|
|||
ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором.
Тема урока «Хоровая музыка» Цель урока: Раскрыть понятие жанра хоровой музыки. Задачи: Воспитательные: 1.Воспитывать поликультурную личность. 2.Формировать интерес к жанру хоровая музыка. Образовательные: 1. Раскрыть особенности народно-хоровой, духовной и светской музыки. Развивающие: 1. Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений. 2. Научиться сравнительному анализу вокальных произведений. 3. Использовать полученные знания в самостоятельной работе при слуховом анализе. 4. Применить полученные знания в работе с тестом. Тип урока: комбинированный. Оборудование: фортепиано, колонки, планшет, музыкальный центр, изображения хора. Музыка: приветствие; распевки; хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.Глинки; хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь" А.Бородина; хор из оперы "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского; песня «Скучно взрослым быть».
Ход урока I.Организационный момент. Музыкальное приветствие; Проверка присутствующих; Проверка готовности к уроку. II.Основная часть. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами рассмотрим новую тему, которая называется «Хоровая музыка», но перед этим мы вспомним о чем разговаривали на прошлом уроке. Скажите, что такое «жанр»? В переводе с какого языка жанр-это род? Какие жанры русских народных песен вы знаете? Что мы относим к лирическому жанру и драматическому? А что к историческому и комическому? Хорошо, молодцы! Скажите пожалуйста, как вы думаете, что такое хоровая музыка? ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором. Хор (др.-греч. χορός толпа) — · музыкальный коллектив, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); · совместное звучание человеческих голосов. - А вы знаете кто руководит хором? Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом. Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи). Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Хоровая музыка появилась очень давно, ещё в те времена, когда древние люди возле костра пели хором свои незатейливые и, наверное, совсем не рифмованные стихи. Хоровую музыку писали и использовали многие известные композиторы, такие как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Мусорский, и многие другие. Хор – это сообщество людей, которые не просто вместе поют, они должны объединить свои души в едином порыве, чтобы создать по-настоящему прекрасную музыку. Одна из особенностей хора в том, что он доступен каждому, общее пение позволяет скрыть недостатки голоса и усилить его достоинства. Однако каждый хорист должен чувствовать соседа и хормейстера, должен не только слышать музыку, но и чувствовать ее в себе, чтобы своим голосом наиболее полно отобразить ее и вплести его в общую гармонию. Виды хоровой музыки: · народный хор · академический хор · камерный хор · хор в опере · детский хор · церковный хор Жанры хоровой музыки: · песня · хоровая миниатюра · хор крупной формы · обработка, переложение · кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, месса, реквием и др.) · самостоятельный хоровой номер или сцена в опере Народная хоровая музыка выросла из народной песни. Её темы, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, об их жизни и работе. В народной хоровой музыке главное – стремление людей к единению, поэтому её отличают особая мощь и слаженность. Многие народы до сих пор сохранили свою хоровую культуру – Германия, Прибалтика, Скандинавия. В России народные хоры тоже ещё есть, например, казачьи хоры, но их становится всё меньше. Когда люди научились строить храмы, хоровая музыка поселилась и в них. Прихожане собирались в храмах для совместной молитвы, в церкви отражалась вся жизнь народа, его праздники, свадьбы, крещения, поминки умерших. Для духовной музыки очень важен текст, осмысленное произнесение слова, ведь в ней человек обращается к Богу, поэтому духовная музыка по своему характеру - серьёзная, возвышенная, философская музыка. Виды церковной музыки: · Католическая · Православная · Протестанская Хор в опере используется для того, чтобы подчеркнуть значительность момента, его торжественность, а также чтобы отобразить участие в опере народа. В русской музыке это такие хоры, как хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.Глинки, хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь" А.Бородина, хоры из опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского. Во всех этих хорах участвует большое количество народа, музыка их очень яркая, торжественная, потому что речь в ней идёт о важных событиях в жизни народа. Но хоровая музыка в опере может быть разной: весёлой, шутливой, плясовой, лирической – в зависимости от того, чем занят народ в хоровых сценах. Давайте послушаем и сравним эти хоры. А теперь скажите мне пожалуйста, что же такое хоровая музыка? Кто руководит хором? Какие виды хоров бывают? Какие хоры мы с вами слушали? Кто написал эти хоры? Какие жанры хоровой музыки вы запомнили? А что такое жанр? Какие виды церковной музыки вы узнали? Молодцы! Весь урок мы с вами говорим о хоровой музыке, давайте же ответим на главный вопрос. Почему мы поём хором? (происходит объединение людей, таким общим порывом мы показываем, что мы за одно, друг с другом). А сейчас мы приступим к разучиванию новой песни, которая называется «Скучно взрослым быть», но перед этим нам нужно распеться. А для чего мы распеваемся? Правильно, чтобы разогреть наши связки и подготовиться к пению. Сядьте ровно, положите руки на парту и успокойте ноги. Распеваемся на «ми-ме-ма-мо-му», «ри-ре-ра-ро-ру», «ли-ле-ля-лё-лю» и т.д.; поем гамму до-мажор на легато и стаккато и т.д. А сейчас послушаем песню. После слушания песни начинаю с детьми учить слова первого куплета. Сначала я говорю строчку, а потом дети за мной повторяют и так весь куплет. Далее после того как выучили слова, соединяем слова с мелодией. Сначала я показываю как нужно петь, а после дети повторяют за мной. Так разучиваем всю песню. После того, как дети выучили слова первого куплета и припева, я вызываю к доске по три человека исполнять песню.
III. Итог урока. Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека. Скажите, какую тему мы сегодня с вами раскрыли? Так, что же такое хоровая музыка? Какие виды и жанры хоровой музыки вы запомнили? Какие произведения слушали и кто написал эти произведения? Какую песню начали разучивать? Ребята, вы сегодня на уроке поработали очень хорошо. Особенно хочу отметить Ваню и Дашу за активные ответы. На следующий урок выучить слова первого куплета и припева. На этом наш урок подошел к концу. До свидания!
|
|||
|