|
|||
В чем основное отличие воспитания скаута от воспитания пионера или тимуровца?- В чем основное отличие воспитания скаута от воспитания пионера или тимуровца?
- Высший смысл своей жизни скаут обретал в общении с Богом, а основой воспитания пионера были коммунистические идеалы. Свобода и ответственность, с одной стороны, — и безальтернативный марксизм-ленинизм, с другой. Но ведь ребенка со всеми его зачем, как и почему не втиснуть в примитивную агрессию против Неба — он все равно будет поднимать к нему глаза и искать к нему пути. Оставалось одно: ампутировать Небо как рудимент, подобно аппендициту. Поэтому огромную роль в формировании «новых людей» большевистские власти отводили языку. Из русского языка вычеркивались целые пласты смыслов. Языковые манипуляции должны были окончательно оторвать людей от Бога, уничтожить саму память обо всём, что подводит к встрече с Ним.
- Язык имеет такое большое значение для воспитания? - По точному слову Хайдеггера, «язык — это дом бытия». Для человека существует только то, чему он дает имя. Если у него нет слов для обозначения той или иной реальности, значит, он её попросту не замечает, она прошла мимо его сознания. Если ему нечем сказать о чём-либо, значит, не о чем говорить. Но возможна ситуация, когда слов нет, а неназванная реальность есть, более того, она деликатно и дипломатично стучится в двери человеческого сердца, а тому нечем ответить на этот зов. Вот почему, начиная с 1930-х годов в СССР нарастает ощущение тяжелой безысходности, пронизывающей собой все горизонты советской культуры: от «скукоты» официозов и букварей до горьких умолчаний и недоумений в литературных, песенных и киношедеврах той поры. За этой болью и тоской таилась тоска по Богу: в каждой душе есть бесконечное пространство для Бога, а Бога в ней нет, потому что нет слов, для того, чтобы Его позвать. И бездна человеческой души, взыскуя Творца, должна была удовлетворяться замшелыми марксистко-ленинскими штампами. Фантомную боль в ампутированной области смыслов Владимир Высоцкий выражал так: И нас хотя расстрелы не косили, Но жили мы, поднять не смея глаз, — Мы тоже дети страшных лет России, Безвременье вливало водку в нас. (В.В. Высоцкий. Я никогда не верил в миражи). И ему же принадлежит исповедание веры русской интеллигенции той поры: Мне судьба до последней черты, до креста Спорить до хрипоты (а за ней — немота), Убеждать и доказывать с пеной у рта, Что — не то это вовсе, не тот и не та! Что — лабазники врут про ошибки Христа… (Мне судьба до последней черты, до креста… 1978)
|
|||
|