Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 9. Обобщающий урок – от классики к современности



Урок 9. Обобщающий урок – от классики к современности

 

Некоторые явления в искусстве очень трудно назвать только классическими или только современными – настолько тесно переплетаются в них элементы культурных традиций с современными темами и новыми направлениями искусства. Может измениться выразительный язык искусства – ведь постоянно появляются новые музыкальные инструменты, способы обработки звука, исполнительские техники. Но главная его тема – человек и его судьба – остаётся в центре внимания. Музыкальное многоязычие современного мира – это прекрасная возможность пообщаться с людьми не только других стран и континентов, но и с представителями других эпох, познакомиться с разными взглядами на жизнь и впитать в себя всё то лучшее, что было создано человеческой культурой.

На уроке

Вы узнаете:

§ Какую музыку и почему называют «третьим направлением»

Вы научитесь

§ Сравнивать художественную идею и музыкальный язык произведений, созданных на один и тот же сюжет

§ Видеть смысловые параллели между художественными образами произведений искусства и современными проблемами общества

Вы повторите

§ Оперу А. Бородина «Князь Игорь» и Балет Б. Тищенко «Ярославна»

§ Мюзикл Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта» и рок-оперу Э. Артемьева «Преступление и наказание

Ключевые слова:

Классика, кино, опера, балет, мюзикл,  сюжет, образ, интерпретация

 

Вы уже знаете, что классической музыкой называют не только сочинения, написанные в эпоху классицизма. Это может быть и музыка композиторов-романтиков, импрессионистов, представителей других стилевых направлений. Единственным критерием является художественная ценность, непреходящее значение того или иного произведения для человечества

В этом полугодии мы вновь обратились образцам классических жанров: оперы, балета, симфонии. Но наряду с этим знакомились и с современными видами музыки: мюзиклом, рок-оперой, музыкой кино. И обнаруживали, что некоторые явления в искусстве очень трудно назвать только классическими или только современными – настолько тесно переплетаются в них элементы культурных традиций с современными темами и новыми направлениями искусства.

Музыка Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова продолжает звучать в концертных залах. Если на сцене выступают талантливые исполнители, то в зале нет ни одного свободного места! Наши современники находят в этой музыке ответы на волнующие их вопросы. Значит, эти произведения не утратили своей актуальности, они современны…

С другой стороны, альтернативные музыкальные стили – джаз, рок существуют уже не один десяток лет. И многие джазовые мелодии, композиции рок-групп тоже давно стали классическими. Да и музыканты симфонических оркестров охотно исполняют аранжировки этих мелодий в своих концертах. Получается, что никакие они не альтернативные - эти разные музыкальные направления…

А когда современные рэперы или участники шоу «Голос» перепевают известные классические мелодии, то зал взрывается удвоенными аплодисментами – и в честь талантливого исполнения, и с приветствием знакомого произведения. Таким образом классика и современность постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга.

Может измениться выразительный язык искусства. Но главная его тема – человек и его судьба – останется в центре внимания. И каждое новое поколение с неизменной остротой будет решать для себя проблему смысла жизни, своего предназначения. Будет искать свою красоту и свою правду. И найденные предшественниками художественные образы послужат точками опоры в этих непростых поисках.

Вот князь Игорь – у Бородина он образец мужества, воинской доблести. Как поступить герою по чести? «Плен, постыдный плен» - в отчаянии восклицает он в своей арии. Но и решиться на побег ему нелегко. Ведь Хан Кончак относится к нему как к равному. Во вражеском стане князь Игорь живет на правах гостя. И этот враг предлагает ему дружбу… А разве в нашей современной жизни не встречаются нам враги, благородно предлагающие «удобный плен»?... Есть над чем задуматься современному человеку.

С момента создания оперы Бородина проходит 100 лет и композитор Борис Тищенко смотрит на этот же сюжет совершенно иными глазами. Героический ореол, созданный вокруг образа князя, наш современник ставит под сомнение. В самом деле, исторические летописи свидетельствуют, что Князь Игорь был движим скорее тщеславием, нежели заботой о защите русских рубежей.

Вот как говорит об этом древний летописец.

О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи повреждённые, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»

Безрассудством своим князь погубил дружину, подверг смертельной опасности свою семью и родную землю. Антигероем считает его Тищенко. А восхищение истинным подвигом любви и верности вызывает у него Ярославна. Та же самая история, те же самые герои… Но как по-разному прочитан один и тот же сюжет композитором-классиком и нашим современником….

