|
|||
Изложение программного материала.
-Здравствуйте ребята! Мы завершаем знакомство с общими обязанностями и правилами безопасного поведения участников дорожного движения. В предыдущих параграфах вы изучили обязанности и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров, ознакомились с основными положениями Правил дорожного движения. Теперь мы приступаем к изучению общих обязанностей и правил безопасного поведения главных участников дорожного движения – водителей. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока «Водитель». 1. Изложение программного материала. Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения. 1.. В о д и т е л ь – э т о ч е л о в е к , у п р а в л я ю щ и й к а к и м - л и б о транспортным средством. 2. Водителем считается человек, ведущий по дороге вьючных или верховых животных или стадо животных. 3. Транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. 4. Наличие или отсутствие двигателя 2 на транспортных средствах делит их на две группы: механические и немеханические. 5. К немеханическим транспортным средствам относятся велосипеды, мопеды и прицепы. 6. В е л о с и п е д – т р а н с п о р т н о е средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение м у с к ул ь н о й с и л о й ч е л о в е к а , находящегося на нём. Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов в ближайшем будущем на 1000 человек будет приходиться 330-440 автомобилей (в 2002-2003 гг. этот показатель составлял 230-250 единиц автомобилей). Следовательно, также быстро растёт и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей). Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих. По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты 1. Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог. 2. Глубокие знания ПДД, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге. 3. Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством. 4. Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности. Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны. Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы ПДД и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно. Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека. ВНИМАНИЕ! Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 л6т. Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге. ЗАПОМНИТЕ! Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю. Это должен знать каждый Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Основные требования к техническому состоянию велосипеда: · Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок). · При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета. Водителям велосипеда запрещается: · Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления. · Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой. · Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками. · Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению. · Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки. · Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. · Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах. · Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар – это дорога для пешеходов). Основные обязанности велосипедиста: · На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту. · Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов. · При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку. · На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге. Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств. Итог урока - Итак, ребята. Подведём итоги. - Кого можно назвать водителем? - Чем механические транспортные средства отличаются от немеханических - Почему выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой движения? - Сравните сигналы поворота и остановки, подаваемые велосипедистом и регулировщиком. В чём их сходство и различие? Домашнее задание : параграф 2.4. стр. 49 Проверь себя . Вопросы 1.2.4. – письменно.
|
|||
|