|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок 9. Обобщающий урок – от классики к современностиУрок 9. Обобщающий урок – от классики к современности
Некоторые явления в искусстве очень трудно назвать только классическими или только современными – настолько тесно переплетаются в них элементы культурных традиций с современными темами и новыми направлениями искусства. Может измениться выразительный язык искусства – ведь постоянно появляются новые музыкальные инструменты, способы обработки звука, исполнительские техники. Но главная его тема – человек и его судьба – остаётся в центре внимания. Музыкальное многоязычие современного мира – это прекрасная возможность пообщаться с людьми не только других стран и континентов, но и с представителями других эпох, познакомиться с разными взглядами на жизнь и впитать в себя всё то лучшее, что было создано человеческой культурой. На уроке Вы узнаете: § Какую музыку и почему называют «третьим направлением» Вы научитесь § Сравнивать художественную идею и музыкальный язык произведений, созданных на один и тот же сюжет § Видеть смысловые параллели между художественными образами произведений искусства и современными проблемами общества Вы повторите § Оперу А. Бородина «Князь Игорь» и Балет Б. Тищенко «Ярославна» § Мюзикл Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта» и рок-оперу Э. Артемьева «Преступление и наказание Ключевые слова: Классика, кино, опера, балет, мюзикл, сюжет, образ, интерпретация
Вы уже знаете, что классической музыкой называют не только сочинения, написанные в эпоху классицизма. Это может быть и музыка композиторов-романтиков, импрессионистов, представителей других стилевых направлений. Единственным критерием является художественная ценность, непреходящее значение того или иного произведения для человечества В этом полугодии мы вновь обратились образцам классических жанров: оперы, балета, симфонии. Но наряду с этим знакомились и с современными видами музыки: мюзиклом, рок-оперой, музыкой кино. И обнаруживали, что некоторые явления в искусстве очень трудно назвать только классическими или только современными – настолько тесно переплетаются в них элементы культурных традиций с современными темами и новыми направлениями искусства. Музыка Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова продолжает звучать в концертных залах. Если на сцене выступают талантливые исполнители, то в зале нет ни одного свободного места! Наши современники находят в этой музыке ответы на волнующие их вопросы. Значит, эти произведения не утратили своей актуальности, они современны… С другой стороны, альтернативные музыкальные стили – джаз, рок существуют уже не один десяток лет. И многие джазовые мелодии, композиции рок-групп тоже давно стали классическими. Да и музыканты симфонических оркестров охотно исполняют аранжировки этих мелодий в своих концертах. Получается, что никакие они не альтернативные - эти разные музыкальные направления… А когда современные рэперы или участники шоу «Голос» перепевают известные классические мелодии, то зал взрывается удвоенными аплодисментами – и в честь талантливого исполнения, и с приветствием знакомого произведения. Таким образом классика и современность постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга. Может измениться выразительный язык искусства. Но главная его тема – человек и его судьба – останется в центре внимания. И каждое новое поколение с неизменной остротой будет решать для себя проблему смысла жизни, своего предназначения. Будет искать свою красоту и свою правду. И найденные предшественниками художественные образы послужат точками опоры в этих непростых поисках. Вот князь Игорь – у Бородина он образец мужества, воинской доблести. Как поступить герою по чести? «Плен, постыдный плен» - в отчаянии восклицает он в своей арии. Но и решиться на побег ему нелегко. Ведь Хан Кончак относится к нему как к равному. Во вражеском стане князь Игорь живет на правах гостя. И этот враг предлагает ему дружбу… А разве в нашей современной жизни не встречаются нам враги, благородно предлагающие «удобный плен»?... Есть над чем задуматься современному человеку. С момента создания оперы Бородина проходит 100 лет и композитор Борис Тищенко смотрит на этот же сюжет совершенно иными глазами. Героический ореол, созданный вокруг образа князя, наш современник ставит под сомнение. В самом деле, исторические летописи свидетельствуют, что Князь Игорь был движим скорее тщеславием, нежели заботой о защите русских рубежей. Вот как говорит об этом древний летописец. О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской. Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи повреждённые, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!» Безрассудством своим князь погубил дружину, подверг смертельной опасности свою семью и родную землю. Антигероем считает его Тищенко. А восхищение истинным подвигом любви и верности вызывает у него Ярославна. Та же самая история, те же самые герои… Но как по-разному прочитан один и тот же сюжет композитором-классиком и нашим современником…. В музыкальном языке балета тоже много таких созвучий, которые во времена Бородина никто не использовал: Диссонанс, красочные звуковые пятна неопределённой высоты (сонорика), случайные сочетания звуков и ритмов (алеаторика). Но в межкультурном диалоге с ними переплетаются элементы фольклорных интонаций и молитвенных напевов – это и есть современный музыкальный язык, наполненный цитатами явными и неявными. Такую причудливую интонационную смесь композитор вкладывает в традиционный жанр балета. И в этом опять-таки классика и современность оказываются неразделимы. Ничто не ново под луной… Все истории начинаются одинаково… - узнаёте цитату из «Ромео и Джульетты»? Шесть веков подряд люди вновь и вновь рассказывают друг другу эту историю – на языке оперы или балета, кино или мюзикла. Меняется внешняя сторона – ритм-группа ударных сопровождает даже лирический дуэт главных героев; спецэффекты и компьютерная графика рисуют фантастические декорации. Но внутреннее содержание – разве оно изменилось? Так же как и 600 лет назад сердца ликуют от вдохновения всепоглощающей любви. А потом – замирают от невыразимой горечи жестокой расплаты за глупые, бессмысленные распри. Мюзиклы и рок-оперы, классика в современной обработке часто оказываются как бы между двумя полюсами – музыкой лёгкой, развлекательной с одной стороны; и музыкой серьёзной, затрагивающей важные темы – с другой. Именно поэтому такие произведения иногда относят к «третьему направлению». На доступном и всем понятном музыкальном языке они «разговаривают» на важные темы. Вечные темы искусства в каждую историческую эпоху то ненадолго замирают, то разгораются с новой силой. Наверное, у каждого поколения свои акценты и свои главные вопросы. Подвиг по имя любви, подвиг во имя Родины… Кто и на какой подвиг способен сегодня? Готов ли наш современник пожертвовать собой? Или, может быть лучше пожертвовать кем-то другим? – Как это сделал Родион Раскольников…. Эдуард Артемьев – автор рок-оперы «Преступление и наказание» - выдающийся композитор современности. Он «говорит» с нами и на языке рок-культуры, и на фольклорном музыкальном диалекте, свободно переходит с джазового стиля на академическую классику и обратно. Музыкальное многоязычие современного мира – это прекрасная возможность пообщаться с людьми не только других стран и континентов, но и с представителями других эпох, познакомиться с разными взглядами на жизнь и впитать в себя то лучшее, что было создано человеческой культурой . Выполните здания и ответьте на вопросы:
А) любые музыкальные произведения, созданные в прошлом Б) музыкальные произведения, имеющие непреходящую ценность для культуры В) музыкальные произведения созданные представителями стиля «классицизм»
А) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежат разные сюжеты Б) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы понимают одинаково, но произведения различаются по стилистике, музыкальному языку. В) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы трактуют по-разному, произведения различаются также и по стилистике, музыкальному языку.
А) Рок-опера «Юнона и Авось» Б) Рок- опера «Преступление и наказание» В) Мюзикл «Кошки» Г) Мюзикл «Норд Ост» Д) Музыка к кинофильму «Встречный» Ж) Музыка к кинофильму «Солярис»
А) Классика Б) Джаз В) Рок
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5
А) Светская музыка Б) Духовная музыка В) Фольклор Г) Джаз Д) Мюзиклы Ж) Классика в современной обработке
А) С. Прокофьев Б) Д. Шостакович В) А. Шнитке Г) Э. Артемьев Д) Б. Тищенко
А) сонорика Б) алеаторика В) полистилистика
- Опера - Балет - Симфония - Мюзикл
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|