну, куда же мы поедем?

Перед нами сто дорог,

и к каким еще соседям

нас помчит Единорог?

 

Что же снова мы затеем,

ночь чему мы посвятим:

к великанам иль пигмеям,

как бывало, полетим...»

10. Как называлась книга стихов, выпущенная Цветаевой втайне от отца потому, что гимназистам запрещалось печататься?

11. К какому сочинению Марина в 1933 году поставила эпиграф «Никто еще дважды не ступал в одну и ту же реку»?

12. В стихах, обращенных к поэтессе, Максимилиан Волошин вопрошал: «Почему альбом, а не тетрадь?» Но тетрадь, особенно в связи с семнадцатилетней гимназисткой, наводит на скучную мысль об уроках и домашних заданиях. Альбомы же напоминают об уютном вечере при керосиновой лампе, о девушках, шепчущихся о чем-то в углу дивана и пишущих друг другу стихи в альбом... «Уездной барышни альбом», над которым с нежной иронией подшучивал еще Пушкин. Цветаевский «Вечерний альбом» даже издан был на толстой «альбомной» бумаге и «одет» в плотную «альбомную» зеленую обложку. Кому он был посвящён?

13. Н. Гумилев писал о «внутренней талантливости», «внутреннем своеобразии» молодой поэтессы. Было ясно, что на горизонте русской поэзии появился поэт, непохожий на других и никому не подражающий – с «лица необщим выраженьем». Эллис «внушал» Цветаевой Бодлера, московские символисты – символизм… И когда вскоре Волошин поспорил с поэтессой Аделаидой Герцык, что сумеет отыскать в стихах Цветаевой какое-нибудь литературное влияние, – он… выиграл или проиграл пари?

14. Думая о Марине Цветаевой ранних лет ее молодости, видишь ее зачарованной душой, заблудившейся в лесу книг и царстве теней. Она жила в заколдованной стране своего одиночества, не умея из него выбраться. Ее первая книга кончалась молитвой:

Дай понять мне, Христос, что не всё только тени,

Дай не тень мне обнять, наконец!

Расколдовал её, как полагалось в знакомой с детства сказке, прекрасный принц. Его звали Сергей Эфрон. Он нашел Марину в Коктебеле 5 мая 1911 года... И вывел ее из царства теней. Как переводится слово «Коктебель»?

15. Летом 1913 года в Коктебеле был написан единственный, сделанный с натуры при жизни, портрет Марины Цветаевой. Назовите его автора.

16. Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями распахнутых бровей –

Две бездны...

Совсем еще мальчик - он был на год моложе Марины. Высокий, худой, чуть сутулый. С прекрасным, тонким и одухотворенным лицом, на котором лучились, сияли, грустили огромные светлые глаза. Один знакомый художник говорил в Коктебеле: «Входит незнакомый человек в комнату, видишь эти глаза и уже знаешь – это он». О ком идёт речь?

17. Я их узнал, гуляя вместе с ними.

Их было много, я же шел с одной.

Она одна спала в пыли со мной,

И я не знал, какое дать ей имя.

 

Она похожа лохмами своими

На наших женщин. Ночью под луной

Я выл о ней, кусал матрац сенной

И чуял след ее в табачном дыме.

М.Волошин частенько подсмеивался над своими друзьями. Все его шутки были со смыслом. В сонете «Гайдан» герой повествует о своей любви. От чьего имени написано произведение? Кто такой Гайдан?

18. В 1921 году Марина Цветаева написала Анне Ахматовой: «Вы мой самый любимый поэт, я когда-то давным-давно – лет шесть тому назад – видела Вас во сне, – Вашу будущую книгу. Первое стихотворение, обращенное Цветаевой к Анне Ахматовой, датировано 11 февраля 1915 года. В этом стихотворении поражает зрительный образ. Рисуя портрет женщины, которую она никогда не видела, Цветаева как будто берется за карандаш или перо художника:

Вас передашь одной

Ломанной черной линией...

По мнению исследователей, эти строки воспроизводят в слове известный рисунок – портрет Ахматовой, знать о котором Цветаева не могла. Портрет какого художника воспроизводят строки Цветаевой?

 

19. В эмиграции Цветаева написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень…» На высоком берегу Оки, в её любимом городе Тарусе согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Как называется памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила?

20. Соотнесите музеи Марины Цветаевой и её семьи с названиями:

 

А) 1) Мемориальный дом-музей М.И.Цветаевой в Болшево (г.Королёв)
Б) 2) Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г.Александрове Владимирской области
В) 3) Дом-музей Марины Цветаевой в Москве
Г) 4) Литературно-художественный музей М.Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское
Д) 5) Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове, с. Ново-Талицы
Е) 6) Комплекс Марины Цветаевой в Елабуге
Ж) 7) Музей Марины и Анастасии Цветаевых в городе Феодосии


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.