Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 1



 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №35 г. Челябинска»

(МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска»)

Предмет Русский язык, 5 класс
УМК Т.А. Ладыженская и др. 5-9 классы
Тема урока Прямое и переносное значение слова
Тип урока Получение новых знаний
Цель урока Знакомство с прямым и переносным значением слова
Задачи урока - изучить возможности использования слов в переносном значении; - формировать навык применения прямого и переносного значения слова в речи; - обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи обучающихся; - мотивировать обучающихся к учению, расширять кругозор, развивать творческую активность; - формировать функциональную грамотность обучающихся
Прогнозируемые результаты:  
1. Личностные Формирование интереса к языку и средствам языка для грамотного выражения мыслей. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. Формирование социальных компетенций через работу в парах и групповую работу. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников. Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности. Самооценка и адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности в работ в парах на уроке. Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера
2. Метапредметные:  
2.1 познавательные Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации. Формирование умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач. Формирование умения осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; строить логическое рассуждение. Формирование умения планировать, выполнять, оформлять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме. Формирование умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности Формирование системы знаний о прямом и переносном значении слова: использование в речи для создания образности, принадлежность к части речи
2.2 регулятивные Развитие умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Развитие умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. Развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. Развитие умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. Развитие умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели
2.3 коммуникативные Развитие умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества. Развитие умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности Развитие умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). Развитие умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем. Развитие грамотной связной устной и письменной речи с использованием слов с прямым и переносным значением. Развитие умения управлять своим поведением, слушать других и аргументировать свою позицию
3. Предметные Развитие грамотной связной устной и письменной речи с использованием слов с прямым и переносным значением. Развитие умения решать творческие задачи, имеющие практическую направленность. Развитие способности выражать собственное отношение к использованию прямого и переносного значения слов в русском языке. Развитие умения находить и разграничивать образные средства в тексте
Дидактические средства Рабочий лист (Приложение 1)
Оборудование Компьютер, ноутбук, 2 проектора, экран, интерактивная доска, презентер
Формы работы с обучающимися Индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия Прямое и переносное значение слов, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание обучения

