Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа № 26. Тема: «Исследование развития образования в России и Курском крае». Краткая теория



Практическая работа № 26

Тема: «Исследование развития образования в России и Курском крае»

Цель:Исследовать развитие образования в Курском крае

Место проведения: учебная аудитория

Средства обучения:

- работа с книгой, учебник История и современность Курского края гл.4.2

- методические рекомендации к практической работе №26

­ РМ к практической работе 

Виды самостоятельной работы:

­ заполнение таблицы

­ работа с РМ

 

Краткая теория

Зарождение образования в Киевской Руси началось только после крещение народа князем Владимиром Святославовичем. Первые школы на Руси были учреждены в 988 году в городе Киеве. Эта информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Имя князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Вспомните, в каком году и в каком письменном источнике было первое упоминание о городе Курск?В летописи «Житие Феодосия Печерского», написанной монахом Нестором в XI веке, упоминается и об одной из первых школ г. Курска.

Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.

При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: «без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».

За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.

В России в 1714—1744 годах открываются цифирные (арифметические) школы, государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков. В 1716 г. такая школа была открыта и в Белгороде. По указу Петра I они должны были открываться во всех губерниях и провинциях как школы обязательного обучения всех детей дворян и чиновников от 10 до 15 лет. Это требование позднее было распространено на детей духовенства и купечества.

Российское образование при Екатерине II Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1783 году в Курске открывается дворянское училище, преобразованное позже в Главное народное училище. Создаются 16 малых народных училищ в уездах губернии и в черте Курска: Георгиевское и Ямское. В программу этих училищ включалось изучение арифметики, чтения, рисования, священной истории. Обучение было бессословным, к нему имели доступ как дети дворян, так и крепостных. Светские школы имели более слабую материальную базу, чем духовные.

 В 1787 году Курск посетила императрица Екатерина II, пожертвовавшая на нужды образования свыше трех тысяч рублей. Это послужило началом развития элементов попечительства и меценатства. В 1793 году в Курском и Георгиевском училищах вместе с мальчиками стали обучаться и девочки. Открываются частные пансионы для них. Одним из первых в Курске считается пансион француза Ренеда. Девочки изучали в нем французский и немецкий языки, танцы и жили на полном содержании.

Начальные школы Количество школ, предназначенных для народа, до 1861 г. было так незначительно, что крестьянское население и горожане низших сословий оставались почти поголовно безграмотными. Наиболее распространенными на селе были школы грамоты, где срок обучения длился 1—2 года. Их создавали сами крестьяне на паевые средства. Учительствовали здесь грамотные дьячки местной церкви, отставные солдаты или бывшие дворовые. Не было для них школьных учебников и пособий, не говоря уж о школьной мебели. Часто не было и специального помещения, а учителя жили и занимались по очереди в избах у родителей учеников. Обучение детей крепостных крестьян целиком зависело от лиц и учреждений, которым принадлежали отцы и матери детей и сами дети. Если помещик хотел, он устраивал школу для детей своих крепостных, а если не желал, никто его принудить сделать это не мог.

В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста.

На пожертвования, в том числе князя В. Барятинского, губернатора П. Бабикова была открыта Мариинская женская гимназия. Она давала общее и среднее образование, а позже – специальное педагогическое. Гимназия располагалась в нынешнем здании педуниверситета. В 1864 году в Курской губернии было всего лишь 40 начальных школ, а вовсе их не было во Льговском, Рыльском, Тимском уездах.

Новый этап развития школьное образование получило в период реформ 60-70 г.г. XIX века. Именно с появлением земства – губернское и уездные – начинает развиваться школьная сеть. Деньги на содержание школ привлекались из разных источников: из государственной казны, по завещанию именитых граждан, из созданных различных фондов… Однако главными были собственные земские средства. К 1905 году на них были построены 358 школьных зданий.

Женское училище1-го разряда было преобразовано в 1870 г. в женскую Мариинскую гимназию (ныне КГУ). Позднее были открыты 2-я женская гимназия и гимназия О.А. Красовской.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах XIX века был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. В середине XIX века в Курской губернии существовало 265 светских учебных заведений, в которых обучалось более 10 тыс. мальчиков, женских заведений было всего 24 и обучалось в них всего 647 девочек. В 1808 г Курске была открыта классическая 4-хклассная (с 1841 -7-классная) мужская гимназия для детей дворян. Она была построена на пожертвования дворянства и включала изучение начальных знаний по математике, физике, истории, закону Божию, философии, иностранным языкам и др. В 1857 г. при гимназии были открыты реальные классы, одно- и двухгодичные курсы для людей всех сословий. Если в гимназии основное внимание уделялось "гуманитарному" образованию: древним и новым языкам, словесности, истории, логике, риторике, то реальные классы обучали предметам, которые должны были пригодиться в практической работе: технической химии и практической механике, рисованию и счетоводству.

Кроме того, в городе можно было получить образование в церковно-приходских и воскресных школах, в частных школах начального образования, в уездном училище с землемерным классом, уездно-приходском духовном училище, епархиальных народных училищах.

Начальные и средние учебные заведения имелись и в уездных городах. Так, в Рыльске в конце XIX - начале XX в. имелось 10 начальных и средних учебных заведений, из них 3 гимназии. В г. Дмитриеве в концу века действовала женская прогимназия и городское народное училище. Женская гимназия имелась и в Судже.

Система образования в России на рубеже 19-20-х веков включала три ступени:

1) Начальную:

· Церковноприходские школы,

· Народные училища

2) Среднюю:

· Классические гимназии

· Реальные и коммерческие училища

3) Высшую школу:

· Университеты

· Институты.

После установления Советской власти уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов. Введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.