|
|||
Тема урока: « Хор как художественно-исполнительский коллектив»Тема урока: « Хор как художественно-исполнительский коллектив» Цель урока: Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке. Задачи урока: 1. Обучающие - обеспечить формирование у учеников знаний об особенностях работы хорового ансамбля. - обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. 2. Развивающие – создать условия для развития у ученика способности к хоровому ансамблю. - элементы хорового ансамбля: ритмический, интонационный, динамический, интонационный, гармонический. - эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями; 3. Воспитательные - создать условия для: - воспитания сознательного подхода к обучению; - повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации; - стимулирования творческого поиска ученика в создании интерпретации произведений. Тип урока: комбинированный.
Методы работы: по источнику знаний: словесные – показ, комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа; практические – упражнения, практические задания; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода. Методы вокальной педагогики: - вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. - формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления. Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент. Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация по теме урока, зеркало.
Используемые произведения: 1.Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство». 2. А. Пахмутова, Н.Добронравов «Пока не поздно». 3. Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли».
Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. 3. Правила при пении стоя и сидя: -При пении поза должна быть неподвижной -правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (3 позиция) -тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и с права на лево -вредным является излишнее поднимание плеч -нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины расслаблены -свободная нижняя челюсть, без напряжения. Вам всем нравится петь песни, поэтому давайте улыбнемся и с настроением поработаем на уроке! 4. Подготовка голосового аппарата к работе - распевание хора (пение распевок, скороговорок). 5.Хоровой ансамбль - это художественное единство совместного исполнения, уравновешенность, согласованность всех технических и художественных средств выразительности в хоровом исполнении. Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения./ сост.В.Соколов, В.Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9) Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар. Элементы ансамбля: ритмический, динамический, вокальный, унисонный, гармонический, полифонический, хора и солистов. Ритмический ансамбль включает в себя все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе. Ритмически четко, вступать и прекращать петь, четко выявляя метрическую структуру произведения. Ритмическое воспитание хора является главной задачей, ибо исполнительский ритм всегда имеет музыкально-выразительное значение и работа над ним является также над музыкальной фразой, интонационным строем и главное над содержанием произведения. Динамический -(с греческого «сила») уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованной громкости звучания хоровой партии в общем ансамбле. 6. Применим эти знания в работе над произведением Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство». Ю́рий Васильевич Шатуно́в (род. 6 сентября 1973 года, Кумертау, Башкирская АССР) — советский и российский певец, солист группы «Ласковый май» (1986—1991). Характер произведения - веселый, живой, легкий, подвижный, игровой. Размер 4/4.Тональность ля-минор, с отклонением в си-мажор. Темп - аллегро. Форма: простая куплетная. Ансамблевые трудности: унисонное исполнение хоровой партии. Необходимо добиваться легкости в исполнении, отразить игровое настроение, гибкость динамического развития, а так же особенности темпового движения. Штрих нон легато. 7.Работа над произведением А. Пахмутова, Н. Добронравов «Пока не поздно». Эту песню А. Пахмутова - Н. Добронравов всегда исполнял с особым воодушевлением, вкладывая всю свою душу в каждое слово песни «Пока не поздно», пытаясь донести до слушателя все эмоции, которые он переживал в момент исполнения песни. И такое отношение исполнителя, по мнению почитателей его таланта, демонстрируется и тогда, когда он поет другие свои композиции. Это произведение известного композитора песенника в репертуаре знаменитого певца И. Кобзона. А также современная интерпретация песни Мария Шерер. (Показ произведения). 8. Работа над произведением Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли». «Журавли́» — песня на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий. Конкретное посвящение — Марку Бернесу («Марку Бернесу, для которого эта песня стала последней») Через несколько лет после появления песни «Журавли» в СССР, в местах боёв 1941—1945 годов, стали возводить стеллы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Так, журавли из песни стали символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну, например, Памятник«Журавли» в Саратове или мемориал «Журавли» в Санкт-Петербурге. Был выпущен значок с изображением вечного огня, в пламени которого летят журавли, и надписью "А превратились в белых журавлей". В 2016 году в Словении на мемориальном кладбище Жале в центре Любляны был открыт памятник «Сынам России и Советского Союза, погибшим в Словении». Журавлиный клин поднимают в небо восемь стелл — по числу лет Первой и Второй мировых войн. С 1986 года 22 октября в Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб. Песня упоминается в «Журавлиной песне» Г. Полонского и К. Молчанова из фильма «Доживём до понедельника»: -работа над интонированием. -работа над общим ансамблем. Гармонический ансамбль - полное равновесие хоровых партий. Мелодия должна звучать отчетливо. 9. В заключении: Творческая спаянность, дружеские отношения между участниками хора оказывают огромное влияние на всю работу хора в целом и в частности на достижение хорошего ансамбля.
|
|||
|