Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (сочинение части С)



ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (сочинение части С)

Соколова Л.Л., Белокурова С.П.
преподаватели русского языка и литературы
эксперты ЕГЭ

ЗАДАНИЕ 1

ЧАСТЬ С (вариант 2)

Прочитайте текст, сочинение учащегося по нему и комментарий эксперта.

Размазня

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
— По сорока...
— Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати... Ну-с, прожили вы два месяца...
— Два месяца я пять дней...
— Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...
Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..
— Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль. Верно?
Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..
— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... Бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки… Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...
— Я не брала! — шепнула Юлия Васильевна.
— Но у меня записано!
— Ну, пусть... хорошо.
— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...
Оба глаза наполнились слезами... На длинном, хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...
— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
— Мегsi, — прошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
— За что же мегsi? — спросил я.
— За деньги...
— Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мегsi?
— В других местах мне и вовсе не давали...
— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»
Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

(А.П. Чехов)

Анализ сочинения по рассказу А.П. Чехова «Размазня»

 

Структура сочинения Сочинение ученика Комментарий эксперта Баллы
Вступление А.П. Чехов в первую очередь известен благодаря своим рассказам на бытовые темы. Мастер обличения ничтожества и пошлости, Чехов даже в самых кратких своих рассказах удивительно точно несколькими штрихами передает человеческие характеры. Причем произведения писателя недидактичны, он не поучает читателя, а заставляет задуматься. Во вступлении хорошо сказано об авторе, но далее работа не поддерживает тему ничтожества и пошлости.  
Формулировка одной из проблем Вот и в рассказе «Размазня» автор, рисуя, казалось бы, обыденную ситуацию, поднимает проблему притеснения сильными слабых. Так было и будет, вероятно, всегда: тот, кто имеет хотя бы незначительную власть над другим человеком, редко отказывает себе в удовольствии показать эту власть. Проблема сформулирована точно. К1 - 1
Комментарий к выбранной проблеме Эта проблема глубже, чем кажется на первый взгляд. Ее можно отнести как к психологическим, так и к социальным. Ведь сам общественный строй предполагает подчинение одних другим, и трудно представить себе нашу жизнь без разделения на классы. Психологизм этой проблемы в том, что человеку почему-то необходимо ощущать свое преимущество над другими и знать, что он не хуже всех. А если сильный – хозяин положения и в его власти всего-навсего гувернантка его детей, то как тут не показать себя! Можно широким жестом «простить» разбитую чашку, вычтя два рубля из жалования, а можно обвинить в том, что «горничная по вашему недосмотру украла… ботинки». Так как перед нами художественное произведение, здесь надо было бы сказать о сюжете одним-двумя предложениями: хозяин куражится над гувернанткой, вычитая из ее жалования деньги под абсурдными предлогами, а потом все-таки ей все деньги отдает, мотивируя тем, что преподнес ей урок, как надо себя защищать. Логическим недочетом можно считать предложение «Ведь сам общественный строй предполагает подчинение одних другим, и трудно представить себе нашу жизнь без разделения на классы», так как неясно, о какой эпохе идет речь – чеховском времени или современности. Если о современности, возникает фактическая ошибка. Грамматическая ошибка - смешение прямой и косвенной речи: «можно обвинить в том, что "горничная по вашему недосмотру украла… ботинки"». К2 - 2 (комментируется проблема в целом, при этом есть опора на текст). Снижение по критерию К - 9
Сформулированная позиция автора Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами и сам полон презрения к слабенькой, не умеющей постоять за себя гувернантке, но вскоре становится ясно, что это не так. На самом деле симпатии автора на стороне девушки и он сочувствует ей. А отношение к герою выражается в его же последней самодовольной реплике: «Я подумал: легко на этом свете быть сильным». Так А.П. Чехов подводит нас к выводу о том, что недопустимо играть чувствами людей, унижать слабых, повышая собственную самооценку за чужой счет. Автор работы не сразу формулирует позицию писателя, а говорит о своем пути понимания рассказа. Это хорошо, потому что рассказ неоднозначен. В нем отразились две позиции: точка зрения рассказчика заявлена определенно: надо уметь за себя постоять, нельзя быть размазней, мнение же писателя не формулируется, симпатия автора – это не позиция. Однако вдумчивый читатель должен понять, что писатель не разделяет точку зрения героя. В данном случае нельзя было бы сформулировать только позицию героя-рассказчика, следовало обозначить именно позицию А.П. Чехова. К3 - 1    
Выражение своего согласия/несогласия с позицией автора С мнением автора, по-моему, согласится не каждый. Если читать рассказ поверхностно, не вникая в его скрытый смысл, то гувернантка кажется ничтожеством, а хозяин, так дурно с ней поступивший, кажется самоуверенным и сильным человеком, умеющим жить. Мне тоже сначала так показалось. Но, перечитав рассказ еще несколько раз, я поняла позицию Чехова и приняла ее. Действительно, сила заключается не в том, что ты можешь притеснять других, и не в умении огрызаться на тех, кто несправедлив к тебе, а в великодушии к слабым. Автор работы четко сформулировал свою точку зрения.  
Аргумент 1 Мне кажется, здесь было бы уместно вспомнить заповеди Христа о непротивлении злу насилием. Его никто не назвал бы «размазней», но Христос так же, как и героиня рассказа, не боролся с теми, кто желал ему зла и поступал с ним жестоко. Ведь если все на этом свете будут «зубастыми», во что превратится наш мир? В садок с акулами или банку с пауками? Один аргумент из Священного Писания, второй из художественной литературы. Можно было бы, конечно, рассказать историю из собственной жизни, но рядом с чеховским рассказом она бы выглядела бледновато.  
Аргумент 2 Тема произвола сильных мира сего часто становится предметом рассмотрения в литературе. Достаточно вспомнить хотя бы несчастного чиновника, героя гоголевской «Шинели», и «вечную» Сонечку Мармеладову, которая своей покорностью добилась большего, чем бунтующий Раскольников в своем стремлении сделать мир лучше. Русская литература XIX века всегда защищала обиженных, поэтому ни у кого из классиков мы не встретим поэтизации произвола или одобрения насилия над личностью. Второй аргумент больше напоминает ссылку, чем доказательство. Это связано с построением фразы, потому что сам аргумент находится в придаточной части предложения и поэтому не обращает на себя внимания. Лучше было бы разделить предложение на два, заменив слово «которая» словом «Соня».   К4 - 3
Заключение В русской традиции всегда почитались смирение и всепрощение, а не наглость, нахрапистость и хамство. А примеров духовного подвига можно много найти в житиях святых и у них учиться, у Ксении Блаженной и Серафима Саровского, например. Заключение не вполне логичное, так как отказ от сопротивления злу и духовный подвиг – все-таки разные вещи. Снижение балла по критерию К- 5.

Несмотря на отдельные недочеты, работа убедительная, поэтому и большой потери баллов здесь нет.

К5 – 0 – нарушения логики изложения во вступлении и заключении.
К6 – 2 – автор сочинения активно использует различные синтаксические конструкции, вопросно-ответную форму изложения, его язык в целом богат и точен.
К7 – 2 – орфографические ошибки отсутствуют.
К8 – 2 – пунктуационные ошибки отсутствуют.
К9 – 1 — одна грамматическая ошибка.
К10 – 2 – речевых ошибок нет.
К11 – 1 – этика соблюдена.
К12 – ошибок в фоновом материале нет.

Итого – 18 баллов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.