Актуализация знаний.. Сообщение целей и задач урока.. Работа над темой урока.
2.Актуализация знаний.
Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке? (Активно, дружно…)
Математическая разминка: Закрепление знаний по теме «Нумерация 1000»
Сегодня мы начнём с того, что вспомним, как читаются и пишутся числа в пределах 1000, будем закреплять знания по теме «Нумерация 1000»
Прочтите числа: 357, 682, 803, 438, 580
Как мы их называем? (Трехзначные) Почему? (Для записи данных чисел используется три цифры)
3.Сообщение целей и задач урока.
А теперь отгадайте загадку:
Что всегда идет, А с места не сойдет? (часы)
- Посмотрите на циферблат и определите время: - Который сейчас час? -Почему же возникло затруднение? В чём проблема?(Не знаем, какими цифрами записаны числа). - А может кто–нибудь знает, как называются эти цифры? - Чему мы будем учиться? - А какую цель поставим?
Тема: Римские цифры. Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать их и выполнять с ними вычисления, сравнение.
4.Работа над темой урока.
- А почему они именно так называются, римские? (их придумали в Риме). - Вы уверены? Предлагаю перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как появились римские цифры.
Историческая справка. У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки и конечно, палочки. Но позже возникла проблема… Как запомнить, кто кому сколько должен монет? Сколько народилось жеребят? Сколько корзин зерна собрано? Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. В Древнем Египте изобрели счёты. В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. Чуть позже древние арабы упростили эти значки. А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.
- Вот, например, числа I, II, III сравнивали с 1, 2 и 3 пальцами. Этими цифры мы уже умеем записывать? (да).
*Учитель закрепляет на доске карточки с числами I II III.*
- Но как записать число 4? Для этого, как ни странно, нужно сначала узнать написание числа 5. Отгадку найдём всё там же в руке.
*Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5 *.
- На что она похожа? (на галочку, на букву V в латинском алфавите и т.д.) - Верно. Она так и записывается.
*На доске появляется карточка с цифрой V*.
- Из скольких 5-к состоит число 10? (из 2). - Абсолютно верно (учитель показывает на руках цифру X), одна из них смотрит вверх, а другая вниз.
*Учитель закрепляет на доске цифру X, поочерёдно составляя её из 2 V-к*.
- На какую букву похоже это число? (на икс). - Верно. Её и записывают как букву икс, потому что так удобнее. И всё-таки мы совсем забыли о цифре 4… - Просто без цифр V и X невозможно записать все пропущенные нами цифры. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа. Кто догадался, как записать цифру 4? (палочка и пять, один и пять римскими и др). - Молодцы! Как запишем шесть, семь, восемь. - А теперь подумайте, как запишем число 9? (от10 отнимем 1 → IX). - Итак, мы с вами научились записывать римские цифры и сами не заметили, как выполнили 1 задачу урока.
Запомните:
|