Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формулировка  и выбор тем сочинения.



 

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению А,С Пушкина «Дубровский».  На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Формулировка  и выбор тем сочинения.

- Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы.

а)  «К. Троекуров и  А. Дубровский »

б) «История любви  М. Троекуровой  и В. Дубровского »

в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»

Работа по 1-ой теме.

- Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме дан ниже.

План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский».

Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

1. Положение в обществе  К. Троекурова и А. Дубровского.

2. Характер героев.

3. Отношение с людьми.

4. Причина гибели А. Дубровского.

ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и                       А. Дубровскому.

- Что касается первого пункта этой темы, то изучите краткую историческую  справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.

Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово "дворянин" буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены.
В эпоху правления Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления - самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокруг Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана "Табель о рангах", которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.
Екатерина II продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации - буржуазии.
После революции 1917 года в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.

персонажи критерии оценки К. Троекуров А. Дубровский

Сходство персонажей

1. Ровесники.                                                                                                                        2. По происхождению дворяне.                                                                                         3. Оба служили и вышли в отставку.                                                                                4. Оба женились по любви и стали вдовцами.                                                                 

Различие

Соц. положение Богатство - власть, связи. Бедность – отсутствие власти, авторитета.
Характер героев Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный. Мягкий, порядочный, добрый, благородный.
Отношение с людьми         ( родные, соседи, чиновники, крестьяне) Грубо,  строго, властно, жестоко. Гуманно, уважительно,
Отношение автора к героям Осуждение, неприязнь Сочувствие, симпатия

Устно ответить на вопросы. (Все вопросы проговаривались на уроке).

1. Каково было положение героев в обществе?

2. Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?

3. Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?

4. Как они относились друг к другу?

5. Какой случай спровоцировал их ссору?

6. Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?

7. Какова причина гибели Дубровского?

8. Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.