|
|||
Разновидности этикетаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Культура личности - еще один существенный аспект понимания культуры. Этим понятием часто обозначают уровень воспитанности и образованности человека, уровень овладения той или иной сферой знания или деятельности. В данном случае понятие культуры фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношение к другим людям, к деятельности. О культурного человека в сфере производства говорят как об ответственного, подготовленного и дисциплинированного специалиста, в бытовой сфере - как хорошего семьянина и хозяина, в сфере науки - как о талантливом ученом, в искусстве - как об одаренного художника, музыканта, композитора, поэта и т.д. Культура личности как целостное образование определяется глубиной, широтой и степени освоения и усвоения им общечеловеческих достижений материальной и духовной культуры, превращением их на свой внутренний духовный мир и умением применять в процессе жизнедеятельности и общения с другими людьми. Личность и творением культуры, и ее создателем. Осваивая мир культуры, человек творит себя как личность и становится способной обогащать этот мир культуры. Через освоение культуры формируются духовный мир человека и его основные сущностные силы: воля, чувства, разум, вера, духовные ориентации и мировоззрение. XX в. показал, что подавляющее большинство выдающихся мыслителей подчеркивает, что духовность и сущностные силы человека невозможно непосредственно вывести только из практики, тем более с трудовой деятельности человека. Они утверждают, что сущностные силы человека формируются в результате, как освоение всей культуры, так и развития разнообразных форм и способов человеческой деятельности. Первым и самым важным в этом отношении является усвоение языка, поскольку культура дается человеку в языке и через язык, а, следовательно, именно овладение языком и является необходимой предпосылкой формирования сущностных сил личности. Человек исторически формировалась как человек в той мере, в какой она через трудовую деятельность училась преодолевать свои инстинкты, подчиняя свою деятельность общественным установкам и нормам. Воля воспитывается в труде и в то же время является ее необходимой предпосылкой, ибо труд предполагает, с одной стороны, создание и использование орудий труда, а с другой - наличие цели деятельности. Однако мы напомним, что сила воли - это сила человеческого духа, что определяет степень ее свободы. Например, слово «воля» в русском языке имеет два значения: воля как способность, как «сила воли» и воля как вольность, свобода. Украинский язык, совместив в одном слове эти значения, отбила глубокая связь между волей как силой воли и свободой как свободой. Человек без силы воли является рабом капризной игры своих желаний, ее творческие способности обречены на угасание, деградацию. Но волю нельзя рассматривать изолированно от других сущностных сил человека, ибо сама по себе она может быть и хорошим, и злой волей. Она будет служить идеалам человечности или силам зла - зависит от совершенствования человеческих чувств, от их содержания, направленности, ценностной ориентации, поскольку в первую очередь на них основывается духовную жизнь человека.Сфера человеческих чувств очень многогранна - это чувство моральные, религиозные, общественные, эстетические, патриотические, семейные и др. Она имеет важное значение для развития творческих способностей личности, поскольку на основе чувств формируется способность воспринимать мнимое как действительное, идеал как жизнь, прошлое и будущее как настоящее, настоящее. А также выбирать и формировать, создавать эти идеалы и ценности. Первым шагом к формированию этих способностей является, детские игры как исторически выработана форма привлечения детей к деятельности взрослых, к ее моральных отношений в воображении. Любая игра является первоначальной почти для всех сфер культурной деятельности. Игра есть, прежде всего, и главным образом свободной деятельностью. Она возникает на основе духовных возможностей человека, реализует их, развивает, подносит к высших достижений человеческого духа. Игра формирует способность в воображении ставить себя в моральные отношения, вживаться в образы и способы деятельности других людей, усваивать лучшие общечеловеческие моральные качества: сострадание, любовь, человечность.
Этикет Этикет – это регламентация поведения, которая затрагивает разные сферы человеческих взаимоотношений(общение, культура одежды, национальные традиции, деловые связи). Еще при первобытно-общинном строе начали вырабатываться конкретные нормы поведения каждой группы общины: мужчины занимались добычей пищи и защитой от врагов, женщины берегли огонь и воспитывали детей, старейшины передавали знания и накапливали новые. Древнейшим кодексом поведения можно назвать китайскую «Книгу исторических преданий», которая повествует об основных человеческих качествах: мужество, верность, мудрость, человеколюбие, почитание старших. Шли столетия, возникали все новые обычаи, менялись нравы. Все это сливалось в единое понятие «этикет». Существует множество разных определений данного понятия. Наиболее распространенное говорит о том, что этикетом является свод правил поведения в обществе. Интересно, что для многих «этика» и «этикет» понятия тождественные. В целом – это верно, значения слов тесно связаны. Однако слово «этикет» (etiquette) – французского происхождения, а «этика» (ethika от ethos – привычка, нрав) – греческого. «Etiquette» переводится как «записка, ярлык». Во Франции этим словом обозначали записку – протокол церемониальных действий. В России первое руководству по этикету появилось при Петре I, прорубившем окно в Европу. Человек он был прямолинейный, с боярами особо не церемонился, а посему и сборник правил поведения при дворе представлял собою довольно грубые указания. Внедряя западную манеру поведения, форму одежды, внешний вид, сам царь строго и настойчиво следил за выполнением этих правил. Общие правила современного этикета · приветствие при встрече: первыми здороваются младшие, затем старшие, мужчины первыми приветствуют женщин. Исключение из этого правила: любой вошедший в помещение человек, будь то мужчина или женщина, первым приветствует присутствующих; · уважение границ личного пространства: не стойте слишком близко, трогать, похлопывать, целовать и обнимать человека, возможно только после его разрешения; · опрятность внешнего вида: одежда должна быть не только модной, но и чистой, соответствовать ситуации; · использование вежливых слов (спасибо, пожалуйста, извините).
Разновидности этикета
|
|||
|