Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Критерии отбора репертуара



Критерии отбора репертуара

Репертуар – один из самых важных, значимых вопросов деятельности творческого коллектива. Репертуар – его лицо, визитная карточка. Ещё не слыша вокально-хорового коллектива, но зная его репертуар, можно в определённой мере судить о его творческом лице, эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях. Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. Вот почему с такой тщательностью должна продумываться руководителем хора репертуарная политика. Работа над репертуаром – предмет постоянного поиска и неустанных забот дирижёра.

Песенный репертуар должен тщательно отбираться и классифицироваться. Выполнение этого требования возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар, в котором сочетается различный характер произведений: игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые. Это могут быть сочинения советских и современных авторов, русская и зарубежная классика, народное творчество и старинная музыка.

В подборе репертуара существуют 4 основных принципа, на которые должен опираться художественный руководитель:

1) Произведение должно быть доступным для исполнения;

2) Произведение должно быть художественным и увлекательным;

3) Произведение должно быть педагогически целесообразным (т.е. учить чему-то нужному и полезному);

4) Выполнять воспитательную роль.

1 принцип.Принцип доступности. Хормейстер должен уметь объективно и верно оценивать возможности хорового коллектива. Исполняемые произведения должны соответствовать возрасту хористов, их вокальным возможностям. Можно выделить 3 основных аспекта доступности:

1) Доступность для понимания. Хормейстеру следует обращать внимание на соответствие художественного

содержания хорового произведения возможностям                           восприятия детей данной возрастной группы. Не следует включать в репертуар песни, содержание которых не будет понятно детям (философские размышления, любовь между мужчиной и женщиной  и др.)

2) Доступность диапазона (не допускать в работе с недостаточно подготовленным коллективом произведений как с очень высокими, так и низкими тесситурными условиями, что может привести к форсированному звуку и травмированию голосовых связок).

3) Доступность исполнительски-техническая.              Возможности детских голосов различных возрастных групп должны быть хорошо известны хормейстеру. Необходимо сопоставлять чисто технические возможности хора с теми, которые предъявляются разучиваемым хоровым сочинениям.

2 принцип.

Главной задачей хормейстера в работе с детьми является возможность увлечь их музыкой, привить интерес к хоровому творчеству. Подобранный репертуар должен нравится детям, они должны работать над ним и исполнять с удовольствием. Необходимо, чтобы песни вызывали у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании юных певцов.

Выбирая произведения для разучивания, руководитель должен думать и о художественной ценности. Включение в репертуар классики и народной музыки – обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива, и в исполнительском отношении, и в смысле общемузыкального развития хористов. Особое место занимают обработки народных песен, а также обработки и аранжировки русской и зарубежной классики, в том числе песни и романсы. Чуткое отношение к исполнению классических хоровых произведений помогает воспитанию высокого художественного вкуса, приучает к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, образовывает коллектив. На классическом репертуаре участники детского хора развивают мелодический и гармонический слух, приобретают навыки исполнения полифонических сочинений.

3 принцип.Каждое воплощённое произведение – это решение конкретных учебных задач, овладение конкретными вокально-хоровыми навыками. На хоровых занятиях хористы должны научиться читать ноты, чисто интонировать, применять навыки многоголосного пения и a cappella. Правильный репертуар поможет развитию певческого диапазона, тембра, дыхания, музыкальной памяти, чувства ритма. Певцы овладеют разнообразием динамического звучания, а также общей грамотность., разносторонним развитием.

4 принцип.

Хоровая музыка – это музыка вокальная, неразрывно связанная с литературным текстом, поэтому особое внимание должно быть направлено на воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов сочинения, содержание поэтического текста. Важнейший участок нашей работы – воспитание чувства патриотизма, национализма и других лучших черт человека. Репертуар школьного хора должен включать: песни о Родине, маме, песни, воспевающие красоту природы, песни о школе, о дружбе. Именно такие произведения помогают формировать характер ребёнка, его сознание.

Каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъёме. Созданию такой обстановки в значительной мере способствует наличие в репертуаре трёх групп сочинений.

Одна группа должна полностью соответствовать исполнительским возможностям детей, другая – немного опережать эти возможности и третья – быть легче достигнутого уровня. Соблюдение этого принципа активизирует хоровые занятия лучше усваивать песенный материал на уроке. В начале урока дети работают с большим вниманием и самоотдачей. Именно в это время и следует разучивать наиболее сложные сочинения или добиваться усвоения самых важных вокально-хоровых навыков, работать над трудными в интонационном отношении фрагментами. В конце урока можно разучивать, или исполнять самые легкие, хорошо освоенные сочинения. Немаловажное значение имеет и количественная сторона песенного репертуара. В этом вопросе недобор также плох, как и перебор песен.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.