Урок 9. Обобщающий урок – от классики к современности
Урок 9. Обобщающий урок – от классики к современности
Некоторые явления в искусстве очень трудно назвать только классическими или только современными – настолько тесно переплетаются в них элементы культурных традиций с современными темами и новыми направлениями искусства. Может измениться выразительный язык искусства – ведь постоянно появляются новые музыкальные инструменты, способы обработки звука, исполнительские техники. Но главная его тема – человек и его судьба – остаётся в центре внимания. Музыкальное многоязычие современного мира – это прекрасная возможность пообщаться с людьми не только других стран и континентов, но и с представителями других эпох, познакомиться с разными взглядами на жизнь и впитать в себя всё то лучшее, что было создано человеческой культурой.
На уроке
Вы узнаете:
§ Какую музыку и почему называют «третьим направлением»
Вы научитесь
§ Сравнивать художественную идею и музыкальный язык произведений, созданных на один и тот же сюжет
§ Видеть смысловые параллели между художественными образами произведений искусства и современными проблемами общества
Вы повторите
§ Оперу А. Бородина «Князь Игорь» и Балет Б. Тищенко «Ярославна»
§ Мюзикл Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта» и рок-оперу Э. Артемьева «Преступление и наказание
Ключевые слова:
Классика, кино, опера, балет, мюзикл, сюжет, образ, интерпретация
Вы уже знаете, что классической музыкой называют не только сочинения, написанные в эпоху классицизма. Это может быть и музыка композиторов-романтиков, импрессионистов, представителей других стилевых направлений. Единственным критерием является художественная ценность, непреходящее значение того или иного произведения для человечества
В этом полугодии мы вновь обратились образцам классических жанров: оперы, балета, симфонии. Но наряду с этим знакомились и с современными видами музыки: мюзиклом, рок-оперой, музыкой кино. И обнаруживали, что некоторые явления в искусстве очень трудно назвать только классическими или только современными – настолько тесно переплетаются в них элементы культурных традиций с современными темами и новыми направлениями искусства.
Музыка Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова продолжает звучать в концертных залах. Если на сцене выступают талантливые исполнители, то в зале нет ни одного свободного места! Наши современники находят в этой музыке ответы на волнующие их вопросы. Значит, эти произведения не утратили своей актуальности, они современны…
С другой стороны, альтернативные музыкальные стили – джаз, рок существуют уже не один десяток лет. И многие джазовые мелодии, композиции рок-групп тоже давно стали классическими. Да и музыканты симфонических оркестров охотно исполняют аранжировки этих мелодий в своих концертах. Получается, что никакие они не альтернативные - эти разные музыкальные направления…
А когда современные рэперы или участники шоу «Голос» перепевают известные классические мелодии, то зал взрывается удвоенными аплодисментами – и в честь талантливого исполнения, и с приветствием знакомого произведения. Таким образом классика и современность постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга.
Может измениться выразительный язык искусства. Но главная его тема – человек и его судьба – останется в центре внимания. И каждое новое поколение с неизменной остротой будет решать для себя проблему смысла жизни, своего предназначения. Будет искать свою красоту и свою правду. И найденные предшественниками художественные образы послужат точками опоры в этих непростых поисках.
Вот князь Игорь – у Бородина он образец мужества, воинской доблести. Как поступить герою по чести? «Плен, постыдный плен» - в отчаянии восклицает он в своей арии. Но и решиться на побег ему нелегко. Ведь Хан Кончак относится к нему как к равному. Во вражеском стане князь Игорь живет на правах гостя. И этот враг предлагает ему дружбу… А разве в нашей современной жизни не встречаются нам враги, благородно предлагающие «удобный плен»?... Есть над чем задуматься современному человеку.
С момента создания оперы Бородина проходит 100 лет и композитор Борис Тищенко смотрит на этот же сюжет совершенно иными глазами. Героический ореол, созданный вокруг образа князя, наш современник ставит под сомнение. В самом деле, исторические летописи свидетельствуют, что Князь Игорь был движим скорее тщеславием, нежели заботой о защите русских рубежей.
Вот как говорит об этом древний летописец.
О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.
Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи повреждённые, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»
Безрассудством своим князь погубил дружину, подверг смертельной опасности свою семью и родную землю. Антигероем считает его Тищенко. А восхищение истинным подвигом любви и верности вызывает у него Ярославна. Та же самая история, те же самые герои… Но как по-разному прочитан один и тот же сюжет композитором-классиком и нашим современником….
