Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Во-первых, учебно-исследовательская работа предполагает принцип добровольности.



 

Выбор темы исследования. Оформление библиографии по проблеме исследования»

 

В подготовке учебно-исследовательской работы важную роль играет правильно подобранная тема. Тема для учебно-исследовательской работы - краткое выражение единой мысли всей работы, своеобразный ракурс исследования.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно - исследовательскую работу, отвечающую следующим принципам:

Во-первых, учебно-исследовательская работа предполагает принцип добровольности.

Во-вторых, принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия обучающегося. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?»,«Что интересно больше всего?», «По каким учебным предметам получает лучшие отметки?», «К каким из них проявляет большой интерес?», «Какие из своих достижений считает наиболее значимыми?»

В-третьих, принцип научности подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату (терминам, теории).

В-четвертых, принцип доступности,связанный с учетом возрастных особенностей обучающихся. Обучающимся, впервые приобщающимся к исследовательской работе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы. Это темы, предполагающие описание одного уже известного из школьного курса явления, но на новом материале.

В-пятых, посильность – это принцип учета возможностей обучающихся. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы обучающиеся плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. Куда более плодотворны самостоятельные наблюдения над материалом небольшого объема. Поэтому можно посоветовать ограничивать исследование определенными рамками. При узкой постановке темы заметнее достоинства работы. Если тема сформулирована чересчур обобщенно, обучающемуся нечего исследовать, а можно только сделать обзор существующих работ, а это явно провоцирует на написание реферата, а не исследования.

В-шестых, при выборе темы важно придерживаться принципа проблемности.

«Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину». Например, удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)», «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь», «Нарушение норм литературного языка в рекламе». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Юмор в школе», «Феномен анекдота» и др.

Когда и почему возникает проблема?
Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей. Например, тема "Английские надписи на одежде" не является проблемной, поскольку она лишь обязывает констатировать наличие и только. Тема же "О чем говорят английские надписи на одежде?» - проблемная тема.

Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Для начала необходимо определить общие правила выбора и формулировки тем:

1. Тема должна быть краткой, лаконичной и законченной. Нет необходимости копировать абзац научной работы в заглавие. При легком просмотре статьи такие заголовки сложны для беглого ознакомления и, в большинстве случаев, полностью не читаются. Формулировки тем научно исследовательской работы обычно включают 5 – 8 слов.

2. Интересная тема может содержать риторический вопрос. Подобные заголовки широко распространены в публицистике и применение их свойственно научным работам гуманитарного направления, где изначально ставится вопрос, а в ходе работы идет анализ и подготовка выводов.

3. Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы. Если тема научно-исследовательской работы будет охватывать слишком большую область, а сама работа не раскроет всю суть заголовка, у оценочной комиссии могут возникнуть соответствующие вопросы. Тоже самое может быть при отражении темой лишь части научного труда.

4. Тема должна быть выполнима. Если автор выбирает интересную тематику, он должен быть готов к поиску информации по ней, а также средств достижения поставленной цели, что иногда бывает затруднительно. В информационном поиске рекомендуется использовать не только отечественные, но и зарубежные ресурсы. Инструментальная база может быть предоставлена заинтересованными учебными заведениями или предприятиями.

5. Тема, по возможности, должна быть оригинальной. Наиболее привлекающие внимание темы содержат элемент неожиданности, общественной важности, имеют интригующие формулировки и спорные моменты. Оригинальные темы наиболее интересны. Например, «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИТАЛИИ – НОВАЯ ЭРА ИЛИ ПУТЬ К ЗАБВЕНИЮ».

6. Если необходимо представить одну из частей более крупной научной работы, то тема должна иметь взаимосвязь с предыдущими работами. Наиболее выигрышным станет перефразирование одной из задач основной работы и использование её в качестве темы.

7. Тема должна быть согласована с научным руководителем или коллегами. Если есть возможность, рекомендуется согласовать тему исследования с более опытным коллегой или научным руководителем.

8. Тема может содержать 2 названия – теоретическое и творческое. Теоретическое название является формальным и содержит логично сконструированный текст. Творческое название более понятно обывателю, содержит образы и эмоционально описывает работу. Например, «Как повысить эффективность (Оценка экономического роста предприятия)». Также возможны пояснения, например, «Оценка экономического роста предприятия (на примере ООО «Арена»)».