В музыкальном языке балета тоже много таких созвучий, которые во времена Бородина никто не использовал: Диссонанс, красочные звуковые пятна неопределённой высоты (сонорика), случайные сочетания звуков и ритмов (алеаторика). Но в межкультурном диалоге с ними переплетаются элементы фольклорных интонаций и молитвенных напевов – это и есть современный музыкальный язык, наполненный цитатами явными и неявными. Такую причудливую интонационную смесь композитор вкладывает в традиционный жанр балета. И в этом опять-таки классика и современность оказываются неразделимы.

Ничто не ново под луной… Все истории начинаются одинаково… - узнаёте цитату из «Ромео и Джульетты»? Шесть веков подряд люди вновь и вновь рассказывают друг другу эту историю – на языке оперы или балета, кино или мюзикла.

Меняется внешняя сторона – ритм-группа ударных сопровождает даже лирический дуэт главных героев; спецэффекты и компьютерная графика рисуют фантастические декорации. Но внутреннее содержание – разве оно изменилось? Так же как и 600 лет назад сердца ликуют от вдохновения всепоглощающей любви. А потом – замирают от невыразимой горечи жестокой расплаты за глупые, бессмысленные распри.

Мюзиклы и рок-оперы, классика в современной обработке часто оказываются как бы между двумя полюсами – музыкой лёгкой, развлекательной с одной стороны; и музыкой серьёзной, затрагивающей важные темы – с другой. Именно поэтому такие произведения иногда относят к «третьему направлению». На доступном и всем понятном музыкальном языке они «разговаривают» на важные темы.

Вечные темы искусства в каждую историческую эпоху то ненадолго замирают, то разгораются с новой силой. Наверное, у каждого поколения свои акценты и свои главные вопросы.

Подвиг по имя любви, подвиг во имя Родины… Кто и на какой подвиг способен сегодня? Готов ли наш современник пожертвовать собой? Или, может быть лучше пожертвовать кем-то другим? – Как это сделал Родион Раскольников….

Эдуард Артемьев – автор рок-оперы «Преступление и наказание» - выдающийся композитор современности. Он «говорит» с нами и на языке рок-культуры, и на фольклорном музыкальном диалекте, свободно переходит с джазового стиля на академическую классику и обратно. Музыкальное многоязычие современного мира – это прекрасная возможность пообщаться с людьми не только других стран и континентов, но и с представителями других эпох, познакомиться с разными взглядами на жизнь и впитать в себя то лучшее, что было создано человеческой культурой .

Выполните здания и ответьте на вопросы:

 

  1. Какую музыку называют классической?

А) любые музыкальные произведения, созданные в прошлом

Б) музыкальные произведения, имеющие непреходящую ценность для культуры

В) музыкальные произведения созданные представителями стиля «классицизм»

 

  1. Выберите верное утверждение

А) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежат разные сюжеты

Б) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы понимают одинаково, но произведения различаются по стилистике, музыкальному языку.

В) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы трактуют по-разному, произведения различаются также и по стилистике, музыкальному языку.

 

  1. Среди перечисленных произведений отметьте музыку Э. Артемьева

А) Рок-опера «Юнона и Авось»

Б) Рок- опера «Преступление и наказание»

В) Мюзикл «Кошки»

Г) Мюзикл «Норд Ост»

Д) Музыка к кинофильму «Встречный»

Ж) Музыка к кинофильму «Солярис»

 

  1. Для какого музыкального направления характерны синкопированный ритм, свинг, импровизация?

А) Классика

Б) Джаз

В) Рок

 

  1. Сколько частей в Симфонии № 8 «Неоконченной» Ф. Шуберта?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

Д) 5

  1. В каких жанрах написаны эти произведения? Составьте правильные пары:
Балет   «Иисус Христос – суперзвезда»
     
Рок-опера   «Призрак оперы»
     
Мюзикл   «Ярославна»

 

  1. Что из перечисленного относится к музыке третьего направления?

А) Светская музыка

Б) Духовная музыка

В) Фольклор

Г) Джаз

Д) Мюзиклы

Ж) Классика в современной обработке

 

  1. Кто является автором музыки к спектаклю Московского театра на Таганке «Ревизская сказка»?

А) С. Прокофьев

Б) Д. Шостакович

В) А. Шнитке

Г) Э. Артемьев

Д) Б. Тищенко

  1. Кто из композиторов является автором этих произведений?

 

Мюзикл «Ромео и Джульетта»     М. Легран  
     
Музыка к кинофильму «Шербургские зонтики»     Э. Артемьев  
     
Рок-опера «Преступление и наказание»     Ж. Пресгурвик  

 

  1. Как называется метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом?

А)  сонорика

Б)  алеаторика

В) полистилистика

 

 

  1. Дайте определения следующим жанрам:

- Опера

- Балет

- Симфония

- Мюзикл

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.