В музыкальном языке балета тоже много таких созвучий, которые во времена Бородина никто не использовал: Диссонанс, красочные звуковые пятна неопределённой высоты (сонорика), случайные сочетания звуков и ритмов (алеаторика). Но в межкультурном диалоге с ними переплетаются элементы фольклорных интонаций и молитвенных напевов – это и есть современный музыкальный язык, наполненный цитатами явными и неявными. Такую причудливую интонационную смесь композитор вкладывает в традиционный жанр балета. И в этом опять-таки классика и современность оказываются неразделимы.
Ничто не ново под луной… Все истории начинаются одинаково… - узнаёте цитату из «Ромео и Джульетты»? Шесть веков подряд люди вновь и вновь рассказывают друг другу эту историю – на языке оперы или балета, кино или мюзикла.
Меняется внешняя сторона – ритм-группа ударных сопровождает даже лирический дуэт главных героев; спецэффекты и компьютерная графика рисуют фантастические декорации. Но внутреннее содержание – разве оно изменилось? Так же как и 600 лет назад сердца ликуют от вдохновения всепоглощающей любви. А потом – замирают от невыразимой горечи жестокой расплаты за глупые, бессмысленные распри.
Мюзиклы и рок-оперы, классика в современной обработке часто оказываются как бы между двумя полюсами – музыкой лёгкой, развлекательной с одной стороны; и музыкой серьёзной, затрагивающей важные темы – с другой. Именно поэтому такие произведения иногда относят к «третьему направлению». На доступном и всем понятном музыкальном языке они «разговаривают» на важные темы.
Вечные темы искусства в каждую историческую эпоху то ненадолго замирают, то разгораются с новой силой. Наверное, у каждого поколения свои акценты и свои главные вопросы.
Подвиг по имя любви, подвиг во имя Родины… Кто и на какой подвиг способен сегодня? Готов ли наш современник пожертвовать собой? Или, может быть лучше пожертвовать кем-то другим? – Как это сделал Родион Раскольников….
Эдуард Артемьев – автор рок-оперы «Преступление и наказание» - выдающийся композитор современности. Он «говорит» с нами и на языке рок-культуры, и на фольклорном музыкальном диалекте, свободно переходит с джазового стиля на академическую классику и обратно. Музыкальное многоязычие современного мира – это прекрасная возможность пообщаться с людьми не только других стран и континентов, но и с представителями других эпох, познакомиться с разными взглядами на жизнь и впитать в себя то лучшее, что было создано человеческой культурой .
Выполните здания и ответьте на вопросы:
- Какую музыку называют классической?
А) любые музыкальные произведения, созданные в прошлом
Б) музыкальные произведения, имеющие непреходящую ценность для культуры
В) музыкальные произведения созданные представителями стиля «классицизм»
- Выберите верное утверждение
А) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежат разные сюжеты
Б) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы понимают одинаково, но произведения различаются по стилистике, музыкальному языку.
В) В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы трактуют по-разному, произведения различаются также и по стилистике, музыкальному языку.
- Среди перечисленных произведений отметьте музыку Э. Артемьева
А) Рок-опера «Юнона и Авось»
Б) Рок- опера «Преступление и наказание»
В) Мюзикл «Кошки»
Г) Мюзикл «Норд Ост»
Д) Музыка к кинофильму «Встречный»
Ж) Музыка к кинофильму «Солярис»
- Для какого музыкального направления характерны синкопированный ритм, свинг, импровизация?
А) Классика
Б) Джаз
В) Рок
- Сколько частей в Симфонии № 8 «Неоконченной» Ф. Шуберта?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
- В каких жанрах написаны эти произведения? Составьте правильные пары:
Балет
|
| «Иисус Христос – суперзвезда»
|
|
|
| Рок-опера
|
| «Призрак оперы»
|
|
|
| Мюзикл
|
| «Ярославна»
|
- Что из перечисленного относится к музыке третьего направления?
А) Светская музыка
Б) Духовная музыка
В) Фольклор
Г) Джаз
Д) Мюзиклы
Ж) Классика в современной обработке
- Кто является автором музыки к спектаклю Московского театра на Таганке «Ревизская сказка»?
А) С. Прокофьев
Б) Д. Шостакович
В) А. Шнитке
Г) Э. Артемьев
Д) Б. Тищенко
- Кто из композиторов является автором этих произведений?
Мюзикл «Ромео и Джульетта»
|
| М. Легран
|
|
|
| Музыка к кинофильму «Шербургские зонтики»
|
| Э. Артемьев
|
|
|
| Рок-опера «Преступление и наказание»
|
| Ж. Пресгурвик
|
- Как называется метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом?
А) сонорика
Б) алеаторика
В) полистилистика
- Дайте определения следующим жанрам:
- Опера
- Балет
- Симфония
- Мюзикл
|