9. Тема работы может уточняться. После написания исследовательской работы возможно переформулирование темы, вплоть до кардинального изменения.

10. Подбор темы работы может быть обусловлен тематическими, ситуативным или временными факторами. Необходимо иметь общее представление об актуальности тематики и её востребованности в научном сообществе.

11. Тема должна быть интересна самому автору.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность- значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь обучающемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Не стесняйтесь изменять тему по ходу написания работы.

Следите за новостными трендами. То, о чем говорят в новостях актуально и нередко требует научного обозрения.

Следующие советы помогут вам улучшить ваши результаты:

1. Четко сформулируйте тему исследования. Йоги Берра, известный бейсболист, когда-то сказал: «Если вы не знаете, куда идете, то в конечном итоге вы окажетесь не в том месте». Это утверждение имеет много общего с процессом исследования. Если вы не знаете, что именно вы ищете, в конечном итоге вы можете потратить время на изучение интересных, но не относящихся к делу фактов. Попробуйте с самого начала сформулировать четкий вопрос вашего исследования. Выберите обширную тему, сделайте быстрое предварительное исследование, прежде чем сформулировать конкретный вопрос.

Хороший исследовательский вопрос должен быть:

· Четким

Например,

Плохой выбор: Почему важно здоровое питание?

Правильный вопрос: Есть ли связь между здоровым образом жизни и личной эффективностью?

· Важным

Плохой выбор: Кто был самым значимым писателем?

Правильный вопрос: Каким образом Шекспир повлиял на использование расширенных монологов в «Моби Дике» Мелвилла?

· Поддающийся научному исследованию

Плохой выбор: Почему какой отец такой и сын?

Пересмотренный вопрос: Каковы последствия авторитетного стиля воспитания на чувство собственного достоинства и творчества ребенка?

1. Используйте академические поисковые системы, если вы хотите проводить исследование в интерактивном режиме. Следующие поисковые системы сэкономят вам много времени:

· iSEEK Education

· RefSeek

· INFOMINE

· Microsoft Academic Search

· WolframAlpha

Если вы хотите пойти еще дальше с онлайн-исследованием, этот список топ-100 библиотек открытого доступа поможет вам.

1. Управление данными. Пока Вы занимаетесь исследованием, очень важно, избежать ловушки чувства потерянности. Если вы нашли статью, которая особенно Вам понравился, сохраните ссылку на нее; в противном случае, вы можете потратить много времени, пытаясь найти ее снова, думая, что это лучший ресурс, который вы смогли бы найти.

Однако, с помощью современных средств управления данными, вы сможете легко сохранить всю необходимую информацию и даже разобраться в ней и рассортировать её:

· Mendeley

· Qiqqa

· Endnote Basic

· Colwiz

1. Сделайте введение убедительным. Захватите внимание читателя с помощью интересной статистики, шокирующих фактов или цитат известных людей. В основной части научно-исследовательской работы обсуждается значимость определенного исследования. Постарайтесь добраться до сердец ваших читателей, играя со своими страхами или эгоизмом.

1. Планируйте количество слов. Общее правило заключается в том, что чтобы потратить до 10 процентов от общего количества слов на введение и заключение. Так что, если вы знаете, рекомендуемое количество слов, вы можете принять соответствующие решения относительно количества слов, которые будут включены в других разделах.

2. Учитывайте цели разделов. Заключение должен быть кратким, это краткое изложение вашей научно-исследовательской работы.

В введении следует представить справочную информацию, указать важность исследования этой темы, и сформулировать основные вопросы исследования.

В обзор литературы должны быть включены существующие мнения по выбранной теме.

Методика представляет собой специфические методы и инструменты, которые можно использовались в исследовании и включает в себя соответствующую выборку.

В заключении приводятся только результаты (без каких-либо замечаний по ним).

Обсуждение результатов анализа устанавливает отношения между любыми различными фактами.