УУД

Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
1. Организационный момент Приветствие. Создание рабочего настроения. Мотивация обучения Принятие рабочего настроения. Слушают вопросы учителя, отвечают на них. Сравнивают текущее время года и то, которое изображено на репродукции. Определяют объединяющую тему картин. Записывают число в тетрадь Репродукции картин А. Куинджи и Е. Волкова. Запись числа в тетрадь Анализ объектов с целью выделения признаков Планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками Формирование рабочего настроения Самоопределение. Проявление интереса и желания узнать больше
2. Проверка знаний и умений обучающихся для подготовки к восприятию новой темы Организует деятельность по проверке знаний и умений: 1. Грамматическая разминка: работа со словами (и, щедрый, овощ, осень, корзина, положить, в, фрукт). Выделение окончаний. 2. Ответ на вопрос: какова роль окончаний в словах? 3. Составить предложение из всех слов. Определить основу предложения Записывают слова в тетрадь, выделяют окончания. Отвечают на вопросы во фронтальном режиме. Контролируют правильность ответов. Составляют предложение, записывают его в тетрадь. Выделяют основу предложения Запись слов. Определение частей речи. Выделение окончаний в словах. Составление предложения. Выделение грамматической основы Структурирование знаний Восприятие на слух вопросов учителя и ответов учащихся. Выдвижение аргументированных ответов Слушание, по существу задания дополнение или исправление ответов одноклассников. Понимание единства разделов русского языка для успешного обучения по дисциплине
3. Постановка цели занятия Организует деятельность по формулированию темы и цели урока: 1. Задает устные вопросы, направляющие учеников к теме урока. 2. Знакомит с образным средством «Олицетворение». 3. Просит сформулировать тему и цель урока Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь. Ставят цель урока Тема урока и цель урока. Карточка «олицетворение» Выделение и формулирование познавательной цели урока Взаимодействие с учителем и одноклассниками Целеполагание, планирование последовательности действий Смыслообразование
4. Организация восприятия и осмысление новой информации Организует деятельность по восприятию и осмыслению нового материала: 1. Чтение учебника. 2. Задает вопросы на осмысление материала. 3. Формулирует правила о прямом и переносном значении слов Чтение учебника. Осмысление нового материала через ответы на вопросы учителя в фронтальном режиме Учебник (с. 157) Теоретический материал «прямое и переносное значение слова» Нахождение текстовой информации и интерпретирование ее; формулирование несложных выводов на основе прочитанного текста Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Распределение учебного времени для решения учебной задачи Мотивация к совместной деятельности и сотрудничеству
5. Первичная проверка понимания Учитель предлагает определить и объяснить прямое и переносное значение слов в словосочетании. Игра «Третий лишний» Объясняют значения слов в словосочетании. Находят лишнее словосочетание, аргументируют свой выбор Примеры прямого и переносного значения слов. Игра «Третий лишний» Решение задач на основе изученного материала Построение речевого высказывания с учетом ситуации и сферы общения Слушание, дополнение и исправление ответов одноклассников Активное участие в обсуждении
6. Организация усвоения способов деятельности через решение учебных задач Учитель организует усвоение нового материала: 1. Работа с загадками: найти переносное значение в загадке и ответ на загадку. 2. Словарно-орфографическая работа в словах. 3. Знакомит с образным средством «Сравнение». 4. Составление словосочетаний Читают текст загадки. Определяют ответ на загадку. Находят переносное значение в тексте загадки. Записывают слова и производят в них орфографическую работу. Составляют словосочетания устно Загадки Ответы на загадки. Орфографический разбор слов. Карточка «сравнение» Схема словосочетания Решение задач на основе изученного материала Адекватное понимание информации письменного источника Распределение учебного времени, выполнение задания в установленные временные интервалы Активное участие в деятельности на уроке
7. Физическая минутка Организует физическую минутку Встают с мест, выполняют задания учителя Мяч Решение учебной задачи в игровой форме Сотрудничество с учителем и одноклассниками в игровой форме Смена формы работы, умение переключаться с одного вида деятельности на другой Нравственно-этическая ориентация
8. Творческое применение и добывание знаний через решение учебных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений Учитель организует усвоение материала через художественный текст: 1. Учитель предлагает работу со стихотворным текстом: выбрать и объяснить букву в написании слов, подчеркнуть в тексте слова с переносным значением. 2. Организует работу в парах - обучающиеся должны проговорить правило «Прямое и переносное значения слов», проверить выполненные задания. 3. Знакомит с образным средством «Метафора». 4. Учитель предлагает работу в прозаическом тексте: заполнить пропуски, используя предложенные слова, или подобрать самостоятельно слова для заполнения пропусков Читают художественный стихотворный текст, выбирают правильную букву на месте орфограммы, подчеркивают слова с переносным значением. Работают в парах: проговаривают правило (1 вариант - прямое значение, 2 вариант - переносное значение) Проверяют работы: взаимопроверка в парах, проверяют по эталону и ставят оценки. Работают с прозаическим текстом: заполняют пропуски Художественный стихотворный текст. Контрольная карта для проверки (слайд презентации). Художественный прозаический текст. Карточка «Метафора» Решение учебных задач в парах Сотрудничество с одноклассником при работе в паре. Распределение учебного времени, выполнение задания в установленные временные интервалы. Взаимооценка
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний через проектную деятельность Учитель обобщает изученный материал через проектную деятельность: 1. Учитель предлагает распределиться в группы, выполнить задание. 2. Организует работу в группах. 3. Знакомит с образным средством «Эпитет» Распределяются по группам. Выполняют задание: один человек от группы работает на интерактивной доске, один защищает проект. Соотносят предложенные признаки с иллюстрацией Задания для 4 групп Задание на интерактивной доске Иллюстрации Карточка «эпитет» Решение учебных задач в группе Сотрудничество с одноклассником при работе в группе Контроль и коррекция своей работы и работы одноклассников в группе Нравственно-этическая ориентация
10. Подведение итогов. Рефлексия Учитель задает вопросы на осмысление результатов учебной деятельности. Благодарит учеников за работу. Дети отвечают на вопросы, определяют достижение цели урока. Оценивают свою работу: проверяют точность и правильность выполнения работы на интерактивной доске Иллюстрации. Выполненное задание на интерактивной доске Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия способов и условия деятельности Сотрудничество с учителем. Формулирование устных ответов Слушание, дополнение и исправление ответов одноклассников Самооценка. Понимание причин успеха (неуспеха)
11. Домашнее задание Учитель сообщает домашнее задание и ставит задачи на следующий урок: 1. Работа с теоретическим материалом 2. Работа с терминами 3. Заполнение схемы примерами образных средств Слушают задание, направленное на дальнейшую учебную деятельность Карточки - задания на рабочем листе


Приложение 1

В народе говорят, что «витамины нужно запасать с лета». Однако лето – это ягодная пора. Основной урожай приходится все же на осень. Осенние овощи и фрукты крайне полезны благодаря высокому содержанию в них углеводов, различных кислот, витаминов и активных элементов в легкой для усвоения организмом форме. А знаете ли вы, что ликопин, придающий овощам красный цвет, является сильнейшим природным антиоксидантом, даже более сильным, чем витамины С и E.  

 

 


Октябрь

Вот на ветке лист кл(е/и)новый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, з(о/а)лотой.

Ты куда, л(е/и)исток? Постой!

Берестов В.Д.

 

Осень

Я х(о/а)жу, грущу один:

Осень рядом где-то.

Жёлтым листиком в р(е/и)ке

Ут(о/а)нуло лето.

Я ему бр(о/а)саю круг

свой венок последний.

Только лето не спасти,

если день - осенний.

Новицкая Г.М.

 

Наступила (прил.)_______________осень. Солнце (глаг.)________________ верхушки деревьев. Подует (прил.)____________  осенний ветерок, (глаг.)_________________ туча по небу, (прил.)________________ листья опустятся на воду и превратятся в (прил.)_____________ кораблики.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: золотой, легкий, легкий, воздушный, золотить, полететь.


ДОМАШНЯЯ РАБОТА

 

Прямое значение – это такое значение, которое имеет самое непосредственное отношение к предметам и явлениям (железный гвоздь)

Переносное значение – это вторичное значение слова, построенное на основе сходства (железное здоровье)

 

Словарная работа: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет.

 

Подготовка к сочинению.

 

  Река  
  В. Поленов «Золотая осень»

 

 

  Деревья
  Небо     Эмоции  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.