Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыкальная литература  6 класс 1 четверть 1 урок



Музыкальная литература  6 класс 1 четверть 1 урок

Группы по расписанию: среда 16-15 и 13-30, четверг 10-55

Урок 1.

Тема: Романтизмв музыке

1.Прочитайте новый материал и сделайте записи по теме:

Вера в чудеса, ощущение тайны в жизни природы и человека, любовь к народным легендам и сказаниям, а, главное, разочарование в идеалах классицизма стали основой новой художественной эпохи. Имя ей – романтизм.

                                             

Термин романтизм производен от латинского “romanum” – римский. Прежде всего имелись ввиду литературные произведения Средних веков, написанные не на латыни (благородном, высоком языке). Эти сочинения противопоставлялись искусству античности и, следовательно, классицизму.

Романтизм - направление в искусстве, границы которого охватывают примерно конец 18 – середину 19 века.

Романтизм предложил множество новых сюжетов, новых идей, в которых любой мог найти что-то близкое именно ему. И одной из главных идей стало внимание к внутренней жизни человека, внимание к его чувствам и переживаниям. Чувства оказываются более важными, чем разум, рассудок. Сопереживание, автобиографичность – все эти качества становятся постоянными «спутниками» романтизма. 

Очень часто человек оказывается вне общества, так как не хочет жить по приземленным правилам. Общество подобной смелости не прощает и человек становится изгнанником.

Где же герой может найти покой, утешение, понимание?

Один из ответов на этот вопрос – в природе.

Загадки, сказки, фантастика…  Эти явления оказываются вдруг заново открытыми романтиками! Волшебный мир находится совсем близко с нами, надо только остановиться и увидеть его. И тогда реальность со всеми скучными условностями и правилами отступит!

 

Эстетические принципы романтизма:

• Неприятие реальной жизни

• Исключительность романтического героя

• Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы

• Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья

• Интерес к фольклору

• Экзотика дальних стран

   Романтизм заявил о себе, прежде всего, в немецкой литературе. Имена Ф.Шиллера, И.Гёте, братьев Гримм, Г.Гейне, Э.Т.Гофмана составляют «золотой фонд» романтической литературы; их драмы, повести, поэмы, сказки показывают читателю мир романтизма во всем его многообразии.

Английские романтики – Байрон, Шелли, В.Скотт – развивают в своем творчестве те же идеи. 

И в их произведениях герой-одиночка противостоит обществу, оживает

противоречивая история рыцарской Англии и т.д.

    

Эбботсфорд – замок В.Скотта, построенный в начале XIX века

         Джордж Гордон  Ноэль Байрон

«Паломничество Чайльд-Гарольда».

Михаил Врубель «Демон»

  М.Ю.Лермонтов

Люблю тебя не здешней страстью,

Как полюбить не можешь ты:

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты. (М. Лермонтов «Демон»)

Карл Брюллов. Гадающая Светлана

Вот красавица одна;                               Темно в зеркале; кругом

К зеркалу садится;                             Мертвое молчанье;

С тайной робостью она                          Свечка трепетным огнем

В зеркало глядится;                                Чуть лиет сиянье…

В.Жуковский  «Светлана»

• Герой эпохи: портретная живопись

• В борьбе со стихией: пейзажная живопись

• Культ прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и Средневековья

• Современная жизнь глазами романтиков

• Экзотика Востока

В живописи начала XIX века романтизм предстает бесконечно разнообразным в творчестве французов Т.Жерико и Э.Делакруа, испанца Фр.Гойи, немца К.Д.Фридриха, англичан Дж.Рейнолдса и У.Тернера.

У.Тернер    Замок Кэнарвон

Исключительность романтического героя

• Внутренняя раздвоенность

• Одиночество в реальном мире

• Поиски идеала и мечты

• Жизнь в сфере эмоций и чувств

• Герой не преклоняется перед миром природы.

• Предметы усиливают, повторяют черты героя или оттеняют по принципу контраста.

                     

 

 Каспар Давид Фридрих «Странник над туманным морем»

Каспар Давид Фридрих  «Двое, созерцающие луну»

        

Иван Айвазовский «Ледяные горы»      Иван Айвазовский «Радуга»

 

     

    

      

Чесменская церковь в Петербурге           Вокзал в Петергофе

архитектор Юрий Фельтен                   архитектор Николай Бенуа

 

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век.

Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Романтизм вызывает к жизни новые музыкальные жанры – прежде всего, это миниатюры инструментальные и вокальные. Именно в небольших пьесах (иногда объединенных в циклы) композиторам лучше всего удается передать то или иное настроение, впечатление, душевное состояние. Музыкальные моменты, песни без слов, экспромты, баллады – все эти инструментальные (чаще всего – фортепианные) миниатюры заявляют о себе в творчестве композиторов, живших в первой половине XIX века. 

 

В России в русле романтизма работали:

А.А.Алябьев, М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский,  

Н.А.Римский-Корсаков,    А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, П. И. Чайковский.

Композиторы романтики не отказывались от классической музыки. Они продолжали развивать лучшие традиции классицизма. И все-таки новый стиль имеет свои черты. Они видны в философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и музыкальных средствах ее выражения.

2. Послушайте музыкальные произведения, отмеченные значками   

Чтобы видео началось необходимо: 1. нажать на клавиатуре клавишу Ctrl и 2. навести мышку на слова Смотреть видео (появится ладошка) 3. щёлкнуть левой кнопкой мыши и откроется страница в YouTube.

 

1) Н.Паганини Каприччио № 24 Смотреть видео

2) Ф.Шуберт Музыкальный момент фа минор Смотреть видео

3) Ф.Лист Рапсодия №2 (послушать фрагмент) Смотреть видео

4) Ф.Мендельсон Песня без слов фа диез минор Смотреть видео

5) Ф Мендельсон Песня без слов № 34 До мажор "Прялка" Смотреть видео

6) Ф.Шопен Вальс до диез минор Смотреть видео

7) Ф.Шопен Этюд № 12 "Революционный" Смотреть видео

8) Р.Шуман Цикл "Карнавал" пьеса "Киарина" Смотреть видео

 

3. Укажите исполнителей произведений, которые вы прослушали.

  

Домашние задания выполнить в тетради и принести в школу до следующей среды.

Оставлять на вахте для Евдокимовой Ирины Михайловны.

Не забыть подписать тетради!            

 

ВКонтакте только получать информацию!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.