Ограничения проливает свет на возможные несовершенства конструкции и процедур исследования. Заключение кратко суммирует основные моменты и является зеркалом Вашего введения. Не забудьте подчеркнуть ценность вашей научно-исследовательской работы, а также упомянуть направления дальнейших исследований.

1. Сделайте обзор литературы. Сбор источников и лишь пара слов о каждом из них является неправильной методикой. Перед тем как написать свой обзор литературы, разделите свои источники на группы, в соответствии с положениями авторов. Убедитесь, что вы включили противоречивые мнения и выделите пробелы в существующей литературе. Это сделает вашу работу исчерпывающей.

2. Используйте клише для различных разделов. Вы забудете про писательский блок, если вы используете следующий список академических клише для различных частей ваших академических научно-исследовательских работ:

· Введение:

В последние годы наблюдается повышенный интерес к X…;

За последнее десятилетие наблюдается резкое увеличение Х…;

В последнее время X была тщательно изучена;

Ранее/В прошлом основная цель Х должна была быть/состоять в…

X является все более важной областью в…;

В новом компьютеризированном мире, X стала центральным вопросом.

· Обзор литературы:

Исследователи изучали влияние;

Значительное количество литературы было опубликовано;

В течение последних десятилетий, гораздо больше информации о X стала доступной;

Большая часть литературы исследовала…;

Предыдущие исследования показали, что…;

Ряд исследований выяснили, что…

· Результаты и обсуждение:

Результаты показали, что…;

Среди вероятных объяснений этого явления…;

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что…;

Самым поразительным выводом, возникающем из наблюдений является то, что…;

Полученные данные согласуются с (противоречат) результатами предыдущих исследований.

· Вывод:

Это исследование показало, что…;

Второй важный вывод, это…;

Результаты данного исследования показывают, что…;

Эти данные могут способствовать более глубокому пониманию проблемы…;

Это исследование делает важный вклад в…

1. Правильно процитируйте свои ресурсы. Ссылаясь на источники, не стоит использовать руководство стиля, так как это устарелый метод, вместо этого, рассмотрите возможность использования бесплатных онлайн генераторов цитирования:

· CitationMachine

· BibMe

· CiteFast

· CiteThisforMe

· RefMe

· KnightCite

1. Используйте свободное изложение. Если вы не можете сделать какой-либо прогресс в вашей научно-исследовательской работе в, определенный момент, попробуйте писать свободно. Напишите пробел так, как если бы вы объясняли ваши основные моменты другу. Это может улучшить поток мыслей для вашей работы, так же, как и логическую аргументацию.

2.   Отложите вашу работу на некоторое время, а затем вернитесь к этому позже, со свежей головой и устраните все опечатки, грамматические и стилистические ошибки.

 Итак, мы говорили о сложностях этапа выбора тем для исследования, принципах их выбора, достоинствах и недостатках тем. Попробуем обобщить, какой же должна быть хорошая тема.

· Интересна исследователю не только на данный момент, но и на перспективу и отвечает задаче развития его личности;

· Интересна научному руководителю (очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и обучающегося, и педагога);

· Опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;

· Соответствует принципу научности;

· Доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;

· Посильна по объему и времени, необходимому для её выполнения;

· Содержит проблему, требующую решения.

· Тема должна быть привлекательна, вызывать удивление

· Тема должна быть выполнима, а выполнение должно принести реальную пользу участникам исследования

· Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности и необычности

· Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро

· Должна быть реализуема в имеющихся условиях

· Соотносить желания и возможности

· Формулировка темы должна существенно определяться основным результатом работы. Чтобы найти для нее ключевые слова, надо задать себе два вопроса: а) о чем будет говориться в работе? б) что именно будет утверждаться?

· Тема должна быть сформулирована предельно кратко и в то же время максимально предметно и конкретно. С этой целью термины в названии темы должны быть ограничены только словами, которые указывают на су­щественное содержание работы. В заглавии не должно быть лишних слов, вводных слов, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Если тему невозможно сформулировать кратко, то часть ее лучше представить в подзаголовке, указав ракурс подхода к теме и отделив его точкой или круглыми скобками. Вводимые в заглавие вспомогательные элементы (например, второе заглавие) должны иметь уточняющее значение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.